170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Загадочный образ Святителя Николая из Деревяжихи

Загадочный образ Святителя Николая из Деревяжихи

В урочище Деревяжиха находится комплекс из трёх часовен, поставленных вокруг камня-следовика. На нём по местному благочестивому преданию явился Святитель Николай. Приходилось бывать в Деревяжихе и раньше, но на сей раз цель была несколько иной. В документах Тверской учёной архивной комиссии незадолго до этого удалось найти информацию о древнем резном образе Святителя Николая, обретенном в Деревяжихе.

В 1903 г. образ хранился в церкви с. Поддубье: «Древний образ Святителя Николая Мирликийскаго резной (Можайский) по преданию обретенный в пустоши Деревяжихе, принадлежащей князьям Путятиным (на месте, где найден означенный образ устроена деревянная часовня). Образ высотою 1 аршин 8 вершков, шириною 1 аршин. В медной посеребренной ризе…».1

Самым известным вышневолоцким резным изображением Святителя Николая является образ из Николо-Столпенского монастыря. Его по преданию оставил в обители около 1582 г. сам Иван Грозный, возвращаясь с богомолья со стороны Великого Новгорода. Надо сказать, что подобные резные объёмные изображения известны чаще на Русском Севере. В наших местах эта культура не получила широкого распространения. Из известных мне резных фигур, кроме многочисленных фигур преподобного Нила, на территории Вышневолоцкого уезда и в его пограничье можно отметить несколько. Первая и самая известная - в Вышневолоцком Богоявленском соборе образ из Николо-Столпенского монастыря. В этой же обители по документам был резной образ преподобного Сергия Радонежского, изъятый в ризницу Софийского собора в Новгороде. Есть резной образ Святителя Николая и в Параскево-Пятницкой церкви во Мшенцах Бологовского района, возможно он происходит из более ранней деревянной церкви Параскево-Пятницкой мужской пустыни. Совсем недавно из Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке в музей Ниловой пустыни был передан резной образ в «медной посеребренной ризе», о котором мы скажем чуть позже. Большой резной образ Нила Столобенского хранился в одноимённой часовне д. Чекотово Лесного района, но был вывезен «из соображений безопасности» в 1990-е гг. неизвестно куда. Завершают список две резные скульптуры «Христос в темнице» - одна в Сельце-Карельском, другая была в церкви с. Загородье, но затем вывезена в неизвестном направлении. Фактически этим ограничивается перечень резных скульптур из храмов Вышневолоцкого уезда.

На Русский Север традиция резных изображений святых пришла из католической Европы. Вспомним о многочисленных торговых связях древней Новгородской земли и Ганзейских городов. В самом Новгороде на Торговой стороне были дворы иностранных купцов, была даже своя приходская церковь святого Олафа. Совершенно логично, что перенятые от иноземцев традиции русские интерпретировали по своему, а дальше пошло и их естественное развитие. Вырезали ли в наших местах фигуры Святителя или же привозили с северных территорий пока не ясно – слишком немного материала по местным резным иконам. Вышневолоцкий образ – привозной, о происхождении остальных ничего пока найти не удалось.

Но вернёмся в Деревяжиху. Совершить довольно трудоёмкий поход сквозь изъезженное лесовозами поле и по заваленной буреломом тропинке сквозь тёмный еловый бор заставило нас прежде всего желание поближе рассмотреть сам камень-следовик. Часовни в Деревяжихе новые, по сведениям местных жителей воссозданы только три из четырех стоявших крестообразно часовен. А вот камень над святым источником оставался на своем месте все эти годы, да и почитание его не угасало даже в годы богоборчества.


При внимательном рассмотрении камня можно увидеть четыре следа. Пара покрупнее совершенно очевидно природного происхождения, а вот пара следов поменьше – явно рукотворные. И высечены они металлическим предметом по форме ног резной иконы Святителя Николая. С большой долей вероятности можно утверждать, что это как раз и есть место, где стоял описанный в Поддубской церкви образ. Но самое важное это то, что по размерам этих стоп можно определить и сам древний образ. Так что мы имеем не только высоту и ширину образа, но и размеры стоп.


Любопытно попытаться определить время обретения иконы Святителя Николая. В Клировых ведомостях за 1900 г. «церкви Воскресения Христова Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Поддубскаго погоста Еваново тож» (ныне это с. Еремково Удомельского района) есть запись о часовнях прихода: «На основании Указа Тверской духовной консистории за № 1651 от 8 февраля 1869 г. на пустоши Деревяжихе основана Вышневолоцким помещиком Князем Арсением Степановым Путятиным часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, выстроена по плану одобренному строительным отделением, доход получаемый от часовни обращается в церковную сумму, надзирает крестьянин деревни Гусиной Горки Спиридон Ильин».2 Из этих слов становится ясным, что первая часовня «основана» князем Арсением Степановичем Путятиным в 1869 г. Скорее всего и явление иконы произошло в этот период. Кстати, Арсений Степанович – владелец сельца Братское в приходе с. Еваново в этом же году купил три участка земли в пригороде Вышнего Волочка и тем самым положил начало истории Вышневолоцкого Казанского женского монастыря.

Кстати, именно в Казанском женском монастыре хранился до 2017 г. образ Николы Можайского, сходный по описаниям с образом из Поддубья. По возможности стоит исследовать этот образ, возможно, он может стать единственным «претендентом» на чудотворный образ из Деревяжихи.


Период появления или изготовления таких икон в наших местах – конец XVI - середина XIX вв. О более ранних ничего не известно, о поздних – упоминаний нет. Пока сбор материала продолжается, но ещё один шаг в раскрытии загадки образа Святителя Николая из урочища Деревяжиха всё же сделан.

Денис Ивлев

Примечания:

1. ГАТО, Ф. 103, Оп. 1, Д. 285, «Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда», Л. 110.
2. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16174. Клировые ведомости за 1900 г., Л. 291.


На фото: часовня и камень-следовик в Деревяжихе, 
резной образ Святителя Николая в с. Мшенцы Бологовского района, резной образ Святителя Николая в Казанском женском монастыре.

Возврат к списку