170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ИЛАРИОН (ГРОМОВ). Путь жизни: Крупшево-Орша-Афон-Бутово

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ИЛАРИОН (ГРОМОВ). Путь жизни: Крупшево-Орша-Афон-Бутово

9 февраля совершалось молитвенное поминовение новомучеников и исповедников Церкви Русской — ведомых и неведомых, известных всем и тех, чьи имена знает лишь Господь. Гонения, ссылки, тюрьмы и самую смерть претерпели многие насельники и насельницы сотен российских монастырей. О подвигах одних из них стало известно из следственных дел, о жизни других рассказывали люди, которым Божиим Промыслом довелось оказаться рядом, скорбный путь иных остается пока сокровенным.

В 2017 году, когда скорбно вспоминалось столетие революции, мы обнаружили в списке новомучеников и исповедников Российских святого из соседней с нами деревни Крупшево – преподобномученика Илариона (Громова). Детство и юность его были связаны с нашей обителью, ведь скорее всего, именно сюда, как в ближайший храм (всего полтора километра) ходили молиться жители Крупшева, а прпмч. Иларион (в миру Иван Андреевич Громов), как тяготевший к монашеству, конечно любил монастырские службы, и, возможно, именно здесь созрело его решение посвятить свою жизнь Богу.

Преподобномученик Иларион родился в 1867 году в крестьянской семье в селе Крупшево Клобуковской (ныне Каблуковская) волости Тверского уезда Тверской губернии. В 1895 году на 28-м году жизни он уехал на святую гору Афон и поступил в русский Пантелеимонов монастырь. В том же году был пострижен в рясофор с именем Иоанн, а в 1902 году в мантию с именем Иларион. В 1912 году его отправили в Москву, на Подворье монастыря.

Настоятелем Подворья в ту пору был великий старец — преподобный Аристоклий (Амвросиев). Несмотря на тяжелый недуг (большую часть жизни он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный занимался благоустройством обители, руководил издательской деятельностью, а кроме того, духовно окормлял множество людей, которые шли к нему со всей России. Иеросхимонах Аристоклий обладал дарами прозорливости, исцелений, изгнания бесов. В день преподобный принимал иногда более тысячи человек. В тяжелое революционное время по молитвам преподобного Аристоклия люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. По инициативе святого старца на Афонском Подворье в Москве издавался журнал «Душеполезный Собеседник», а также множество других интересных и полезных изданий.

Издательское дело и стало основным послушанием о. Илариона (Громова) на Московском подворье. С началом Первой мировой войны при Подворье был открыт лазарет, где монах Иларион также самоотверженно трудился. Вот что пишет он на Афон своему игумену Мисаилу 5 мая 1915 года: «У меня на Подворье взяли тоже четырех моих помощников, без которых мне приходится трудненько. Теперь нужно в каждое дело вникать самому. Кроме того, еще и лазарет, да приходящих к нам на перевязку хватает с четырех других лазаретов. За всеми нужно смотреть». После кончины в 1918 году старца Аристоклия отец Иларион возглавил Московское подворье. 9 ноября 1920 года его рукоположили во иеродиакона, а затем и во иеромонаха.

Вскоре большевистское правительство перешло в наступление на духовенство и Церковь. Подворье было закрыто. Вот как пишет об этом отец Иларион в своем письме к игумену Мисаилу от 21 декабря 1922 года: «Батюшка! Дополнительно посылаю Вам настоящее письмо о нашем великом испытании, которое постигло нас, а именно: наше Подворье отобрано и теперь перешло в коммунальное хозяйство Горной Академии студентов. Нам пока временно для жилья дали уголок — помещение бывшего приюта. Из церкви, а также из могилки вывезли все… Одним словом, с закрытием храма мы теперь лишены духовного утешения. Дорогой Батюшка! Тяжело и горько нам живется. Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы — Ваши дети, находимся здесь как сироты, застигнутые судьбой бушующего житейского моря. Вся цель и стремление здешней вверенной мне братии — уехать в святую обитель». 

