18.07.2019 | 

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь

Новоторжский Борисоглебский монастырь – один из древнейших Российских  православных монастырей —  был основан в 1038 г. преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в город Новый Торг (ныне Торжок)  в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается третьим монастырем со времени их появления в России. Название обители возникло от имен двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроитель монастыря преподобный Ефрем был родом из Угорской земли (нынешней Венгрии) и имел двух родных братьев – Георгия и Моисея, вместе с которыми он пришел в Киев на службу к князю Борису, у которого служил в звании конюшего. Равноапостольный князь Владимир приказал в 1015 году сыну своему Борису отразить печенегов, которые нападали на юго-восточные пределы России. Молодой князь с радостью отправился в поход на врагов. В числе дружины были Моисей и Георгий; самому же Ефрему по особенному устроению Промысла Божия не случилось быть в этом походе. Неприятели ещё ранее прибытия Бориса бежали, и князь радостно возвращался домой. На дороге застигла их весть, что князь Владимир скончался и Святополк, усыновлённый племянник Владимира, желая один владеть Русской землёй, объявил себя великим князем и послал убийц погубить Бориса и Глеба. Борис не хотел допустить и мысли о злобе и коварстве старшего брата и не принял никаких предосторожностей. Вскоре, в ночь с субботы на воскресенье, убийцы, присланные Святополком, ворвались в княжеский шатёр и бросились на князя с копьями. Брат Ефрема Георгий, пытаясь защитить господина, загородил его своим телом, был пронзён копьями и умер. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную Борисом, и отрубили ему голову. А благоверного князя, исколотого, но ещё живого, отвезли к Святополку, который повелел довершить злодеяние — вонзить меч в сердце страстотерпца. Это произошло 24 июля 1015 года на берегах реки Альты, в нынешней Полтавской губернии. Преподобный Ефрем, придя на место убийства князя и желая погрести тело и брата своего Георгия, нашел лишь одну отсеченную главу, которую впоследствии по завещанию прп.Ефрема, братия Новоторжской обители положили в его гроб при погребении.

Другой брат Ефрема Моисей спасся от смерти и принял монашество в Киево-Печерском монастыре.

После мученической кончины князей и брата Георгия, прп.Ефрем решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу.  Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком  устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и нуждающимся. Особое Божие провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно – иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе.  В 1038  году им был построен первый каменный собор в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. 28 (10) февраля 1053 года архимандрит Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей. До наших дней первый каменный собор Новоторжской обители не сохранился и о его архитектурном облике мы можем сложить представление по иконописным изображениям прп.Ефрема.

Более пятисот лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного  нетленные мощи преподобного были обретены. С тех пор ежегодно 24 июня в Новоторжской Борисоглебской обители празднуется это событие.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема были открыты мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним из самых ревностных и усерднейших помощников в устроении Борисоглебской обители. Он родился в начале XI века в городе Вязьме, происходил из рода купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. С малых лет возлюбив сердцем и душой Господа, он всю жизнь посвятил служению Ему. Прикрывая свою высокую ангельскую жизнь юродством, он днём веселил и удивлял недальновидных своей детской простотой, незлобием и мнимым неведением всех нужд мирских и потребностей житейских, а ночь проводил в молитвенной беседе с Богом, на камне, близ собора. Когда случалось быть крестному ходу куда-нибудь из собора, Аркадий за два дня брал метлу, шёл и очищал улицы, начиная от собора до той церкви или того места, куда совершался крестный ход. Вскоре люди стали узнавать об ангельской жизни преподобного Аркадия. 

В то время преподобный Ефрем из Торжка неоднократно ходил в Киев к более опытным старцам-подвижникам. Однажды на пути из Киева зашел он в Вязьму, узнал юношу-подвижника Аркадия, благословил его на преуспеяние в духовном совершенстве. С тех пор Аркадий стал посещать преподобного Ефрема. А со временем, укрепившись в подвигах духовных, оставив дом свой, он ушел навсегда в Торжок, сподобился там от преподобного Ефрема иноческого образа, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители, и, прожив в ней несколько лет, преставился и мирно отошёл ко Господу. Тело его было погребено рядом с телом учителя и наставника, преподобного Ефрема. Всенародная молва о его святости, высоких духовных подвигах и всеобщее почитание вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

За свою многовековую историю обитель первых русских святых переживала периоды разорения и расцвета, становилась местом распространения культуры и письменности по центральной части Руси.  Вместе с отечеством своим монастырь претерпел неоднократные опустошения, трижды горел  в междоусобных войнах в 1167, 1181, 1372 годах. В 1237 году монастырь подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году литовцы захватили город, разорили монастырь и разогнали братию. Второй раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского, монастырь с городом были разорены поляками. Деревянная монастырская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми прихожанами. Но при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповрежденной. После столь многократных разорений и опустошений монастырь был приведен в крайнюю нищету и бедность, достояние монастыря по описям было очень скудным.

Далее начинается новый период в жизни обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревность своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств перед государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.  Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, что служило его украшению.

 Архимандрит Новоторжского монастыря Иоасаф II стал впоследствии русским патриархом (время патриаршества 1667-1672), в период  правления которого активно издавались миссионерские, катехизические и богослужебные книги.  

В 18 веке монастырь становится активным просветительским центром благодаря стараниям митрополита Платона (Левшина), который, возглавляя Тверскую кафедру, в 1772 году учреждает при Борисоглебском монастыре духовное училище.

 В 1785 году на средства, выделенные императрицей Екатериной II ,  в монастыре было начато строительство величественного Борисоглебского собора, при закладке которого она присутствовала лично. Вплоть до революции в построенном соборе находились мощи прп.Ефрема, а также его помощника и ученика прп.Аркадия.

