170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Устройство церковной иерархии. Часть 1

Устройство церковной иерархии. Часть 1

1. О епископах

Когда св. апостолы лично управляли Церковью, в ее первоначальном, еще не великом пространстве, то первыми сотрудниками их в управлении по городам и селениям были пресвитеры, которые под их непосредственным начальством также пасли стадо Христово (Деян.18:201Петр.5:1), совершали общественные моления и таинства (Иак.5:14) и учили (Деян.18:191Тим.5:17–18). Апостолы не иначе оставляли христиан, когда проходили с проповедью из одного места в другое, как рукоположив для них пресвитеров (Деян.14:23)1. Так было до тех пор, пока труды апостольские ограничивались еще пределами иерусалимской Церкви. Потому в обществе христиан этого времени св. дееписатель указывает только три разряда членов: апостолов, пресвитеров и братию (Деян.15:1–4, 22–23)2.

Но когда проповедь апостольская распространилась за пределы Иудеи, и общества христиан по разным областям составили уже отдельные Церкви, то апостолы новооснованным Церквям давали особых предстоятелей в качестве полномочных правителей и пастырей. Так, оставляя Иерусалим, апостолы поставили в нем предстоятелем Церкви Иакова, брата Господня3. Апостол Павел, основав во время своих апостольских путешествий Церкви в Ефесе и Крите, поручил управление первой Тимофею, последней – Титу (1Тим.1:32Тим.1:6Тит.1:5). Есть замечательное предание, что ап. Иоанн, по кончине всех других апостолов, предвидя и свою близкую кончину и угрожавшее Церкви распространение лжеучений и пороков (1Ин.2:18–19), рукоположил для разных Церквей нарочитое множество иерархов, так что некоторые из церк. писателей от него начинают ряд большей части хр. епископов4.

Сии-то поставленные апостолами иерархи, или предстоятели, под именем епископов, получили от них навсегда правительственную в Церкви власть. 

Святитель Симеон, первый епископ Тверской

Наименование епископа означает вообще надзирателя и в этом общем значении встречается и у древних греческих писателей, и в ветхозаветных книгах (1 Макк.1:53)5. Но в церковном новозаветном употреблении оно означает по преимуществу духовного пастыря, так что в высшей степени священного знаменования применяется к самому И. Христу, как верховному Пастырю душ: "бесте бо, – говорит Апостол, – яко овцы заблуждшыя [не имущя пастыря], но возвратистеся ныне к пастырю и посетителю (греч.: ἐπίσκοπος) душ ваших" (1Петр.2:25); а после Него знаменует в особенности высокое служение апостольства. Так сказано об Иуде: «пишется бо в книзе псаломстей: да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем, и епископство его да приимет ин» (Деян.1:20). В этом духовном значении, наименование епископа после апостолов усвоено преемникам их, пастырям церковным6.


Святитель Арсений, епископ Тверской, с Желтиковым монастырем

Епископство составляет особую, высшую степень священства, отличную от других степеней. Это доказывается особенным апостольским рукоположением, с которым соединялось в самом начале посвящение в этот сан, и по которому сами апостолы представляли епископство, как особенную степень священного служения Церкви. «Не неради, – говорит ап. Павел епископу Тимофею, – о своем даровании, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» (1Тим.4:14). Хотя и пресвитерский сан сообщаем был через рукоположение: но тот и другой сан определенно были различны между собою – а) тем, что самое рукоположение епископов и пресвитеров не было по своему значению безразлично, а для епископов оно соединялось с особенным призванием свыше и с высшими дарами Св. Духа, как это дают разуметь и сами апостолы (2Тим.1:61Тим.4:14. сн. Деян.20:28); б) тем, что епископов рукополагали сами апостолы (2Тим.1:6), а рукоположение пресвитеров предоставляли епископам (1Тим.5:22Тит.1:5), и этим именно правом определяли превосходство епископского сана; в) тем, что пресвитерам они передавали духовные права в Церкви только по частям, и с подчинением власти епископской (1Тим.5:172Тим.2:2), а епископам сообщали все полномочие в управлении Церкви (см. послания к Тимофею и Титу).