Но отец Иларион с братией Подворья так и не смог вернуться на Афон. Он много хлопотал о выдаче заграничных паспортов для себя и для братии, но этим только привлек к себе внимание властей. Начались преследования. До некоторого времени отцу Илариону удавалось избегать ареста. С 1922 года он служил сверхштатным священником в храме святого Григория Неокесарийскаго в Москве. Но гонения на духовенство усиливались, и отец Иларион был вынужден скрываться. Его приютил у себя дома Николай Александрович Рейн, также будущий новомученик. На его квартире отец Иларион совершал богослужения. 28 декабря 1930 года отец Иларион в числе других 400 верующих был арестован. Убедившись из расспросов, что перед ним иеромонах, следователь спросил его, ведет ли он агитацию против советской власти, а также, что он отвечает верующим, когда те спрашивают, есть ли в настоящее время в стране советов гонения на религию? Отец Иларион ответил: «Агитации против советской власти я не веду. Верующим, которые обращаются ко мне по вопросу о гонениях на религию, я всегда объясняю так, что всякая власть дается от Бога, а поэтому всякой власти надо подчиняться и переносить все гонения на религию». Выяснив, что иеромонах Иларион считает, что при советской власти гонения есть, следователь отпустил его, взяв подписку о невыезде. 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило всех арестованных к трем годам ссылки. Половина арестованных была отправлена в Казахстан, а половина, в которую попал и иеромонах Иларион, в Северный край на строительство железнодорожной ветки в глухой тайге, где условия работы и жизни были самые тяжелые. Сюда было сослано много духовенства, и многие здесь умерли от болезней и непосильного труда. В 1934 году отец Иларион вернулся в Москву, но в выдаче паспорта ему опять было отказано, и он поселился в поселке Новые Петушки (ныне г. Петушки) Владимирской области у своего духовного сына. Здесь он прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для окормления духовных чад.


26 августа 1937 года иеромонах Иларион был вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и допрошен. Отец Иларион не признал себя виновным, а следователь и не настаивал — для него было достаточно показаний лжесвидетеля, а также и того, что священник был судим за контрреволюционную деятельность в 1931 году. 8 октября 1937 года особой тройкой при УНКВД по Московской области иеромонах Иларион (Громов) был приговорен к расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 11 октября 1937 года. Честное тело священномученика покоится в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой (подробнее — доклад игумении Евпраксии (Инбер) на конференции “Древние монашеские традиции в условиях современности” 21 декабря 2017 года. Нило-Столобенская пустынь (https://orshin.ru/wp-content/uploads/2018/03/doklad-2018-01-27-02).


Постановлением Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 года иеромонах Иларион (Громов) был причислен к лику святых, теперь его имя значится в списке новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников Бутовских и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

В Оршине монастыре была написана икона преподобномученика, на которой он изображен вместе со своим духовным наставником старцем Аристоклием.

Сохранился дом в д. Крупшево, где родился и вырос отец Иларион, нашлись его родственники, многие из которых оказались воцерковленными людьми, но даже те из них, кто пока еще на пути к храму, весьма утешились, узнав о таком великом предстателе и за их род, и за деревню, и за тверскую землю, и за всю нашу многострадальную Отчизну. Возле дома Громовых в день памяти преподобномученика Илариона, 11 октября, и в 4-ю суб­бо­ту по Па­схе в день па­мя­ти Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков, в Бу­то­ве по­стра­дав­ших, мы служим молебны и просим его небесного заступничества.

Мы всегда также молились, чтобы открылась судьба сестер, изгнанных вместе с Матушкой Виталией в 1919 г. из Оршина монастыря, и постепенно Господь исполняет просимое. Три года назад узнали о месте упокоения благочинной – монахини Алевтины, вскоре нам указали и могилу послушницы Александры (https://orshin.ru/about/news/v-pamyat-vechnuyu-budet-pravednik.html).

Надеемся, что станет известно и о тех сестрах, которые нашли пристанище при Успенской единоверческой церкви на Волыни и в других тверских монастырях, и о тех, кто переселился в соседние деревни, и о тех, кого сослали в 1931 г. в казахстанские лагеря. Ежедневно читается монастырский Синодик о упокоении игумении Виталии, монахинь Ангелины, Алевтины, Феофании, Софии, Антонии, Нонны, Евфалии, Мариамны, Вениамины, Зинаиды, Фаины, Поликсении, Нины, Ираиды, инокинь Евгении, Смарагды, Калерии, Филицитаты, Евпраксии, Антонины, Феоктисты, Валентины, Ермионии, Трифины, Иулии, Маргариты, Евдокии, Фомаиды, Серафимы, Марии…


Молитвами преподобномученика Илариона и всех сестер, изгнание претерпевших и лишения Христа ради, помоги, Господи, веру православную и обеты святыя, иже при крещении и пострижении данныя сохранити, покаяние теплое и молитву непрестанную стяжати, и ответ добрый на Страшнем Судилищи услышати!

Вознесенский Оршин женский монастырь, г. Тверь



Возврат к списку