В 1800 году архимандритом Новоторжского мужского монастыря становится архимандрит Никанор, вошедший в историю монастыря как строитель. Он испросил благословение священноначалия на дальнейшую перестройку монастырских зданий, которые после постройки нового Борисоглебского собора, выбивались из нового контекста ветхостью и архитектурным несоответствием. Так, в  1804 г. начато строительство колокольни с церковью Спаса Нерукотворного образа, которая была освящена 27 августа 1811 г..   В 1811 г в ряду монастырской стены, рядом с колокольней выстроен каменный двухэтажный флигель. В нижнем этаже его помещались странники и приходящие богомольцы, а в верхнем впоследствии разместилась церковно-приходская школа, открытая с 1889 года.  В 1814 году перестроена из деревянной в каменную Крестовоздвиженская часовня на городской площади. В 1818 и 1819 гг., при архимандрите Никаноре и Сергие II  устроен корпус братских келий.

В 1849 году настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря был определён архимандрит Христофор. 5 марта 1850 года, по докладу св. Синода, состоялось Высочайшее назначение, а 25 марта рукоположение архимандрита Христофора во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской митрополии, причем рукоположение в Александро-Невской лавре совершал соборно с другими иерархами первенствующий член Синода, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский), давно знавший и высоко ценивший преосвященного Христофора..В 1855 году он рукоположил в священный сан отца Иоанна Кронштадтского.

Ещё одним из деятельных архимандритов монастыря был архимандрит Антоний. В 1874 году в царствование императора Александра Николаевича по благословению архиепископа тверского Филофея при архимандрите Антонии на средства новоторжских  купцов Василия, Иоакима и Николая Карповичей Штанковских была устроена новая серебряная рака с сенью для прп.Ефрема Новоторжского. В 1879г. усердием купца И.К. Штанковского на левой стороне входоиерусалимской церкви устроен придел во имя св.прав. Богоотец Иоакима и Анны. При сем же настоятеле в сей  церкви устроено новое крыльцо с лестницею из тесанного камня высокого достоинства и в 1887 году вызолочена глава на ней и сделана печь под церковью нового устройства. В 1882 г. написан акафист прп. Ефрему Новоторжскому.

После революции здания монастыря постепенно стали передаваться в ведение местного самоуправления: в 1917 году — здание школы с инвентарем, в 1918 – кельи настоятеля переданы под богадельню…Последним был передан Борисоглебский собор, который действовал как приходской храм до 1931 года, когда святыни собора, в т.ч. мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских были перенесены в Благовещенский храм Торжка. Выставлены на всеобщее обозрение и вскрыты мощи были ещё в 1919 году, о чем был составлен протокол.  Вскоре в 1925 году братию распустили, а в монастыре с этого времени до 1944 года размещали различные учреждения: инвалидный дом для мужчин и женщин, валяльную мастерскую со складами, общежитие для трактористов льно-совхоза, совхоз-училище, склады кож-завода и зерно-торга, в предвоенные годы – авиационные военные склады, в период ВОВ – лагерь военнопленных.  В августе 1944 года  на базе сапоговаляльной фабрики была открыта колония и размещалась  она на территории Борисоглебского монастыря. В 1947 году ИТК-4 преобразована отдельный лагерный пункт №101, который выехал из монастыря только в 1982 году в отдельное новое здание на окраине Торжка. Затем в стенах монастыря был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а после в 1987 г.  — Всероссийский историко-этнографический музей, созданный по инициативе Дмитрия Сергеевича Лихачева. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. Первым после воссоздания настоятелем монастыря по благословению архиепископа Тверского и Кашинского стал игумен Вассиан (Кураев).  Первые пять монахов поселились на территории монастыря только в 1995 году, в одноэтажном корпусе, построенном для содержания заключенных. В декабре 1997 года было передано первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря  — Введенский зимний храм, а 24 июня 1998 году  в нем была совершена первая Божественная Литургия.

С 2010 года и по настоящее время Новоторжским Борисоглебским монастырем управляет иеромонах Арсений, поставленный игуменом из числа братии Нило-Столобенской пустыни по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Количество братии  на сегодняшний день – (6) человек, 4 трудника. Силами и трудами братии приводится и благоустраивается территория монастыря, реставрируются здания. При поддержке федеральной программы «Культура России» отреставрирован корпус братских келий, в котором открыта гостиница для паломников и гостей, произведена реставрация и внешняя отделка настоятельского корпуса. Силами монастыря отреставрирована лестница на смотровую площадку и кровля надвратной колокольни, установлен крест, отреставрирована Торговая лавка XIX в., в которой открыта монастырская трапезная. Помимо внешнего восстановления монастыря, идет возрождение и духовной жизни, прежде всего молитвенной. Ежедневно в единственном действующем Введенском храме совершаются богослужения, который открыт для посещения с утра до вечера. Просветительская деятельность  также имеет место в жизни монастыря: экскурсии для гостей и паломников, проведение и участие в конференциях, налаживание студенческого и школьного обмена на основе духовно-нравственных, культурологических, познавательных проектов, организация конкурсов детских рисунков, организация пленэров для художественных школ, училищ, Союза художников (проект «Русская Атлантида»), сотрудничество с МАРХИ, организация обмерной практики  издательская деятельность, окормление социальных учреждений, сотрудничество с различными СМИ: редакциями газет и журналов, телекомпаниями местного, регионального и общероссийского уровня, создателями народных путеводителей и блогерами – всё это реалии современной жизни монастыря.


>>> Полная версия справки здесь <<<

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.