15.06.2020 | 

Типичность и своеобразие «Жития Нила Столобенского»

Исследовательская работа выполнена учеником 7 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 2» г. Осташкова Николаем Дмитриевым под руководством Елены Юрьевны Гусевой.

Мы живём в Селигерском крае, который славен истоком Волги, Осташковскими соборами, монастырями, дворянскими усадьбами. Духовным ядром нашего края является Нило-Столобенская пустынь, которая возникла по пророчеству Нила Столобенского, чья жизнь была полна веры и любви к Богу.

Заручась церковным благословением и обратившись к документам, я узнал следующее.

Житие Нила Столобенского было написано Филофеем Пироговым в 1599 или в 1600 году по запискам иеромонаха Германа. Эта запись является первой редакцией. Вторая же редакция « Жития преподобного Нила Столобенского» была составлена до обретения мощей святого в 1660 году. Эта редакция, созданная неизвестным автором, считается основной, её-то я и буду рассматривать.

Передо мной литературное произведение-житие, рассказывающее о жизни святого. Оно имеет религиозно-назидательный смысл.

В.О. Ключевский писал: «Древнерусское житие не только довольно важный русский исторический источник, но это и очень сложная и очень искусственная литературная форма, очень сложная композиция».

На первый взгляд кажется, что «Житие Нила Столобенского» построено по всем правилам жанра жития и состоит из 3 частей: вступление, основная часть, похвала святому. Но при более вдумчивом чтении выясняется, что хотя вторая редакция открывается вступлением, но оно формальное. Всего одно предложение. В нём содержится только краткая похвала святому.

Во вступлении второй редакции мы совсем не слышим голос неизвестного автора. Он не рассказывает, что побудило его взяться за перо.

После очень краткого вступления, следует основная часть – повествование о жизни Нила, прижизненных чудесах, смерти и посмертных чудесах.

В этой части изображены 2 мира, которые неразрывно связаны между собой: повседневная земная жизнь и высшая потусторонняя Божественная реальность.

Нил, как простой крестьянин, пашет землю, рубит лес, строит келью.

В то же время, он непрерывно общается с Богом, и жизнь Нила и происходящие с ним события зависят не от его воли и помыслов, но от воли Божьей.( Так во время сна он слышит глас Божий идти на остров Столбный; келью святого нельзя сжечь, она охраняется Богом)

Как и положено в житии, деяния святого напоминают деяния Христа и совершаемые им чудеса – исцеления слепых, хромых и одержимых бесом. Нил исцелил разбойников от слепоты, расслабленного Иоанна Курова, избавил душевнобольного Никиту от бесов, болящую девицу от болезни огненной. События из жизни святого Нила иллюстрируются цитатами из Библии. Так о решении стать монахом говорится словами Иисуса Христа: «Если кто не возьмёт креста своего и не пойдёт вслед за Мною, не может быть моим учеником».

Таким образом, подчёркивается избранный путь монашества.

«Житие Нила Столобенского» имеет своеобразную концовку. Ведь подобное литературное произведение должно заканчиваться похвалой святому, а похвала Нилу Столобенскому находится в середине жития. А заканчивается описание жизни святого историей возникновения монастыря Ниловой пустыни, обретением мощей преподобного.

По моему мнению, это элемент своеобразия.

16 век, когда создавалось «Житие Нила Столобенского» — время расцвета стиля агиографии — описание жизни святых. Этот стиль был необычно пышным. Я думаю, что неизвестный автор второй редакции придерживался этого стиля. И хотя монастырь Нилова пустынь находился вдали от литературных центров, неизвестный автор пытался описать жизнь святого образно и ярко. Так, для того чтобы охарактеризовать Нила, он использует следующие эпитеты: святой, преподобный, блаженный, богоносный, смиренномудрый. Эпитетов не очень много, почти все они типичные Только эпитет смиренномудрый выделяется среди них. Этот эпитет подчёркивает, что святой Нил был тихий, кроткий и через это получил мудрость от Бога. Очень много в житии существительных, которые определяют суть деятельности Нила.

