170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Блаженные старицы

Блаженные старицы

В Вышневолоцком Казанском женском монастыре рядом с Казанским собором в часовне в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии нашли упокоение блаженные старицы Любовь (Лазарева) и схимонахиня Мария (Матукасова).

БЛАЖЕННАЯ ЛЮБУШКА СУСАНИНСКАЯ


Блаженная Любушка (Лазарева Любовь Ивановна) родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Сухинического района Калужской области в крестьянской семье. Семья Ивана Степа­новича и Евдокии Ивановны Лазаревых, роди­телей матушки, была очень религиозной. Иван Степанович исполнял обязанности старосты храма в своем селе. У них было семеро детей, Любушка была младшей. На воспитание ее также повлияли четыре тети, родные сестры Евдокии Ивановны. Они любили брать девочку с собою в паломничества к окрестным святыням и монастырям.

В пятилетнем возрасте Любушка осиротела: ее благочестивая родительница отошла ко Господу. Через несколько лет за принадлежность к Церкви арестовали отца. Добрые люди не дали сиротам умереть, взяли в семьи. Когда Любушке исполнилось 18 лет, тетя хотела выдать ее замуж за соседа, но Любушка сказала, что избрана Богом для другой жизни, и замуж не пойдет.

Девушка поехала в Ленинград к старшему брату. Он поселил ее у себя и устроил работать на завод "Красный треугольник" галошницей.

На заводе за вредность полагалось молоко. Любушка отдавала его сослуживцам, у которых были дети. Тяжело приходилось Любушке во время постов. В заводской столовой и дома предлагали скоромную еду, а готовить себе самой было некогда — придя с работы, она тут же спешила в храм. Поэтому всю ее пищу зачастую составляли лишь кипяток да хлеб.

Любушка заболела туберкулезом, видимо от истощения - врачи обнаружили затемнение в легких. Пришлось перейти на бельевую фабрику кастеляншей. Здесь ее стали принуждать обманывать, делать приписки. Велели рвать простынь пополам, чтобы получилось две. Любушка отказывалась: "Не буду, это грех".

Однажды она, ослабев, упала на улице. Приехавший врач "скорой помощи" отказался забрать ее в терапевтическое отделение: "Это не моя больная". И девушку отвезли в психиатрическую больницу. Ей удалось убежать оттуда, но пришлось оставить там паспорт. Три дня Любушка ничего не ела - ей стыдно было просить. Наконец встретила верующую женщину, которая, увидев плачущую девушку, пожалела ее и накормила.

Любушка приняла решение всецело посвятить себя служению Богу и отправилась странствовать. Тогда же она приняла на себя подвиг юродства ради Христа.

Любушка жила без дома, без прописки. Терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, чтобы помолиться и о них. Любушка обходила святые места России, большинство из которых было тогда в разорении и запустении, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва.

Сейчас в некоторых изданиях можно встретить утверждения о том, что Любушка являлась ученицей и духовной дочерью преподобного старца Серафима Вырицкого. Однако достоверных известий о том, был ли у матушки духовный руководитель, у нас нет. В Ленинграде она обычно ходила на Волковское кладбище и в Николо-Богоявленский собор. Вполне возможно, что матушка, как особенная избранница Божия, еще в раннем возрасте самостоятельно вставшая на путь подвижнической жизни, в те трудные годы духовного разорения не имела ка­ких-то постоянных духовных наставников, будучи наставляема Самим Богом, избравшим ее для особенного служения.

Наступило время, когда, по смотрению Промысла Божия, матушке предстояло стать старицей, помощницей и наставницей множества людей, которые теперь должны были узнать ее как прозорливую Любушку Сусанинскую.

Небольшое село Сусанино по Ленинградом, в котором поселилась Любушка, стало, благодаря ей, известным во всей православной Руси. Здесь печальница за Землю Русскую прожила около тридцати лет в доме благочестивой вдовы Лукии Ивановны Мироновой, молясь в местном храме Казанской иконы Божией Матери.

Блаженная Любушка Сусанинская совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Это был подвиг столпничества, который она несла многие годы.

