02.12.2020 | 

Устройство церковной иерархии. Часть 3

3. О дьяконах и прочих церковнослужителях

Третий разряд священнослужителей составляют дьяконы. Под этим общим именем в Церкви апостольской первоначально поставлено было семь служителей для служения при церк. трапезах и попечения о бедных (Деян. гл.6). Но с тем вместе сами апостолы, с положением рук, посвящали этих служителей на проповедь Евангелия (Деян.6:6, след. 8:5), и дьяконство изобразили, как особую степень священнослужения, с правом восхождения на другие высшие степени (1Тим.5:8–15). Отцы первых веков, как напр., св. Игнатий, Иустин, Киприан и др., также книги постановлений апостольских, Тертуллиан и пр., представляют дьяконов в числе священных лиц, как служителей Церкви и помощников епископам и пресвитерам67.

Должность дьяконов вообще состояла в том, чтобы служить или, точнее, помогать служению епископов и пресвитеров во время священнодействия. Дьяконы: 1) принимали от приходящих в церковь приношения, как то хлебы, вино и пр. для употребления в священнодействии и воспоминали пред священниками имена принесших68; 2) провозглашали к народу порядок церковных молений или самые моления от лица народа69; 3) читали Евангелие в церкви70; 4) подавали cв. дары предстоящим в храме и носили к отсутствующим71; 5) имели попечение о св. трапезе в алтаре и о св. вещах, к ней принадлежащих; и 6) наблюдали за сохранением порядка, тишины и благопристойности между присутствующими в храме72. Кроме того, до учреждения других низших должностей церковных, как то – иподьяконов, чтецов, заклинателей и пр., дьяконы исправляли все эти должности; также, по поручению епископов, наставляли оглашенных, заведовали богоугодными домами, имели попечение о сиротах и всех бедных, содержимых на церковном иждивении, были употребляемы в делах письменных, по епархиальному управлению и пр.73 Дьяконам принадлежало некоторое право власти над низшими служителями (лаодик. 20)74. Они также являлись на соборы, поместные и вселенские, сопровождая своих епископов, которые иногда дозволяли им принимать участие в соборных совещаниях75; а в отсутствие своих епископов, они могли, по их назначению, занимать их место на соборах, с правом голоса (VI всел. пр. 7)76. В постоянных же местных соборах или синодах, епархиальных и патриарших, дьяконы весьма часто имели значение действительных членов, впрочем не по правам своего сана, а по роду особых должностей, которые они отправляли, каковы напр., были должности экономов, хартофилаксов и пр. Но в порядке духовных степеней дьяконам всегда строго запрещалось присваивать себе какие-либо должности или преимущества пресвитеров, или возноситься перед ними; не позволялось даже сидеть среди них в церкви, хотя бы и имели дьяконы какие-либо особые должности. I-го всел. 18-е: «Дошло до святого и великого собора, что в некоторых местах и градах дьяконы преподают пресвитерам евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносить, преподавали приносящим тело Христово. Также и то сделалось известным, что даже некоторые из дьяконов и прежде епископов евхаристии прикасаются. Сие убо все да пресечется: и дьяконы да пребывают в своей мере, зная, что они суть служители епископа и низшие пресвитеров. Да приемлют же евхаристию по порядку после пресвитеров, преподаваемую им епископом или пресвитером. Но ниже сидеть посреди пресвитеров позволено дьяконам. Ибо то бывает не по правилу, и не в порядке. Аще же кто и после сего определения не хочет послушен быть, да прекратится его дьяконство». VI-го всел. 7-е: «Поелику мы уведали, что в некоторых церквах дьяконы имеют церковные должности, и посему некоторые из них, попустив себе дерзость и своеволие, председят пресвитерам, – того ради определяем: дьякону, аще бы имел и достоинство, то есть, какую-либо церковную должность, не занимать места выше пресвитера» (cн. лаодик. 20)77.

