05.06.2020 | 

ЦЕРКОВЬ «БЕЛАЯ ТРОИЦА»

Из исследования протоиерея Гавриила Штурука (1900-1975)  «История памятника архитектуры XVI века в городе Калинине – церкви “Белая Троица” (Калинин, 1962). Правописание, ссылки, подписи к рисункам, форматирование текста даются в авторской редакции.  

В юго-западной части гор. Калинина (до 1932 г. назыв. Тверь) находится древнейшее здание города. Ни от 14, ни от 15 века ничего не сохранилось в Калинине. 16 век представлен единственным, хорошо сохранившимся памятником-церковью Св. ТРОИЦЫ, называемою БЕЛАЯ ТРОИЦА. Неоднократные нашествия татар на Тверь, многочнсленные разграбления её своими же русскими князьями — Суздальскими, Московскими и другими, нашествия поляков и литовцев — вот главные причины, почему нет в Калинине памятников русского древнего зодчества.

Церковь Белой Троицы построена в эпоху Ивана Грозногово второй половины 16 века и является характерным памятником архитектуры этого времени: здание имеет форму куба, увеличенного тремя алтарными полукружиями, почти сливающимися в одно целое, увенчано семью главами. Как здание — храм является памятником архитектуры 16 века и состоит под государственной охраной. В недавнем прошлом храм этот являелся кафедральным собором Калининской епархии.

О названии храма « БЕЛАЯ ТРОИЦА».

Свое название «Белая Троица» храм получил еще в 16 ст., а в первой четверти 17 ст. это название, как всем известное, не требующее пояснения, зафиксировано в писцовой книге гор. Твери 1635 г. писца Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева. Затьмацкий посад, на котором находится храм, окружен был с  юго-западной стороны рвом и острогом.

По другую сторону острожного рва начинался посад. Потап Нарбеков, начиная описывать улицы посада в направлении к Троицкой церкви пишет: «через ров острожный идучи к Троице белой по левой стороне место пустое черное» (стр. 112). В той же писцовой книге Нарбеков 12 раз упоминает Троицкую церковь, но ни разу уже не придает ей эпитета «белая», хотя к этому имелось много подходящих случаев, например:

«идучи к Троице тою же улицею, по левую сторону место пустое животинных пастухов Данилка да Осипка, а земля Троицкая церковная». (стр. 113) — «От Троицы идучи на поляну к Григорьевскому монастырю… тоюж улицею назад идучи к Троице… От Троицы к Водяной улице по левую сторону двор пуст. «(стр. 114 «В той же улице от Тмаки к Троице 16 мест пустых посадских», (стр. 115). Со стороны города к церкви вела улица, которая называлась Троицкой, ширина её была 3 сажени: «От Фроловского переулка по Троицкой улице по левую сторону пять мест пустых черных» (стр. 115). Самый же храм и его ближайшее окружение Нарбеков описывает так: «храм древян клецки во имя Парасковеи, нареченные Пятницы, да другой храм во имя Троицы живоначальные, да в пределе Николы чюдотворца» (стр. 114). На Затьмацком посаде была еще одна Троицкая церковь, деревянная. Она находилась на запад от Белой Троицы, ближе к Волге, в так наз. «Верховье». В дозорной книге г. Твери 1616 г. об этой церкви сказано: «на том же Затьмацком посадепоповские дворы… двор Троецкого попа Ивана из Верховья» (стр. 18.). О ней вспоминает Нарбеков в своей писцовой книге несколько раз на стр. 97 и 111, а о Белой Троице на стр. 112-115. Всех церквей во всем городе Твери с его четырьмя посадами в 1626 г. было 89 и 16 монастырей, в том числе Троицких церквей 4 и один Троицкий монастырь. На одном только Затьмаццком посаде было 26 церквей и 6 монастырей, в их числе 2 Троицких церкви.