Таким образом, особенные важные преимущества отличают сан епископский и возвышают его в Церкви: это – 1) преемство власти епископской от апостолов; 2) высшая степень священства в этом сане, или его святительская благодать, и 3) особенное полномочие его в управлении Церковью.


Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской

Прямое, непосредственное преемство епископской власти от апостолов свидетельствуется самыми историческими памятниками Христианства. Ибо во всех первобытных христианских Церквях, т. е. основанных в самом начале христианства, епископы непрерывно вели свой ряд от апостолов. Это было весьма сильное оружие в руках православных против ересей, которые они обличали в новизне учения и ничтожестве происхождения. Православные говорили, что их учение есть то самое, какое было в самом начале христианства и вышло из уст апостолов, и это доказывали тем, что хранители этого учения – епископы ведут свой ряд непрерывно от апостолов и суть их преемники. «Мы можем, – говорили отцы, – перечислить по именам тех, которые от апостолов поставлены епископами, и преемников их, даже до нас»7 ... «А пусть еретики, – говорит Тертуллиан, – покажут происхождение своих церквей; пусть раскроют порядок и преемство своих епископов: восходит ли оно до кого-нибудь из апостолов или апостольских мужей, которые жили вместе с апостолами, даже до их кончины. Ибо так истинно апостольские Церкви ведут свой порядок; так, Церковь смирнская представляет Поликарпа, поставленного Иоанном; римская – Климента, рукоположенного Петром; так равно и прочие Церкви представляют нам у себя таких мужей, которые будучи поставлены апостолами на епископство, передали этим Церквям семена апостольского слова»8.

Но это преемство имеет не одно историческое значение, а каноническое, как преемство прав апостольских. По разуму Церкви епископство есть продолжение служения апостольского, так что св. отцы и апостолов называли епископами, равно и епископы издревле назывались апостолами. «Дьяконы должны помнить, – говорит св. Киприан, – что апостолов, т.е. епископов (apostolos, id est episcopos), избрал сам Господь, а дьяконов, после вознесения Господня, апостолы поставили себе служителями (ministros)»9. Иаков, епископ иерусалимский, хотя не был из числа двенадцати, называется апостолом, от самих апостолов, и наравне с ними (Гал.2:19). Ап. Павел называет Епафродита апостолом Филиппийцев, у которых он был епископом (Флп.2:25). «Тех, – говорит блаж. Феодорит, – которые ныне называются епископами, в древности называли апостолами. Так, апостолом филиппийских христиан был Епафродит, критских – Тит, асийских – Тимофей»10. «Но с течением времени, – говорит еще один из церковных писателей, – те, которые быв поставлены от апостолов предстоятелями Церквей, назывались также апостолами, те признавали, что для них слишком много славы – удерживать название апостолов; и посему-то разделены названия второй степени священства (secondi ordinis, т.е. пресвитерства); ей (второй степени) усвоено название пресвитерской, а высшие предстоятели наименовались епископами; и с тех пор этим именем по преимуществу стали называться те, которые имеют право рукоположения»11.


Глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий

Сообразно этому отцы Церкви учили и о правах епископских. Св. Ириней говорит: «Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви и происходящим преемственно от апостолов, и по благодати, вместе с преемством епископства, получившим истинные дары Духа. У них должно учиться истине; они блюдут веру нашу, руководствуют в познании и почитании Сына Божия, изъясняют нам св. Писание, … сохраняют предание апостольское, законы управления и все чиноположения церковные.»12 Св. Киприан пишет к Корнелию, епископу римскому: «О том преимущественно мы должны заботиться, чтобы сохранить, сколько возможно, единство, заповеданное от Господа и от апостолов нам, преемникам их, преданное.» Или: «Христос сказал апостолам, а чрез них и всем предстоятелям, которые преемственным поставлением наследуют апостолам: слушаяй вас, мене слушает."13 Блаж. Августин говорит: «Ясно, что Господь, посылая апостолов на проповедь, им одним завещал ту власть, которую имел сам от Отца своего; но мы (епископы) наследуем апостолам, управляя с тою же властью Церковью Христовой.»14 Св. Златоуст: «Сообщать дары Св. Духа имели право только апостолы; потому и ныне видим, что совершает сие (в таинстве мироосвящения) не другой кто, а одни преемники апостолов.»15

