06.09.2020 | 

О злых виноградарях и милосердии хозяина

Сегодня Церковь для назидания и размышления вновь предоставила нашему вниманию притчу о злых виноградарях. Притчу о милосердии хозяина виноградника, который раз за разом, вновь и вновь посылает мирные делегации в собственное имение, где нанятые им люди, решили, что отныне оно принадлежит им. Посылает, чтобы заставить их одуматься. А они раз за разом отвергают напоминание хозяина о себе. В конце концов он посылает собственного сына, посылает без всякой охраны, надеясь на их разум, на их, может быть, хотя бы страх по отношению к наследнику того места, где они работают. Но они убивают и сына. И Господь наш Иисус Христос, хотя и не утверждая наверняка об участи виноградарей, все же спрашивает у присутствующих: “как думаете, что сделает с ними хозяин, когда вернется?” И люди отвечают: “убьет их, а виноградник отдаст другим”.

 В притче этой скрыто множество смыслов, актуальных для каждого из нас. Во-первых, это рассказ о человеческом забвении. Господь в сегодняшнем евангельском отрывке обращается к слушающим: “неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?” (Мф. 21:42). Его слушателями тогда были иудейские старейшины, и притча эта стала продолжением разговора в храме, где Христа окружили фарисеи и книжники. Они-то, конечно, читали и знали это пророчество лучше, чем прочие люди. Знали, но по какой-то причине предпочли о нем забыть. Так и виноградари знали о том, что у виноградника есть хозяин. Знали, кто их нанял. Знали, что он обязательно вернется и взыщет с них. Знали, но по какой-то причине предпочли забыть. Такое забвение не имеет отношения к человеческой памяти и забывчивости. Это, скорее, забвение умышленное, когда мы знаем, как следует поступать, но все равно, раз за разом умышленно поступаем иначе и вопреки.

Второе, о чем хотелось бы поразмышлять в контексте сегодняшнего Евангелия — это опасность присущего каждому из нас чувства собственничества. Точнее, уверенности в собственничестве, ложной веры в то, что хоть что-то в этом бренном мире может принадлежать нам. Мы, христиане, люди верующие, особенно священнослужители и особенно монашествующие, порой припоминаем, что то, чем мы распоряжаемся — нам не принадлежит. И порой мы даже отказываемся от материальных ценностей, от вещей и богатств, следуя обетам или каким-то другим мотивам. И если так — хорошо, это уже первые шаги на духовном пути. Но есть еще и другое собственничество, когда мы склонны считать собственностью любовь или дружбу, когда через эти великие и возвышенные чувства начинаем относиться к человеку, как к своей собственности, порой этого сами не замечая. Или стараясь не замечать. И больше, мы часто относимся собственнически и по отношению к Богу. Например, когда считаем, что раз мы взяли на себя некий подвиг, некий образ жизни, может быть, священный сан — то Он становится нам, будто бы, чем-то больше обязан, чем всем остальным людям. Или когда мы ревнуем духовной жизни других людей, ревнуем не стремясь достигнуть того же, но из зависти. Мы словно хотим удержать собственное право на Бога, как хотели удержать свою богоизбранность старейшины народа иудейского. Но Бога невозможно удержать.

 Когда Бог сотворил Адама, Он не отдал ему в собственность Рай. Бог поселил Адама в Раю и повелел давать имена живым существам, познавать сотворенный мир, чтобы и через это лучше узнать Бога, Которого узнать невозможно. И вот в этом Эдеме Хозяином был тоже Бог. И потому Он запретил в Своем имении некоторые вещи, мы читаем в Священном Писании, что запретил вкушать от древа познания. Но Адам стал относиться к Божественному дару как к собственности. А тогда, когда он нарушил единственную заповедь — он предпочел скрыться, предпочел предать заповедь забвению, предпочел забыть Бога, несмотря на то, что Творец говорил с ним непосредственно, лицом к лицу.

И совершенно иное мы видим в Богочеловеке Христе. Он, хотя и действительный Хозяин мира, Сын Божий, приходит без требований о подчинении. Он, имея на то полное право и могущество, отказывается от славы, от крова, от почитания. Он отказывается даже от собственной жизни. Будучи владельцем всего, не пытается навязать Свое превосходство, но смиряет Себя, принимая человеческий образ, “зрак раба”. Но и Его пример мы часто предаем забвению, хотя и говорим о Нем часто, молимся Ему, называемся Его именем, считаем себя Его учениками.

 Чтобы попытаться вернуть себе столь необходимую память о собственной временности, вернуть благодарность Творцу за оказанное доверие, понемногу пытаться избавиться от собственничества ко всему, что нас окружает, необходимо благоговение. Благоговение появляется тогда, когда мы перестаем относиться к окружающему нас поверхностно. Когда мы не удовлетворяемся только соблюдением правил, чтением положенных молитв, но пытаемся всем существом своим вникнуть в духовную жизнь. Когда стремимся не останавливаться в духовном поиске и духовном росте. Когда не удовлетворяемся раз и навсегда однажды найденными решениями и ответами. Когда пытаемся не останавливаться и в интеллектуальном развитии. Когда желаем в каждом человеке рассмотреть не просто его внешность, характер или поведение, но желаем в нем увидеть образ Бога. Когда с восхищением смотрим на звездное небо, удивляемся пению птиц, благодарим Творца за окружающую красоту.

Иначе говоря, благоговение появляется тогда, когда мы начинаем ставить себя на второе и третье место. Когда мы начинаем задумываться и отдавать себе отчет в том, что вне нас самих есть что-то гораздо более ценное. Что другой человек более ценен, а тем более — Бог! Когда мы, наконец, приходим к мысли о том, что наша жизнь не важна, важно то, ради чего мы живем. То или Тот, ради чего или Кого мы готовы умереть. Благоговение воспитывается тогда, когда мы, подобно апостолу Павлу, начинаем говорить: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью» (Деян. 20:24).

 Господь поставил нас каждого на то место, которое Сам определил. И каждый на своем месте мы можем служить Ему самым лучшим образом. Прославлять Его за то, что Он устроил все именно так. Благодарить именно за ту жизнь, какая есть, другую нам не прожить. И только так мы начнем замечать множество возможностей для роста, для принесения добрых плодов, для праведного возделывания виноградника Христова. И только так, принимая собственную второстепенность, собственное несовершенство, собственную скудость, мы сможем научиться с благоговением относиться ко всему, что доверил нам Господь. И тем самым, с помощью Божией, сможем избежать участи наемников, злых охранителей и неправедных возделывателей Божественного сада, о котором ныне в притче говорил нам Христос.


Проповедь, 6 сентября 2020 г. Нило-Столобенская пустынь. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Евангельский отрывок о злых виноградарях (Мф., 87 зач., XXI, 33–42).

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.