В Позднейших по времени составления переписных и писцевых книгах г. Твери упоминается Троицкая церковь на Затьмацком посаде, но без эпитета «белая», Так, в переписной книге1677 г. «на Затьмацком посаде приходская церковь живоначальные Троицы». Тоже самое в писцовой книге г. Твери 1686 г. подьячего Шишкова и Челюскина, хотя к этому былиподходящий случай. Подьячий Шишков, имея с собой писцовую книгу Нарбекова, постоянно в ней справлялся и в своем описании Белой Троицы буквально повторяет Нарбекова: «Через ров острожный идучи к Троице ж по левую сторону два места пустые черные мерою длиннику по дороге 75 сажен поперешнику по острожному рву 43 сажени, в другом конце от Троицкой земли 39 сажен». (л. 244). Самую ж церковь описал так: «Церковь каменная во имя живоначальные Троицы да в приделе Николы чюдотворца о семи главах, кресты железные. «(л. 245 об.) О церквах Троицкой в Верховье и Параскевинской возле Белой Троицы в переписных книгах 1677 и 1686 г. ничего не говорится, значит их в то время не было. Наконец в писцовой книге 1709 г. тоже говорится только «церковь живоначалыные Троицы каменная. «С 18 века официальное название цердии было «Троицкая, что за Тьмакою», в отличие от «Троицкой за Волгою», но популярное её название «Белая Троица» удержалось, как об этом свидетельствует местный нотариус Д. Карманов в своем сочинениио Твери: «г. Тверь находясь всегда в войнах… не имела более, как только три каменных церкви, а именно: соборная, в Федоровском монастыре и приходская, что называется Белая Троица за Тьмакою. «И в другом месте того же сочинения, перечиеля яТверские церкви, Карманов пишет: « На Затмацкой части Троицкая называемая Белая, каменная с колокольнею, старинной архитектуры. «В 19 ст. название церкви «Белая Троица» связывали с цветом ее стен, которые к тому времени уже белились, а так как кровля храма крыта была черным железом, то, чтобы церковь оправдывала свое название Белая, настоятель храма намеривался покрыть всю церковь белым железом, но так как это не удалось сделать, то крышу окрасили в белый цвет, о чем и доносил Тверской консистории настоятель церкви!.. «видя мои труды, усердие и расположение к церкви, чтобы покрыть всю церковь белым железом, о чем как священноцерковнослужителями, так и прихожанами подаваемо было прошение Его Высокопре-освященству, ныне Митрополиту Московскому, который резолюциею своею и благословил потому более, что сия церковь так как древняя, по российской истории и по простому народу названию, белой называется»… В благочиннической ведомости о церкви за 1829 год сказано:

1. Церковь построена в 1664 году неизвестно кем.

2. Зданием каменная с таковою же колокольней и при ней свечная лавка и сторожка таковые же. Олтарь настоящей церкви холодной, придел, седм глав и колокольня белым, настоящая же церковь и теплый придел, лавка и сторожка черным железом покрыты и выкрашены белою на масле краскою, так как по описанию в истории древностей именуется белою. «В местной литературе по Белой Троице имеем две попытки обменить происхождение названия «Белая». Первая 1865 г. в Тверских Губернских Ведомостях неизвестного автора. Отметив, что церковь еще в 17 веке называлась «Белая Троица» — автор продолжает: «из чего можно заключить, что каменный храм этот и тогда, как ныне, был оштукатурен и выкрашен белой краской. «Вторую попытку находим в брошюре «Церковь Белая Троица» В. И. Некрасова, в которой автор пишет: «Церковь Живоначальныя Троици известная в народе под именем «Белой Троицы», каменная, построена, как видно из надписи, вырезанной и доселесохранившейся на западной стороне церкви, в 1564 г. Это название встречается уже в писцовой книге г. Твери 1625 г. письма Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фадеева. От чего оно произошло, не известно. Может быть в отличие от другой Троицкой церкви за Волгою, она названа «Белою» потому, что была крыта черепицею беловатого цвета (образцы этой черепицы и доселе сохранились) и окрашиваема была белою краскою. «Термин «белый» в прежнее время употреблялся в двоякомсмысле: 1) для означення белого цвета и 2) для означения вольности и независимости в юридически-финансовом смысле. Для означения белого цвета словом «белый» названы реки, озера, города, части городов, казна народности, а такие церкви и монастыри, как например:

1. Река Белая (приток Камы) — «вода в ней белая, откуда она и название свое имеет».