Настоящий устав Церкви следующим образом определяет звание дьякона: «При Божественной литургии и при иных таинствах, совершаемых от иерея, и при прочих священнослужениях и чинах служити; священные сосуды к служению уготовляти, молитвы о народе возности собственно и народно в церкви, на амвоне чести Евангелие и Апостольские послания; не сущу иерею учити людей от Божественных писаний, Бож. заповедем и жительству Христ. закона; вящще же сего ничтоже творити дерзати, иереем подобающих: ниже проскомисати, ниже прежде иереев причащатися тела и крови Христовы и иных святынь касатися, ниже самому себе самого, или иного причастити когда, ниже присущу иерею учити, ниже иерея председати; подобно же имети честь и дьяконом от иподьяконов и всех клириков»78.

К низшим церковным должностям относятся должности иподьяконов, чтецов и певцов. В древней Церкви должность иподьяконов79 общая состояла в том, чтобы прислуживать в церкви епископам, пресвитерам и дьяконам80; особенная – в том, чтобы во время священнослужения стоять при дверях храма, наблюдать за входящими, особенно за теми кающимися и оглашенными, которые по правилам оставались при дверях церковных, вводить и выводить их в определенное время и пр. (лаодик. пр. 43)81. Но иподьяконам не дозволялось занимать должности дьяконов, носить орарь, и касаться во время священнодействия свящ. сосудов (лаодик. 21. 22). Кроме того, иподьяконы прислуживали епископам в церковных делах вне церкви, употреблялись для письмоводства и пр.82

Чтецы сперва составляли разряд церковнослужителей, особый и отдельный от певцов83, но с течением времени должности тех и других начали соединяться в одних и тех же лицах84. Чтение св. книг обыкновенно происходило на амвоне (VI всел. 33)85. Певцы избираемы были сначала только для управления пением, так как пение предначинаемое клириком с амвона, продолжаемо было всеми присутствующими в храме (лаод. 15)86.

Все указанные должности вообще, (а в особенности первые три: епископская, пресвитерская и дьяконская) составляют по церковным правилам священный чин (καταλογος ιερατικος: ап. пр. 8. 15. 17. 18) или вообще клир церковный (ϰληρος: ап. пр. 11. 12. 16. 19); а иногда состав их называется каноном (κανών: I всел. соб. 16. 17), и оттуда самые лица, посвященные в эти должности, называются в правилах канонизованными, или каноническими (οι ϰανονιϰοι: лаод. 15. св. Вас. 6). Кроме трех первых степеней священства, прочие низшие должности существовали не во всех церквах, не в равном числе, не в одинаковом виде, да и не в одно время установлены. Поместные церкви учреждали их у себя в то время и в таком числе, как требовали нужды и обстоятельства. Поэтому в иных церквях насчитывалось до трех низших степеней клира, в других до четырех и до шести87, а в некоторых, даже в IV и V веках, низшие должности исправляемы были дьяконами88. Между прочим, учреждение этих степеней имело целью не одно исправление низших служб в церкви, но постепенное испытание и приготовление достойных лиц к высшим степеням свящ. сана. При недостатке особых духовных училищ, прохождение низших должностей служило как бы практической школой для образования иерархов и пастырей Церкви. Поэтому все лица, бывшие в клире, составляли одно общество при церкви, большей частью под личным надзором и попечением самих епископов89.

***

67 

Св. Игнатий к Тралл. Иустин apolog. 2. pag. 162. Киприан serm. 5. de lapsis et ep. 65. Пост. апост. lib. 8. c. 12. 18. Тертулл. de fuga. cap. 11. caet.

68 

Св. Киприан: ep. 9.

69 

Пост. апост. 8, 5. 10. Св. Амвросий in Ephes. cap. 4. ef. Соб. анкир. пр. 2. Св. Злат. бес. 14. к Рим.

70 

Пост. апост. 2, 57. Иерон. ep. 56. ad Sabin.

71 

Анкир. соб. пр. 2. Иустин apolog. 2. Св. Кипр. serm. 5. de lapsis. Пост. апост. 8, 13. В апостольских постановлениях это описывается так: «Епископ подает дары, говоря: «тело Христово», на что приемлющий ответствует: «аминь». Дьякон же должен держать чашу и, подавая другим, говорит: «кровь Христова», а пьющий говорит: «аминь». Итак, со стороны дьяконов это было только помощью для приобщающих епископов или пресвитеров. Правила церковные запрещают дьяконам, вместо пресвитеров, приобщать народ. IV карф. соб. пр. 38. I всел. 18.