Автор называет Нила чудотворцем великим, подвижником, добрым воином Христовым, великих трудов пустынником, светильником веры. Но больше в тексте сравнений и развёрнутых метафор. О нелёгкой жизни отшельника, посвящённой служению Господу, автор говорит так: «Прилагает труды к трудам, молитву к молитве, слёзы к слезам». (метафора)

Чтобы показать влияние на юношу святых книг, агиограф использует сравнение : «напитавшись в сладость святых книг, как материнского молока».

Желание Нила стать монахом передано с помощью метафоры «одеться во святой ангельский образ».

В тексте много метафор, говорящих об истинной вере Нила Столобенского : «слова Божьи собирал в сердце своём», «утвердив своё душевное око», « взойдя степенями ума на камень веры», «невозвратно пойдя в путь своего спасения». Хочется отметить, что автор второй редакции был не чужд таланта и литературного вкуса.

И хотя «Житие Нила Столобенского» отличается от произведений Епифания Премудрого, у которого стиль пышнее, больше метафор и сравнений, ярче эпитеты, но житие местного святого вызывает чувство умиления и душевной радости.

В работе необходимо уделить внимание чудесам преподобного Нила. Обратившись к этой теме, попытаюсь сравнить чудеса Нила с чудесами других русских святых.

Сопоставительный анализ эпизодов «Об искушениях Нила бесами по пришествии на остров Столобное» и «Об изгнании бесов молитвами Святого Сергия Радонежского»

…Как и положено в житии, деяния святого напоминают деяния Христа. Очистившись от страстей пустынническими молитвенными подвигами, терпением, Нил Столобенский удостоился особых даров Святого Духа, которые проявились в дивных знамениях и чудесах. Получил от Господа Преподобный и дар исцеления, много немощных приходило к нему на остров Столобное. Он исцелял слепых, хромых и одержимых бесами.

Прочитав основную редакцию жития Нила Столобенского, я насчитал 6 прижизненных чудес и 10 посмертных.

А в первой редакции жития посмертных чудес насчитывается только 9.

Так, Филофей Пирогов в первой редакции повествует о чудесах, которые свершились после преставления Преподобного: 1568 год – наказание Иоанна Курова, пытавшегося похитить покров с гробницы святого и его исцеление, 1571 год – исцеление Сильвестра Третьяка от глазной болезни, 1595 год – чудо над первым образом Преподобного, 1599год – исцеление Улиты Понафидиной от беснования.

В 1630 году инок Герман Тулупов сделал запись:

1610 год – исцеление Агрипины Журавлёвой от «расслабления» ног.

Житие 18 века продолжило описание чудес: 1654 год – исцеление от «трясовицы» Семёна Верёвкина. Завершается описание новейшими чудесами: 3 октября 1734 года – чудо исцеления немого человека.

Не все случаи чудесной помощи Преподобного Нила нашли отражение в рукописных списках его жития. Настоятели Ниловой пустыни бережно хранили и хранят нигде не опубликованные описания чудес исцеления и помощи Преподобного.

Но количество посмертных чудес продолжает расти, хотя не каждый такой случай фиксируется летописцами святого.

В своей предыдущей работе я предположил, что стиль автора жития Нила Столобенского напоминает стиль знаменитого агиографа Епифания Премудрого.

Епифаний Премудрый – автор жития святителя Стефана Пермского и жития Сергия Радонежского называл свой стиль «плетение словес».Для данного стиля характерно использование словесных повторов, развёрнутых метафор и сравнений. Мне захотелось сравнить житие Нила Стлобенского и Сергия Радонежского.

Житие святого Сергия Радонежского написано в 1417 – 1418 годах. И неизвестный автор второй редакции, бесспорно, знал это произведение и, бесспорно, преклонялся перед талантом его автора.

Жития Нила Столобенского и Сергия Радонежского похожи. Во – первых, оба этих святых являются основателями монастырей, во – вторых, истинным смыслом их жизни была живая вера в Бога, служение ему.

