31.08.2020 | 

О богатом юноше

Всем нам хорошо знаком евангельский отрывок о богатом юноше. Юноша этот жил благочестивой жизнью, сохранил все заповеди Господни от самой юности, но, все же, чувствовал, что чего-то ему не хватает для совершенной жизни. И Господь ответил ему: “если хочешь быть совершенным — продай имение твое и раздай нищим, приходи и следуй за Мною”. И мы видим, как юноша, услышав это слово Спасителя, отходит опечаленным.

Только ли о богатстве эти слова Христа, или обо всем, что связывает сердце человеческое и мешает следовать за Богом? Ведь каждый из нас, в разную меру, но все же связан сердцем с чем-то, что порой поглощает все внимание и уводит от единого на потребу, от следования за Христом. У юноши таким отвлекающим фактом стала забота о собственном имении, и евангелист акцентирует на этом внимание, пишет, что у юноши оно было большое. А большое имение требует сильного душевного напряжения, концентрации ежедневного внимания. А значит, эти слова Господа не только об имении или о богатстве, но именно о том, к чему привязано сердце человеческое.

Несмотря на то, что евангельский юноша исполнял все заповеди с самой молодости, мысли его видимо далеко, а ум заботится о житейском. Поэтому он не может в полную меру избавиться от этих мыслей, ему сложно устремить свои душевные силы к Богу.

Если обратить более пристально взор на сегодняшнее Евангелие, то станет очевидным то, что Господь не говорит о том, что богатые не наследуют вечную жизнь. Наоборот, он говорит богатому юноше, что для спасения достаточно соблюдать заповеди. Но вот для того, чтобы стать совершенным, для того, чтобы достичь Царствия Небесного, которое можно достичь не только после смерти, но которое “внутрь вас есть”, по слову Спасителя, то есть, которого можно достичь уже при жизни, необходимо избавиться от всего, что связывает сердце.

Руководствуясь этим евангельским смыслом, можно понять, что таким “богатым” можно быть не только деньгами, имением, тучными стадами или дорогими вещами. Богатство — это то, о чем мы думаем как о своей собственности, все то, что укореняет нас и привязывает к чему-то кроме Бога. Богатство — это все то, что может связать наше сердце, не позволяя ему следовать за Христом ежедневно и ежечасно. Это может быть и привязанность к собственному быту, к ежедневному образу жизни, к комфорту или к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство.

Можно и совсем не иметь имущества, но привязаться к мнению людей о себе, к репутации, к собственным знаниям, способности делать что-то лучше других, к собственной красоте. И вот неспособность, сложность отказа от таких вещей делает действительно сложным вхождение в Царствие Небесное.

Преподобный Максим Исповедник пишет, что наш человеческий ум располагается к тем предметам, на которых мы замедляем свое внимание (Сотница 3, 71). То есть то, на что мы тратим свое внимание — становится большой частью нас самих. Любые страсти закрепляются в нас, потому что мы отдаем им большую часть внимания, много думаем о чем-то, что в результате этого становится нашей страстью. Но и в Боге мы утверждаемся тоже через внимание. Ведь все, что захватывает наше внимание — захватывает и наше сердце. И становится нашей любовью, устремлением или вожделением.

И именно поэтому основная борьба врага человеческого спасения — это борьба за наше внимание. Неслучайно его так дорого ценят все те, кто покупает наше внимание повсюду: в развлекательных центрах, в лентах сайтов и социальных сетей, в видеороликах, захватывающих ум и внимание. И гораздо дороже его должны ценить сами мы, желающие соединения с Богом, жаждущие вечности, ищущие бессмертия.

Наше внимание, наша внимательность, наша устремленность в мыслях и концентрация ума — только в наших руках. Только сосредоточившись, подчинив ум свой настоящему моменту, мы можем распознать волю Божию. Как об этом пишет апостол Павел древним христианам церкви Ефеса: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, ибо дни лукавы. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:15-16).

Познать волю Божию невозможно в суете, развлечениях и отвлечениях. Познать ее возможно только устремив всё свое внимание, а значит всё свое настоящее бытие к Богу. И стать совершенным, стать способным следовать за Господом Иисусом Христом можно лишь через всецелое растворение своего времени, своего внимания, всей жизни своей в Нем Самом. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, проповедь 30.08.2020 г.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.