Впрочем, преемство епископов от апостолов не простиралось до совершенного равенства епископства с апостольством. Преемство было не полное, ограниченное; оно не заключало в себе тех особенных преимуществ, которые исключительно принадлежали апостолам. Так, 1) апостолы были поставлены на служение Евангелию непосредственным избранием и призванием от самого И. Христа: епископы же принимали поставление уже от апостолов, и только в начале; а в дальнейшем преемстве начали быть поставляемы от других, равных себе; 2) апостолы были просвещены непосредственно Духом Святым и преисполнены, видимо, обилием чрезвычайных даров Его, как в высшем разумении Бож. откровения, так и в необыкновенных подвигах апостольского служения в целом мире, в особенном даре языков и в чудотворениях епископы получали дары Св. Духа только таинственным образом, чрез апостольское рукоположение, дары, хотя высокие, по не чрезвычайные, заключающие в себе только благодатное освящение на управление Церкви; 3) апостолы были вселенскими, верховными правителями Церкви и для того были облечены от И. Христа особенным, чрезвычайным полномочием: но епископы от апостолов получили власть только в пределах поместных Церквей, им вверенных, власть ограниченную положительными законами, голосом и судом самой Церкви.

По степени священства епископский сан называется, по преимуществу, святительским; ибо не только составляет высшую степень священства и заключает в себе, так сказать, всю полноту священства, или все степени и все права священнодействия, но есть и источное начало священства для других, и необходимое орудие к освящению всей Церкви. «В епископе, – говорит св. Иларий, – все степени священства, поелику он есть первосвященник и вместе учитель и проповедник, и все, что нужно для служения Церкви, к спасению верных.»16 В этом отношении законы и предания вселенской Церкви весьма строго отделяют степень епископа от степени пресвитерской. По правилам апостольским, пресвитер и дьякон рукополагаются одним епископом (прав. 2), а епископ не только не принимает рукоположения от пресвитеров17, но и от равных себе епископов поставляется не иначе, как собором, – от двух или трех, не менее (прав. апост. 1.)18. Вместе с сим, и право рукоположения на все другие степени остается исключительной принадлежностью сана епископского. Так, св. Епифаний говорит: «В Церкви всегда было общим правилом, что пресвитер, как не имеющий возможности рождать Церкви отцов, должен рождать ей только чад, посредством пакибытия: для рождения отцов изначала были назначены епископы»19. Поэтому Церковь никогда не признавала степеней священства, не утвержденных рукоположением епископским. Рукоположенных по какому-либо случаю пресвитерами, или ложно присвоившими себе звание епископов, Церковь лишала всех степеней сана20. «Явно и, для всякого, несомненно, – говорили на такие случаи св. отцы, – что это дело беззаконное»21. Св. Ириней говорит, что пресвитеры получают свое дарование благодати только через преемство епископства.22

