170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Поддельное православие

Поддельное православие

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». [1Ин.4:1]

Псевдоправославные религиозные сообщества, по прежнему, являются одной из самых опасных угроз религиозной жизни в России и Тверской области. Современный россиянин, в большинстве своем, генетически хорошо относится к православию, но при этом религиоведчески безграмотен, чем и пользуются различного рода мошенники и сектанты.

Псевдоправославие имеет несколько направлений. Первое, это секты использующие в своем названии «православие», и при этом в своем учении не имеющие православной догматики.

Яркий пример для Тверской области: «Православная церковь Божией Матери Державная» (БЦ), которую называют богородичниками. Позиционируя себя изначально как православие, они в своем вероучении имеют такие положения, которые не дают нам право считать их таковыми. БЦ строит свое учение на признании того факта, что откровения Богородицы главе этой секты Береславскому являются истинными, а также на идее «Третьего Завета» (завета Богородицы).

При этом они с годами откровенно отходят от христианства как от такового. Они уже принимают как новую, отличную от традиционного христианства истину «сокровища из духовных кладовых катаров, богомилов, христоверов, тамплиеров, божеств и пантеонов непорочных цивилизаций».

Помимо такого рода сект, объявляющих себя православными, существуют более опасные течения. Они часто не выделяются в открытые сеты, продолжая вести церковный образ жизни. Наиболее характерными признаками таких групп являются:

·        Усиленные эсхатологические ожидания прихода Антихриста. Это даже не одна из черт, а основная черта, определяющая прямо или косвенно все прочие особенности.

Памятование о конце мира является обязательной частью мировоззрения и духовной жизни православного христианина, а потому использовать именно эту тему и даже эксплуатировать ее особенно легко. Обычно представители указанных групп уверены в том, что Антихрист уже явился в этот мир или явится в скором времени, указывают на знаки такого явления, даже пытаются определить лиц и организации, которые якобы связаны с этим процессом. Такого рода группы периодически встречаются в колонках скандальных новостей. В нашей митрополии организованных групп такого рода не установлено, но подобными настроениями «болеет» достаточное число прихожан.

·        Категорическоое неприятие СНИЛС, ИНН, штрих-кодов. Они твердо убеждены в том, что в них содержится указанное в Откровении Иоанна Богослова число зверя – 666 (Откр. 13: 16–18). На деле это проявляется в отказе получать паспорт, покупать продукты со штрих-кодом, (если и покупаются продукты с ними, то они в обязательном порядке уничтожаются), а также в отказе от любых форм электронных документов, призывах переезжать в деревню, где шансы переждать антихристовы времена выше..

·        Учение о «царе-искупителе» Николае II, который ставится в один ряд с Иисусом Христом, при этом на первый план выдвигается идея всеобщего (соборного) греха и всеобщего же покаяния перед царем. Часто это маргинальное движение именуется царебожничеством. Эти настроения популярны среди небольших групп верующих нашей митрополии.

·        Чрезмерное почитание "старцев", чья деятельность которых вызывает сомнения у Церкви, напоминающее поклонения гуру в восточных культах.

Известно, что в православии существует институт старчества и духовного наставничества, однако в большинстве псевдоправославных и маргинальных группах из «старца» или «старицы» по сути творят безошибочного гуру, слово которого выше Евангелия, указания которого важнее епископских и должны приниматься без размышления, «в духе полного смирения и послушания». Всё в подобных группах строго подчинено «старцу». Каждый шаг в любой области жизни нуждается в его благословении, в его указаниях.


Ярким примером такого «гуру» в наши дни является бывший схиигумен Сергий Романов, который вовлек в своё антицерковное движение массу наивно доверившихся ему прихожан. В Тверском регионе таких выпуклых примеров мы не видим, но тенденция найти «правильного» старца часто присутствует у многих мирян.

Безусловно, псевдоправославные течения (а также и маргинальные группы, которые порою постепенно превращаются в откровенные секты, и жесткую границу провести здесь можно не всегда) опасны прежде всего своим подобием православной религии, к которой причисляет себя большинство жителей нашего региона.

Андрей Безруков, заместитель председателя Миссионерского отдела Тверской епархии

Возврат к списку