По субботним, воскресным и праздничным дням Любушка исповедовалась и причащалась можно в церкви Казанской иконы Божией Матери в Сусанино, а после службы принимала приезжавших к ней.

Ехали к ней отовсюду, не только из разных концов России, но даже из-за рубежа. Обращались к ней за исцелением от недугов, за советом в сложной ситуации, благословением, молитвами. Советами Любушки руководствовались не только простые верующие, но и иерархи, и опытные духовники, многие священники и монахи.

На первый взгляд Любушка казалась обычной согбенной старушкой. Одевалась она во все старенькое, поношенное, но выглядела аккуратной. На голове всегда носила простой ситцевый платочек, передний край которого выдавался далеко вперед, прикрывая глаза как схимнический куколь.

Разговаривая с человеком, Любушка часто "писала по руке" - водила пальчиком по ладошке и отвечала - иногда понятными словами, иногда загадочно, а порой, видимо, зная, что человек не выполнит сказанного: "Делайте, как хотите". Так могла она ответить и тем людям, кто уже обращался к ней, но не исполнил ее благословения.

Многих людей Любушка отправляла молиться в монастырь на Карповку к святому праведному Иоанну Кронштадтскому или к блаженной Ксении. Она их очень почитала.

Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой Лавры, часто отправлял к Любушке своих чад. Он и сам не раз бывал у нее в Сусанино. Однажды предлагал Любушке постричь ее в монашество, но она отказалась. "Я странница, - говорила она всегда, - так меня и поминайте..."

Любушкины слова казались всегда такими простыми, незамысловатыми, но в них была благодатная сила. Они попадали в "самую точку" и часто становились путеводными на многие годы. Благодаря своей чистоте и внутренней свободе от страстей, матушка могла давать ответы на самые непростые вопросы современной жизни, и слово ее звучало с той твердой уверенностью, которую может дать только благодать Святого Духа.

Более 20 лет несла Любушка свой молитвенный подвиг в Сусанино, и вот, в 80-летнем возрасте она отправилась в новое странствие. На этот раз она выбрала для жительства Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь, расположенный в селе Введенье Шуйского района Ивановской области. Прожила она там ровно год, выезжая время от времени по святым местам.

Но последнее земное пристанище было уготовано ей в Вышневолоцком Казанском женском монастыре. Любушка говорила, что это место благословлено ей Самой Матерью Божией и находится под Ее особым попечительством. «У вас здесь Сама Матерь Божия лампадки зажигает», - говорила блаженная.

В начале апреля 1997 года Любушка сильно заболела. Болезнь то немного отступала, то возвращалась вновь, принося старице тяжелые страдания.

На праздник Усекновение Главы Иоанна Предтечи (11 сентября 1997 года) она скончалась.

Отпевание назначили на третий день, 13 сентября. Огромный храм оказался полон приехавшими проститься со старицей, в том числе два архиерея, более двадцати человек духовенства из разных мест, несколько игумений со своими сестрами.

Любушку погребли справа от входа в Казанский собор монастыря. Исполнилось давнее предсказание блаженной старицы о том, что Матерь Божия Казанская придет и заберет ее.

Вскоре над местом погребения Любушки была построена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где мощи ее и почивают доныне вместе с еще одной блаженной подвижницей – схимонахиней Марией.

СХИМОНАХИНЯ МАРИЯ САМАРСКАЯ (МАТУКАСОВА)


15/28 марта 1908 года в Самаре у Ивана и Натальи Матукасовых родилась девочка, которую назвали Марией. Вскоре семья переехала в город Актюбинск, здесь Иван устроился работать машинистом, Наталья воспитывала дочь и занималась домашним хозяйством. В 1917 году Иван потерял работу, Наталья с Марией были вынуждены вернуться домой. В школе Мария проучилась лишь 5 лет. Из автобиографии старицы Марии: «Я была одна у мамы — папа наш ... не вернулся. В школе я училась 5 классов, а с 12 лет пошла работать — вязала кулачком... Потом занималась на курсах счетоводов и работала счетоводом. А в школе я тоже работала лет 5 — учила детишек шить и вышивать (и молитве учила). Я в Бога всё время верила и детям иконки дарила и молитвы читала. В 23 года я почувствовала, что Бог меня призывает молитвой Своей и стала сама молиться сильно и понимать, что мне открывается».

