16.01.2021 | 

Крещенская вода: интересные факты

Крещенские купания

В народном сознании средневековых славян Святочные дни (период с Рождества Христова до Крещения Господня) воспринимались как особое сакральное время. И время это наполнялось гаданием, колдовством, обрядами, по сути языческими по происхождению. Святочные колядования напоминали собой западноевропейский средневековый карнавал и сопутствующие ему ритуалы; переодевание в животных, ношение одежды навыворот или противоположного пола, использование «бесовских» масок, пародийная инсценировка таких церковных священнодействий, как отпевание или литургия.

Русская Православная Церковь крайне неодобрительно относилась к этим традициям, тем не менее они сохраняли свое место в общественной жизни. Участники святочных игрищ все же были воцерковленными христианами и ощущали некое нравственное противоречие в своем поведении. Этот психологический диссонанс и стал одной из причин крещенских купаний – ритуальных омовений участников святочных игр в освященных на Богоявление прорубях, «иорданях». Поэтому именно участники игр ряженых, в основном молодые люди, купались в «Иордани» — специальном проруби на реке, где на праздник Крещения проходило Великое освящение воды.

Великая Агиасма

Вода, освященная в канун Крещения и в день самого праздника, называется Великой Агиасмой (Великая Святыня). Освященную воду Церковь употребляет для окропления домов, храмов, предметов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до Причастия, во время болезни ее пьют и окропляются во исцеление, а также для других нужд. В день праздника Крещения Великая Агиасма употребляется для благословения домов, домашнего скота, различных предметов. Ее хранят в течение года с особым благоговением и используют в экстраординарных случаях, например, для восстановления святости оскверненных церковных зданий или сосудов.

В течение истории многие святые отцы отмечали чудесные качества святой воды. К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит о свойствах освященной воды не терять свежести в течение года: «природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей» (Беседа о крещении). Святой Епифаний Кипрский отмечает древнюю традицию черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления.

Крещенскую воду с просфорой традиционно принимают утром натощак. Этот благочестивый обычай мирян восходит к средневековым литургическим традициям: исходя из свидетельств богослужебных книг Русской Церкви, вплоть до середины XVII в. был распространен чин причащения крещенской водой. Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет корни в византийской покаянной практике. «Канонарь» Псевдо-Иоанна Постника (IX в.) предписывает вкушение крещенской воды в качестве духовного утешения для отлученных от Причастия.

Двукратное водоосвящение

Чин водоосвящения на праздник Богоявления появился на Востоке в V – VI вв., уподобляясь освящению воды при Таинстве Крещения. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления.

Откуда пришла традиция двукратного освящения не вполне ясно. Вероятно, такая практика связана с обычаем Иерусалимской Церкви VI в. дублировать водоосвящение на Иордане утром в день праздника (в дополнение к вечернему водоосвящению в храме). Кроме того, Константинопольская литургическая традиция, а конкретно Типик Великой Церкви, предполагала водоосвящение в двух разных храмовых местах.

В Русской Церкви водоосвящение в навечерие происходило в храме, а крещенское водоосвящение на открытом источнике. Обычно совершали молитвенное шествие к водоему и водоосвящение в крестообразной проруби («иордани»). Крещенское водоосвящение у водоема считалось одним из самых торжественных мероприятий литургического года. По обыкновению, крещенское водоосвящение в больших городах совершалось архиереем при участии местного духовенства.

Греческая Теофания

В Православной Греции праздник Богоявления имеет особое значение, и с его проведением связано множество церковных и народных обычаев. Как и в Русской Церкви, здесь существует традиция двукратного освящения. После первого водоосвящения, которое проводится в храме, священник обходит дома прихожан, благословляя их Великой Агиасмой и окропляя с помощью пучка базилика (в Русской Церкви, напомним, используется т. наз. «кропило). Традиционно в православной Греции о принято надевать на себя в день навечерия Богоявления новую одежду, чтобы через окропление Великой Агиасмой, она была освящена.

В сам день праздника Крещения торжественное богослужение завершается массовым крестным ходом к открытому водоему, обычно это море. Образуется длинная многолюдная процессия, которую возглавляет предстоятель, клирики и церковнослужители со святыми образами. Молитвенная процессия совершается под музыкальный аккомпанемент, обычно военных оркестров.

На месте освящения водоема происходит необычное действо. Это исконно греческая традиция, связанная с этим чином великого водоосвящения. Предстоятель, благословляя и освящая воду, бросает крест в водоем. За крестом прыгают люди, по обыкновению молодежь, соревнуясь в извлечении креста. Быть первым нашедшим – считается благословением Божьим. Тот, кто поднимет крест, получает благословение от духовенства. Далее в небо выпускают голубя, символ Святого Духа.

 В этом году в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой в целях профилактики распространения новой коронавирусной инспекции рекомендуется воздержаться от участия в массовых крещенских купаниях. В храмах при раздаче Крещенской воды будут соблюдаться масочный режим и необходимая социальная дистанция.

Миссионерский отдел Тверской епархии


Интернет-портал
Миссия сегодня


Иерей Антоний Русакевич

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.