Вместе с таким преимуществом по священству, епископский сан заключает в себе и все полномочие на управление Церкви. Ему принадлежат в совокупности и во всей полноте права учения, пастырской власти и духовного суда. Действуя в нем совокупно и самостоятельно, эти права уже не иначе, как через него, вместе с рукоположением священства, по частям сообщаются другим. Отсюда: а) епископство приобретает в Церкви внутренний характер необходимости, так что без него порядок церковный держаться не мог бы23; б) епископство делается органом или проводником всех таинств Церкви, так как ни одно таинство уже не может быть никем совершено истинно и законно без священно-таинственного рукоположения от епископа24. Таково всегда было учение Церкви. Тертуллиан говорит: «Право крестить принадлежит первосвященнику, который есть епископ; за ним – пресвитерам и дьяконам, но не иначе, как с дозволения епископа, по церковному праву»25. Св. Игнатий также говорит: «Без «епископа никто не должен совершать ничего, что касается Церкви. Только та евхаристия истинна, которая совершается епископом, или тем, кому дана от него власть священнодействия»26; в) епископству усвояется высшее право учительства в Церкви, так что епископы должны управлять самим учением и учить самих учителей. «Яже слышал еси от мене, – пишет ап. Павел к Тимофею, – сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити, – присовокупляя к сему, – чтобы труждающиеся в слове и учении пресвитеры сугубыя чести были сподобляемы» (1Тим.5:172Тим.2:2); г) епископы получают исключительное право быть и именоваться архипастырями и предстоятелями Церквей27, с властью вязать и решить в целой Церкви (2Тим.2:251Тим.5:20Тит.2:15, 3:10), судить самих пресвитеров (1Тим.5:19), управлять служением всего священного сословия (ст. 17, 20) и духовно пасти все стадо Христово; д) на епископах, наконец, лежит и ответственность за всю Церковь, – за чистоту и целость Церкви в деле сохранения веры, учения, священнодействий, благоустроения священства и всего церковного порядка (Ап.1:20; 2:1; 8:12 и проч., где под именем ангелов Церквей разумеются их епископы, сн. апост. прав. 39).

1 

Пресвитеры в Церкви апостольской назывались и епископами; ибо имели участие в духовном управлении христианского общества (Деян.20:28Флп.1:1); назывались также предстоятелями (1Фес.5:12) и начальниками (Евр.13:17).

2 

Св. Епифаний: contra aerium. haer. LXXV. Бл. Феодорит: толк. на посл. к Филипп. и 1 Тим. Св. Златоуст: на Деян. апост. гл. 5 и пр.

3 

Кн. постан. апост. 8, 35. Клим. Алекс. strom. 6. Евсев. ист. кн. 2. гл. 1. 23. III, 5.

4 

Тертулл. advers. Marcion. lib. IV. c. V. Климент Александр. пишет, что ап. Иоанн призываем был к малоазийским Церквям именно для поставления епископов. Paedag. p. 259. ed. Oxon. cu. Бл. Иерон. catalog. script. eccles. de Johanne.

5 

Suidas in vocem: ἐπίσκοπος. Suiceri tesaurus sub voce: ἐπίσκοπος.

6 

В веке апостольском, как мы заметили выше, наименование епископа прилагалось иногда к пресвитерам. Некоторый недостаток раздельности в названиях епископов и пресвитеров дает повод к возражениям. Так указывают на Деян.20:17, 28, где имя пресвитеров и епископов прилагается к одним и тем же лицам; также на 1Тим.3:1–8 или Флп.1:1, где показаны только две степени священства: епископская и дьяконская. Но 1) не удивительно, если имя пресвитеров оставалось и при епископах; ибо это имя есть само по себе общее, означающее вообще старейшего, – отсюда и предстоятеля (см. 1Петр.5:1). Посему-то и сами апостолы иногда называют себя пресвитерами (см. там же и 2Ин.1:1). 2) Не удивительно также, что в первых, еще не довольно устроившихся обществах христианских, епископы свою должность совмещали с должностью пресвитеров, что не противно основаниям церковной Иерархии; 3) В 1Тим.3:1–8 излагаются не собственно церковные обязанности, а нравственные, общие епископам и пресвитерам: потому опять не странно, если тут одно из этих имен стоит вместо другого. В послании к Титу (1:5 след.) те же самые обязанности Апостол соединяет с именем пресвитера. Нельзя с точностью определить, когда имя епископов усвоено исключительно высшим иерархам в Церкви, и стало означать особую степень священства. В послании Климента Римского к Коринфянам (первом, т.е. в 69-м году по Р. Хр.) имя епископов дано еще пресвитерам. Иероним говорит, что отдельное сословие епископов (разумея не в отношении к сану, а к отличию самого наименования и должности), образовалось после коринфских беспорядков (т.е. около 60 года по Р. Хр. Иерон. in Tit. 1). Вообще, из писаний древних отцов видно, что это имя вскоре по кончине апостолов начало исключительно усвояться первому чину в Иерархии, так что св. Игнатий Богоносец и Тертуллиан уже определенно употребляют его в том смысле, какой он ныне имеет, хотя иногда епископы (как напр. Киприан) еще называются и называют сами себя пресвитерами, так как слово: пресвитерство, по его изначальному употреблению, означало вообще священство.

