01.04.2021 | Церковь и мир

Блеск и высота соборного интерьера

Спас Златоверхий в Твери поражал не только куполами

Двести лет без пожара 

На протяжении своей истории с XIII века Спасо-Преображенский собор в Твери собирал в своих стенах культурные сокровища. Однако ему не везло. Находясь в гуще городской застройки, он не раз горел, и раз в сто лет – катастрофически. Последний пожар 1661 года, видимо, стал последней каплей. Хотя храм затем ремонтировался около десяти лет, стало ясно, что древнее здание уже не спасти. В 1689 году начали новое строительство, в котором активно использовался белый камень из разобранного древнего собора. Но в его интерьеры после всех пожаров из старого храма перенести было практически нечего. Более поздние описи соборного убранства отмечают лишь единичные вещи, которые могут быть осторожно датированы временем до 1680-х годов, но и они были сделаны едва ли не после 1661 года. Среди них сохранившиеся уникальные иконы «Михаил и Арсений Тверские» и «Михаил и Ксения Тверские», обе – конца XVII века.

Но после освящения в 1696 году нового Спасо-Преображенского собора он уже ни разу не горел. Будто невидимая чаша несчастий на двести с лишним лет оставила главный храм Твери. Двести лет – это много для русского искусства. За это время сменилось несколько стилей, на тверской кафедре перебывало много деятельных и выдающихся архиереев. Некоторые из них отличались любовью к украшению соборного храма.

Надо сказать, что Тверская епархия до 1770-х годов была маленькой и небогатой. Украшение собора шло медленно и затянулось почти на столетие. Первым в храме появился иконостас. Старых икон к 1696 году хватило набрать только на нижний ряд, где они были временно размещены, как выражался тверской историк Первухин, «непорядочно». Все, что выше, было к 1696 году заказано заново.

Размер икон

Если бы мы могли увидеть интерьер старого Спасо-Преображенского собора, нас поразили бы размеры икон главного иконостаса. Его верхние ряды – праотеческий, пророческий, деисусный и праздничный (всего шестьдесят шесть икон) были огромными. Деисусные иконы были больше двух с половиной метров в высоту. Пророческие иконы имели примерно по три метра в высоту, праотеческие – три с половиной (центральная – четыре с половиной). Распятия в завершении иконостаса не было, резные фигуры ангелов обрамляли иконостасный верх. Даже «скромные» по размеру праздничные иконы имели в среднем по полтора метра высоты.

Написаны эти иконы были в традициях московской Оружейной палаты выдающимися мастерами. Архиепископ Сергий, при котором строился собор, был «осташковцем» (именно так в документах, не осташом) и, конечно, знал, что Осташков уже в конце XVII века был крупным центром иконописания. Известно, что в Твери в начале XVIII века постоянно проживал осташковский иконописец Фома Потапов Митин с сыновьями. Но писал ли он соборные иконы, точно не известно.

Иконы соборного иконостаса украшались окладами, но довольно скромными, не было наверху и пышной резьбы. Несмотря на несколько ремонтов, хорошо заметно по старым фотографиям, что все иконы 1696 года были целы к 1917 году. Увы, из них дошло (почти все в очень плохой сохранности) меньше двух десятков – они находятся в Тверской картинной галерее.

Редкая особенность

Нижний ряд иконостаса представлял собой в начале XX века сложное сборное произведение, в котором по немногим имеющимся фотографиям не так-то просто определить, какого времени какая вещь. «Нижний» ряд на самом деле был тремя рядами икон, богато украшенных окладами. Между иконами стояли резные столбы (высокие, больше двух метров в высоту), устроенные при епископе Варлааме (Коссовском) в 1710-х годах. Тогда же появились и некоторые иконы, в том числе центральные. Вряд ли они менялись в последующем, но серебряные глухие оклады оставались на них вплоть до гибели в 1930-х годах, и мы мало что можем сказать об их живописи.

Зато очень необычными были небольшие иконы выше местных. Здесь были шесть образов на сюжеты «Апокалипсиса» (чрезвычайно редкая, едва ли не уникальная особенность тверского собора), а их иконография, различимая благодаря старым фотографиям, не встречается нигде в русском искусстве. Вероятно, эти иконы – памятник долгого, полувекового правления архиереев-малороссов на тверской кафедре, привозивших с Украины своих мастеров.

Царские врата напротив главного престола собора были самыми поздними. Те, которые стояли перед революцией, были установлены не ранее 1860-х годов. А вот справа от них, в приделе Введения, стояли старинные царские врата, то ли 1660-х, то ли 1690-х годов. На них обращали внимание уже до революции, их сфотографировал С.М. Прокудин-Горский.

Перемещения мощей

В Спасо-Преображенском соборе было всего два престола – Преображенский и Введенский. До 1710-х годов был и третий придел (слева, со стороны дворца) – в честь святого благоверного князя Михаила Тверского. Там была поставлена его рака с мощами. Однако у раки место в соборе менялось. До 1710-х годах она была в этом левом приделе. Затем епископ Варлаам переставил раку за юго-восточный столп. В 1740-х годах архиепископ Митрофан (Слотвинский) поместил ее в самый юго-восточный угол, к иконостасу. Раку изготовили заново в 1748 году (она сохранилась, ее можно видеть в нынешнем Воскресенском соборе), а над ней изготовили богатую сень, завершавшуюся позолоченной лепной композицией с ангелами и Саваофом.

Но и это был не конец перемещений мощей святого князя. В 1902 году была изготовлена новая, богатейшая рака для мощей святого Михаила Тверского, и ее установили опять за юго-восточный столп. При этом старая рака осталась на своем месте, уже как памятник старины.

 Иконостас за решеткой

Собор был пышно украшен лепниной (в 1740-х годах), но лепная отделка была преимущественно в алтаре, и простые верующие едва ли имели возможность ее увидеть. Зато им были хорошо видны пристенные и пристолпные киоты, устроенные, в основном, уже в 1830–1850-х годах. Столпы собора стали восьмигранными, а не круглыми, в 1850-х годах. Иконы в них были самые разные, от XVII века до начала XX.

Нам было бы необычно увидеть большое количество художественно выполненных решеток, ограждавших иконы от прямого контакта с ними. Огромные толпы верующих, приходивших в храм в большие праздники, могли повредить хрупкие и очень дорогие произведения.

А вот стенописи в соборе было немного. Лишь на сводах находились живописные композиции 1770-х гг. времен архиепископа Платона (Левшина). Там, в частности, были сцены из «Сотворения мира» и «Грехопадения», а также и другие сюжеты.


(Печатается в сокращении. Полностью: vedtver.ru)

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.