Известно, что с февраля 1944 года по март 1945 года матушка Мария находилась в заключении. В послевоенные годы она взяла на себя подвиг юродства. С начала 60-х годов старица жила при Свято-Вознесенской церкви в райцентре Кинель-Черкассы Самарской области.

Матушка Мария была очень кротка, терпелива, снисходительна к окружающим её людям и казалась просто доброй бабушкой.

Всех поражало ее смирение. Обладая великим даром мудрости и прозорливостью, она почитала себя лишь немощной старушкой. Но несла она великие подвиги, отмаливая людей и Отечество.

Мария Ивановна постоянно носила на себе очень тяжелые мешки с камнями и мусором. Говорила: «Грехи ваши ношу».

Ее часто видели полулежащей на ступенях храма. Хочешь поговорить - ложись рядом, смири гордыню, согни свою выю.

Вспоминают, что она до вступления на путь юродства очень любила чистоту. Все раскладывала по местам, ничего не разбрасывала, аккуратно причесывалась, обувь всегда вымыта, одежда постирана. А юродствуя, терпела грязь, лежала на заплеванных ступенях, ела с собаками: сначала собаке даст куснуть, потом уже сама. Ее называли человеком большой тайны, и видел ту тайну лишь Господь, укреплявший ее в ее непостижимом для нас подвиге.

Одежды Мария Ивановна не меняла – носила, пока та не истлевала прямо на ней.

Ночевала матушка чаще всего на полу, на половике, постели она вообще не признавала. Больше месяца блаженная спала в прихожей, на пороге дома одного священника, так что через нее все входящие перешагивали. И ни за что не соглашалась перелечь на хороший кожаный диван. Зато теперь на том месте стоит большой монастырь.

Последние 40 лет своей жизни она жила исключительно при храме. Внешне она была маленького росточка, лицо — удивительно благородное, красивое, очень русское. Одета была всегда очень бедно.

Прошлое, настоящее, грядущее было раскрыто перед ней Самим Богом. Она могла назвать человека, которого видит впервые, по имени и отчеству, называла и фамилию. Прозорливая старица открывала людям волю Божию, умела осторожно обличить, утешить, взять на себя чужую боль. Душа её была необычайно чуткой к чужому горю.

Множество исцелений совершилось по её молитвам.

5 января 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Мария Ивановна Матукасова была пострижена в схиму с именем Мария в честь равноапостольной Марии Магдалины схиигуменом Илием, духовником обители, в храме прп. Илариона Великого Свято-Введенского монастыря Оптинской пустыни.

Впервые матушка Мария приехала в Оптину пустынь в 1997 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Ее привела туда Матерь Божия - об этом неоднократно говорила сама матушка, ведь она была послушницей Божией Матери. А про Оптину пустынь старица говорила так: «Здесь хлеба много-много (благодати), а дыр-то сколько...» Вот она и приехала латать эти дыры... «Я по семечку сажаю. А потом хлеб вырастет и все серпом срежут...» - говорила она.

Незадолго до смерти, 3 января 2000 года, вместе со своей келейницей, монахиней Евгенией, схимонахиня Мария приехала в Вышневолоцкий Казанский монастырь. «Останусь с вами, - сказала она, - здесь все родное... Я приехала к Любушке…»

Старица прожила в монастыре всего двенадцать дней. Перед тем, как тяжело заболеть, она попросила отвести её в часовню, где похоронена блаженная Любушка. Возле часовни она долго молча молилась. Потом попросила отвести её в келию.

Матушка знала час своей кончины и заранее попрощалась со своими ближними и сестрами обители. На следующее утро у матушки произошел инсульт.

Скончалась схимонахиня Мария 14 января 2000 года. В это время в обители находился игумен Антоний (Гаврилов) из Оптиной пустыни. Он и совершил первую панихиду по новопреставленной.

Блаженная старица продолжает помогать всем, кто обращается к ней за помощью, кто с верой просит её молитвенного предстательства пред Господом, у престола Которого она предстоит вместе с блаженной старицей Любовью.

Источник: сайт Казанского женского монастыря

Возврат к списку