2. Белое озеро — «имеет каменистон, по большей частью глинистое дно. Сия глина будучи бела и весьма мелка, перемутясь во время погоды с озерной водой, дает ей белый цвет, по которому её от Водлской воды можно отличить, от чего без сомненияи название Белого получило».

3. Город Белгород (Курский) — «построен он сперва на большой меловой горе, от которой и имя свое получил».

4. Белый город — часть г. Москвы — «назывался так потому, что обведен был стеною из белого камня, которая двумя концами примыкала к реке Москве». «По новейшим исследованиям назвыание это произошло от каменных стен его сложенных вперемешку со слоями кирпича. Еще выше стена; видимо, была кирпичной, так как есть сведения, что при её разборке кирпич был использован для постройки дома Чернышева (теперь здание Моссовета). Из девника Стефана Гейса (1953.) известно, что стены эти были «бело на бело выштукатурены. « Можно полагать, что название «Белый город» эти стены получили именно от того что они были покрыты побелкой, а вовсе не потому, что сплошь состояли из белого камня, как думали раньше. В Белом городе находились дворы знати и чиновних лиц, освсбожденные от взносов и земельных податей, или как тогда говорили «обеленые».

5. Белая Казна — так назывались в приходо-расходных книгах приказа Большого Дворца: «скатерти, убрусы, полотна двойные ятройные, гладкие, полосатые, полотна Тверские, скатерти посольские» и другой полотняный оброк, получаемый по Кадахиевскойи Тверской Хамовним слободам.

6. Белые калмыки иначе телеуты — «назывались так потому, что они вышли из белых гор и лицом были белее кочующих в стопях народов, или для того, что слово белый значит у восточных народов рельность и независимость».

7. Кроме Тверской Белой Торицы с подобным названием известна еще церковь «Никола Белый» в г. Серпухове. «Название это получила церковь от места постройки её «на посаде Белогоза рекою Нарою».

8. Монастырь Белый Спас находился в Вышгороде в 8 клм. от Киева.

Так первоночально выглядела Троицкая церковь (реконструкция).

Другое значение слова «белый» — это термин древнерусского финансового права, означающий лицо, а также и место, не платившее налогов, свободное от подати, в противоположность «черным людям, черное место», на которых ловилась вся тяжесть государственных налогов и повинностей. Термин этот заимствован у татар, употреблявших его в отношении церковных и монастырских людей, освобожденных от платежа дани. Освободить от податей технически обозначалось терминами «обелить», или татарским словом «отарханить». Поэтому льготные грамоты от податей назывались еще «обельными и тарханными.

«К церкви Белой Троицы приложимы оба смысла слова «белый». Само здание — кирпичное, а также строения в древности именовались белокаменными, главный купол её покрыт был «белым немецким железом», своды же и остальные 6 куполов крыты были беловатою черепицею. Стены храма были одноцветные — красные, кирпичные. Архитектурные детали тоже кирпичные. Снаружи стены храма оставались не беленными до второй половины 18 века. Доказательства этого: первоначальная восточная стена над абсидами, закрытая пристроенными позднее тайниками, осталась не беленною. Нижние части барабанов, прикрытые позднейшею четырехскатною кровлею — тоже не белены.