7 

Св. Ириней: haer. lib. III. cap. 23.

8 

Тертуллиан: de praescript. haer. cap. 32. Это преемство от апостолов непрерывно означалось в самих списках, или каталогах епископов, сохраненных древними церквами (Евcев. ист. IV, 22). Евсевий на основании этих каталогов излагает непрерывный до его времени ряд епископов: римских, александрийских, антиохийских, лаодикийских, кесарийских. И в самом составе этих списков можно заметить, что в порядке апостольского преемства постоянно означается лицо предстоятеля Церкви, епископа, и при том в данное время всегда одно, а не многие. Так, в Церкви иерусалимской первым преемником апостолов значится Иаков, за ним Симеон Клеопа, потом Юст и т.д., всегда по одному лицу. Отсюда видно, что преемство апостольское всегда считалось в ряду одних епископов, как предстоятелей Церкви, и ни к каким другим лицам, напр., к пресвитерам, не относилось.

9 

Св. Киприан: ер. LXV, edit. in curs. complet. Patrolog. Paris. 1844. t. IV.

10 

Феодорит: на 1 Тим. сн. 3, 1. Coteler. patr. apostol. t.2.

11 

Ambrosiast. ad Philipp. 1, 1.

12 

Св. Ириней: haer. 4, 26. 5, 20.

13 

Св. Киприан: ер. XLII; ep. LXIX.

14 

Августин: lib. VII. contra Donat. de bapt. ef. in Psal. 45, 16.

15 

Св. Златоуст: бес. 18 на Деян. апост.

16 

Св. Иларий: ad Ephes. cap. 4.

17 

Как почитают это возможным протестанты.

18 

Церковь первых веков христианства так изображает преимущества священства епископского: «Епископ благословляет и не благословляется (ни от кого); возлагает руки, посвящает, принимает посвящение от епископов, но не от пресвитеров; низводит всякого клирика, достойного низложения, кроме подобного себе епископа. Ибо один епископ не может низложить епископа. Пресвитер благословляет (народ), но не благословляется (от мирян); принимает благословение от епископа.» Constit. apostol. l. 8. cap. 28.

19 

Св. Епифаний: haer. LXXX.

20 

Так, собор сардикийский лишил сана нескольких пресвитеров потому, что они поставлены были Евтихианом и Мусеем, пресвитерами, ложно называвшими себя епископами (сард. соб. пр. 18). Собор севильский (619) запретил служение одному пресвитеру и двум дьяконам за то, что при посвящении их, хотя руки возлагал епископ, но, по слабости его зрения, читал молитву пресвитер. (Concil. hispal secund. can. 5. in synopsi conciliorum, a Cabassutio. t. 1. Paris. 1838).

21 

Св. Афанасий: apol. contra Avian. Epist. synod, alex. pag. 197.

22 

Cв. Ириней: haer. IV. 43. 1. 28.

23 

«Ты должен знать, – говорит св. Киприан, – что епископ в Церкви и Церковь в епископе, и кто не имеет общения с епископом, то не принадлежит и Церкви». Ер. 69. Тоже св. Игнатий в послании к Тралл. Поэтому-то, когда какая-нибудь Церковь лишается своего пастыря – епископа – она называется, и всегда называлась, вдовствующей. III всел. посл. к папе Иннокентию. IV всел. пр. 25. Карф. 29.

24 

Исповед. вост. патр. чл. 10.

25 

Тертулл. lib. de baptismo. сар. XVII.

26 

Посл. к Смирн, ef. Const. apost. lib. VIII. cap. 46.

27 

Исповед. вост. патр. чл. 1

0.

Источник: Православный собеседник, 1858 г. Казань.


Возврат к списку