72 

Пост. апост. 2, 57. Златоуст. бес. 24. на Деян. апост.

73 

Пост. апост. 2, 30. 44. Св. Епифаний haer. 75. Евсев. о мучен. гл. 2.

74 

Апостольские постановления простирают эту власть даже до права отрешать низших клириков от должностей, но это только в чрезвычайных случаях, и в отсутствие пресвитера, или епископа. Пост. 8, 28.

75 

Так, напр., св. Афанасий Александрийский, будучи еще дьяконом, на I вселенском соборе состязался с Арианами.

76 

Поэтому на некоторых, даже вселенских, соборах находим подписи дьяконов вместо их епископов; напр. на III всел. соборе подпись дьякона карфагенского. ap. Labbe.

77 

Из некоторых древних свидетельств видно, что дьяконам иногда позволялось совершать крещение, по примеру дьяконов апостольских, но только по особенному поручению от епископа, и притом в случае отсутствия или недостатка пресвитеров. Тертулл. de baptismo 17. Иероним. adv. Lucifer. cap. 4. Св. Кирилл Иерус. оглас. 17. §17. Иногда также дьяконы говорили поучения к народу, как показывают примеры св. Иоанна Златоустого в Антиохии, когда он еще был дьяконом, и св. Ефрема Сирина в едесской Церкви. П. Фотия: bibl. cod. 196. pag. 512. Иерон. catal cap. 115. Амврос. ad Ephes. 4.

78 

См. ставлен. грамоту дьяконскую.

79 

Иподьяконы назывались и просто служителями (ύπηρετης). Вельсамон ad canon. 21. concil. laodic. ύπηρεται λεγονται οί ύποδιαϰονοι; тоже – Зонаpa. Так называются иподьяконы и в правилах соборов: I всел. (деян. 2), лаод. (прав. 22. 43) и др.

80 

Соб. I всел. деян. 2: τον ύπηρετην εις διαϰϲνιαν τουτων (επισκοπου, πρεσβυτερου ϰαι διακονου) ειναι προσηϰέι.

81 

Самое возглашение во время литургии: «елицы оглашенные взыдите» в древней Церкви иногда предоставлялось иподьяконам. Вальсамон, Зонара: ad can. 22 et 43. laodic. Апостольские постановления назначают дьяконам те двери, чрез которые входили христиане мужского пола, а иподьяконам другие, которыми входил женский пол. Пост. апост. 8, 11.

82 

Св. Киприан: ep. 24. 29. ad. clerum.

83 

Пост. апост. 3, 11. Св. Игнатий к антиох. 12. Соб. лаодик. пр. 24. Апост. прав. 69. Соб трулл. 4.

84 

Зонара и Вальсамон: ad can. 23 laod. et ad can. 4 trull. В некоторых церквях чтение совершалось самими пресвитерами, и даже епископами. Созом. 7, 19; в других к этой должности допускаемы были все верные, и даже некоторые из оглашенных. Сократ. 5,22.

85 

Иустин: apology. ad pium Antonin p. 162. Златоуст: бесед. 19 на Деян. ап. бесед. 8 к Евр.

86 

Вальсамон и Зонара тамже. Вас. В. посл. 63 к клиру неокес.

87 

Так апостольские правила упоминают только о трех низших должностях церковных: иподьяконов, чтецов и певцов (пр.69); в апостольских постановлениях указываются четыре степени: иподьяконов, чтецов, певцов и придверников (lib. 3. cap.II). У других писателей присоединяются к ним еще заклинатели (εφωρκιςαι: лаод. пр. 26. антиох. 10). Св. Кирилл Иер. оглаш. предисл. Вальсамон: ad can. eit. laodic. etc. – у некоторых еще писцы (св. Епифаний expos. fidei. n. 21) и даже гробокопатели (Иерон. de ordin. eccl. tom. 4. p. 81). ef. Binghami. origin. t. 1. p. 2. cap. 1.

88 

Binghami orig. eccl. lib. 2. cap. 20. lib 3. cap. 1.

89 

Созом. 6, 31. Pollidius de vita Angustini. cар. 25.

Источник: Православный собеседник, 1858 г. Часть первая. Казань. 60 с.

 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.