Снаружи стены храма стали белить известкой прямо покирпичам во второй половине 18 в. и так продолжалось до1867 г., когда стены снаружи оштукатурены. Доказательства: верхние части стен южной, западной и северной, закрытые в настоящее время кровлей двух приделов, пристроенных к древнему храму с западной стороны, один в 1786 г. , другой в 1867 г. — не оштукатурены, а только побелены известкой непосредственно по кирпичам.

В смысле финансово-юридическом церковь могла называться «белой» с 1572 г., когда строитель её московский купец Гавриил Тужинский завещал ее Троице-Сергиевому монастырю, как вклад по себе. С того времени церковь стала независимой от местного епископа. Знаменитый Троице-Сергиев монастырь пользовался весьма многими привилегиями, в числе которых была и такая, «что священнослужители в монастырских вотчинах освобождены были от всяких даней и пошлин митрополиту (потом патриарху), или же местному епископу». Белая Троица, как принадлежавшая монастырю, без сомнения пользовалась всеми правами и привилегиями и была церковью «обеленной» от местных тягл и повинностей.

Общие выводы: в г. Твери в 16 и в первой четверти 17столетия — было 5 Троицких церквей, различавшихся между собою по месту своего нахождения: Городская Троицкая монастырская, Заволжская, Затверецкая и Затьмацкая. Но так как на Затьмацком посаде еще в 16 в. было 2 одноименных Троицких церкви: одна деревянная, другая каменная — то последняя и получила народное название «Белая Троица» по своим внешним отличительным «признакам»: каменная, белое покрытие и вдобавок «обеленная» от местных тягл и повинностей.

МЕСТО ПОСТРОЙКИ ХРАМА.

Белая Троица построена на древнем кладбище, на месте прежнего деревянного, а может быть и каменного храма, но по размерам больше прежнего. Алтарные абсиды заняли место погребений, что подтверждает найденная в 1874 г. под престолом главного олтаря надгробная каменная плита с вырезанной датой 1499 г. Вероятно, храм поширен также и в северную и западную сторону, так как от оседания грунта на местах захоронений, в северной и западной стене образовались трещины, как и в абсидах. Кроме того из прежнего храма в новый перенесены были две иконы (Троицы и Св. Николая), сооруженные в 1561 г. «замышлением и строением многогрешнаго Нечая» Иконы эти находились в древнем иконостасе храма до 18 века (времени сооружения нового иконостаса). В настоящее время икона Св. Троицы находится в Третьяковской Галерее, а св. Николая в местном областном музее.

Обычно новые храмы воздвигались на месте старых и в честь тех же святых. Если же новый храм строился в честь иного святого, тогда в нём устраивался особый придел в память прежнего храмового святого. Кладбища же в древности всегда находились возле приходской церкви, согласно древнейшему церковному обычаю. Первенствующие христиане свои кладбища считали местами священными. Там на гробах мучеников совершались богослужения и воздвигались первые храмы христианские. По примеру первенствующих христиан и у нас, в былые времена, храмы воздвигались там, где погребались умершие, так что каждый приходский храм стоял окруженный могилами, надгробными крестами и памятниками. Только впоследствии, по распоряжению правительства, в виду неудобств внутри города при каждой церкви иметь отдельные кладбища, определено было отвести для погребения умерших особое место отдельно от приходских храмов и вне города. По писцовой книге 1686 г. в Твери было «на всех четырех посадах пустых монастырских и церковных кладбищ, сорок четыре кладбища, да монастырских пустых мест 38 да церковных пустых 15 мест», не считая кладбищ около действующих в то время церквей» (Писц. кн. 1686 г. л. 368 об.)

Обилие церквей и монастырей в Твери, и в частности на Затьмацком посаде, объясняется тем, что этот посад был плотно населенной местностью еще в очень отдаленные времена. По количеству церквей и монастырей посад этот превосходил многие русские города, напр. Устюжну (20 церквей), Торопец (13 церквей и 2 монастыря), Коломну (5 мон. 33 церкви).

Из истории старейшего храма Твери

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.