13.09.2020 | 

Приглашение к радости

Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса в еврейском обществе был древний обычай. Когда некто готовил большой пир, например, свадебный пир, то об этом празднике гости знали заранее. Ведь, например, чтобы подготовиться к свадьбе — требовалось большое количество времени. Сначала гостей оповещали, что свадьба будет, но без указания конкретного дня и часа, получали согласие. После этого согласия хозяин знал, сколько людей придет к нему на торжество и в соответствии с этим количеством рассчитывал столы и ночлег. Потом же, когда устроитель подготовит все необходимое к торжеству, закупит скот и необходимое для столов, сделает необходимую работу для пира — посылает вестников тем, кто изначально согласился прийти. С тем, чтобы сказать им о времени торжества.

В притче, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, Христос говорит о Царствии Небесном, как о таком пире. Царь, устраивающий пир, уже все подготовил и посылает слуг, чтобы они сообщили о дне и часе. Но гости находят множество причин для отказа: кто-то пошел собирать урожай, кто-то — торговать. Другие же и вовсе напали на царских слуг и убили их. Все это стало оскорблением, обманом царю, который пригласил всех не внезапно, а сначала заранее, и затем еще — второй раз. И царь разгневался и сжег город тех убийц. 

Затем сказал слугам: я приготовил брачный пир, но званые гости оказались его недостойны. Поэтому пойдите на распутья дорог и позовите всех, кого увидите на пути. И слуги поступили так, собрав на торжество и злых и добрых. И когда царь пришел в место праздника, заполненное собравшимися, то увидел там человека, одетого не в брачную одежду. Царь спросил у него: “Друг! Почему ты вошел сюда не в брачной одежде?” И человек этот молчал. Тогда царь приказал слугам связать этого человека и выбросить во внешнюю тьму, где будет плач и скрежет зубов.

“Ибо много званых, а мало избранных,” — завершает притчу Господь.

Как и в каждой притче Господа Иисуса Христа, в этой притче сокрыто несколько смыслов. Первый, очевидный для апостолов и христиан первых веков — это судьба Израиля, избранного народа, друзей Божиих, которые были желанными гостями в Царствии Отца, но убивали пророков и посланников, возвещавших о скором Его пришествии, а затем — и Самого Сына Божия. Судьба званых на брачный пир, но отказавшихся принять последнее приглашение. Эта притча приобрела особенное значение тем более тогда, когда через несколько десятилетий после распятия и воскресения Христова был разорен и сожжен Иерусалим. 

Другой смысл притчи состоит в том, что приглашение в Царствие Бога — это приглашение к радости. Пир, а особенно свадебный, это торжество и радость, веселье и общение. И именно к радости приглашает нас Христос. Но часто получается так, что мы оказываемся не предрасположенными к тому, чтобы сорадоваться. Мы гораздо легче и с большой отдачей соболезнуем человеку, чем способны порадоваться за него. Часто нам мешают зависть или гордость. Но сколь важным оказывается такая способность откликнуться на зов разделить радость!

Можно обратить внимание также и на то, что люди, которые отказались от брачного пира — отказались по вполне веским причинам. И эти причины заключались не в каких-то их грехах или откровенных злодеяниях. Наоборот, они пошли заниматься делами, которые обеспечат их семьи пропитанием — сбором урожая или торговлей. Трагичность нашего мира состоит в том, что за хорошими и правильными делами тяжело разглядеть дела высшие. Мы можем настолько увлечься бытовым устройством собственной жизни, что позабудем о том, что такое жизнь. Можем настолько увлечься исполнением законов и правил, что забудем о том, что за всем этим стоит и стучится в двери нашей души Бог.

Мы — те, кого зовут на распутьях дорог. Зовут не потому, что мы особенные. Не потому, что мы хорошие или славные. Нас зовут на этот пир любви просто потому, что так хочет Царь мира. Нас зовут просто так, просто потому, что мы есть. Мы никак этого не заслужили. 

Среди тех, кто откликнулся и пришел на пир оказывается человек, одетый не в брачные одежды. Для нас это значит то, что откликнувшись на божественный призыв, приняв твердое решение идти на Его зов, мы уже не сможем жить той жизнью, которой жили до встречи с Христом. Мы призваны стать достойными этой любви, этого призвания, этого божественного пира. Господь призывает к себе грешников. Но призывает не для того, чтобы откликнувшиеся на призыв остались такими же, как прежде. Он призывает нас для того, чтобы мы, откликнувшиеся грешники, стали святыми. Царствие Небесное, загробная участь человека, вопреки некоторым мнениям, не делают земную жизнь менее важной. Они делают ее более важной. 

Поскольку для нас земная жизнь — и есть та самая одежда, в которой мы предстанем перед Царем мира, каждый в свой час.

***

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 13 сентября 2020 г. Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице. Архиерейское подворье Воскресенская церковь (Трех исповедников) г. Тверь. Притча о званых на «брачный пир» (Мф., 89 зач., XXII, 1–14)

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.