Сравним два эпизода «Об изгнании бесов молитвами Святого Сергия Радонежского» и «Об искушениях Нила бесами по пришествии на остров Столобное. Эти эпизоды интересны ещё тем, что в них происходит очищение пустынножителей, за которое они удостоятся особых даров Святого Духа — творить чудеса.

В обоих эпизодах на Сергия и Нила, когда они молились, напал дьявол с бесами и угрожал согнать святых с их мест и убить. Но святые, помолившись Богу, отразили нападение дьявола 67 псалмом «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его». Обращения дьявола к святым тоже похожи.

К Сергию дьявол обратился следующим образом: «Уйди, уйди с этого места! В поисках чего ты пришёл в пустыню эту… Ведь тут, как ты сам видишь, место пустынное, место неудобное… Не боишься ли ты, что можешь от голода умереть…»

А к Нилу дьявол обратился так: «О, монаше, уйди с места этого… Ибо видишь, что место это пустынно и всячески непотребно и живущие вокруг места этого злы…».

Похоже, я считаю, и появление дьявола и бесов.

В житии Сергия: «Через несколько дней, когда блаженный всенощную свою молитву творил, внезапно раздался шум, и грохот, и волнение великое, и смятение, и страх…».

В житии Нила: «Однажды, когда святой стоял на молитве, пришёл дьявол и с ним множество бесов… и устроили шум великий и грохот…».

Оба святых спасали себя от лукавого крестным знамением и молитвой: «Услышь, Боже, молитву мою…»

Но есть между этими отрывками различия.

К Сергию дьявол с бесами является, когда святой ещё никому не известен, а к Нилу – когда отшельник начинает пользоваться известностью.

Епифаний Премудрый описывает бесов: «Были они в одеждах литовских и шапках островерхих». У автора жития Нила Столобенского описание бесов отсутствует.

Епифаний Премудрый описывает случай пространно и ярко. Автор жития Нила – лаконично. Примером этого может служить обращение дьявола к святому.

Из жития Нила Столобенского мы узнаём, что бесы хотели сбросить келью в озеро, что является, несомненно, местной особенностью.

Эпизод о желании бесов изгнать Нила с острова Столобное, по моему мнению, один из ярких эпизодов жития.

Неизвестный автор пытается в след за Епифанием Премудрым описывать жизнь святого образно и ярко. Он использует высокую лексику рядом со сниженной:

Высокая лексика

Сниженная лексика

являться воочию
низринул
отвратить
возложить
попран

бесстыдный пес
вражья мерзость
скверно лаял
супостат
завопил

Неизвестный автор описывал состояние Нила с помощью сравнений.

«Окружили меня бесы, словно пчелы сот, и разгорелись на меня яростью, как огонь в терновнике». (псалом 117)

Конечно, «Житие Нила Столобенского» отличается от «Жития Сергия Радонежского». Стиль у Епифания Премудрого пышнее, у него больше метафор, сравнений, ярких эпитетов, но и неизвестный автор второй редакции «Жития Нила Столобенского» , хотя и подражал Епифанию Премудрому, сам был не чужд таланта и литературного вкуса. И самое главное, он считал «Житие Сергия Радонежского» непревзойдённым образцом агиографической прозы.


Алтарник Вознесенского собора г. Осташкова Николай Дмитриев


Список литературы:


1. Гадалова Г.С. Литературные произведения о преподобном Ниле Столобенском в государственном архиве Тверской области. Осташков, 2005.


2. Житие Нила Столобенского. Тверь, 2004.


3. Рукописные сборники Жития Нила Столобенского. Тверь, 2005.


4. Сорина Л.М. В.О. Ключевский о житиях русских святых. Осташков, 2005.


5.Энциклопедия «Русская литература». т. 9, ст. «Жития святых», 2006.


6. Барсегян Т.В. Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир. Москва, 1999.


7. Житие Нила Столобенского. Тверь, 2004.


8. Сергий Радонежский/ Составитель В.А. Десятников. Москва, 1991г.


9. Энциклопедия. Русская литература. Т.9, ст. «Жития святых» — 2006.

   http://www.nilostolobenskaja-pustyn.ru/

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.