29.04.2019 | 

ЦВЕТЕТ СИРЕНЬ У АЛТАРЯ

Краснокирпичные своды, каменные арки уводят в глухой лес, в вазе у алтаря – сирень.

«Христос воскресе из мертвых», – подпевает певчим отец Роман.

По дороге из Твери в Старицу стоит село Броды, а в нем старинная Знаменская церковь. Когда-то деревянная, пережила литовцев-разорителей, а в начале XX века уже построили в камне на пять престолов из местного кирпича – у прихода был собственный завод. Прихожане ее, три тысячи душ крестьян, не вмещались в трапезной.

Сейчас в Бродах летом человек пятьдесят, в храме на литургии – пять-шесть взрослых, несколько детей. До революции и ранее храмы всё достраивали, расширяли, придел за приделом – храма не хватало, слишком много было желающих…

***

Прабабушка священника Романа Ожерельева, настоятеля Знаменского храма, в советские времена организовывала крестные ходы, пела на клиросе в действующих храмах, а бабушка-разведчица, попав в плен где-то под Смоленском, сбежала зимой 1942-го, в день святителя Николая, и стала верующей, хоть и была коммунистка, занимала руководящие посты, – когда разрешили ходить в храм, пошла. И привела остальных. Крестили Рому с братьями в 1987 году в Белой Троице.

Бабушка познакомила внука с протоиереем Михаилом Беляевым, который только вернувшемуся из армии лейтенанту, выпускнику военной кафедры тверского политеха, предложил подумать о священстве. Романа рукоположили в 2002 году и определили на подворье Христорождественского женского монастыря, в церковь святителя Николая в Ушаковских Горках Старицкого района.

На службу к отцу Роману приходили люди из соседних деревень – Броды, Васильевское, Холохольня, Паньково – шли мимо своих полуразрушенных, забытых храмов. Навещая новых прихожан и видя эти пустеющие храмовые стены, отец Роман решил для себя, что и здесь должна совершаться молитва.

Местный прихожанин, Андрей Андреевич, познакомил отца Романа с Натальей Васильевой, правнучкой протоиерея Алексия Поведского, последнего настоятеля Знаменского храма в Бродах, – она приехала послужить панихиду на могилке у прадедушки. Отец Роман узнал ее историю, и общими силами в 2012 году они взялись организовывать приход.

Наталья Владимировна стала председателем приходского совета, сейчас – староста Наташа, своя для всех, добрая и заботливая: и на службах поет, и акафисты читает, и субботники организовывает, и детей в кучу соберет, когда надо. А Андрей Андреевич написал статью про ее прадедушку для православного сайта – читатели до сих пор переводят пожертвования на храм.

Дима, Андрей, Андрей и Дионисий – водители – привозят из Твери или соседних деревень сюда на литургию певчих, на воскресную школу учителей. До города 60 км – за бензин не берут.

Наталья Михайловна Иванова, директор Васильевской СОШ, с радостью открыла для батюшки двери местной школы. Первый раз сплавились с детьми на байдарках – и пошли туристические слеты, крестные ходы, скаутские лагеря, появилась своя паломническая организация «Пилигрим».

Многие сельские дети теперь знают наизусть «Отче наш», сами приходят на службу, исповедуются, причащаются, девочки учатся петь, мальчики участвуют в субботниках. А еще очень ждут, когда приедет тренер из Твери, чтобы поиграть с ними в футбол. Для них это первые в жизни матчи.

– А у нас ничья! – кричит, подбегая к отцу Роману, маленький полузащитник в зеленой манишке.

Интересно, что в местной православной футбольной команде практически все матчи заканчиваются вничью и никто не огорчается.futbol

***
Отца Романа назначили настоятелем Знаменского храма и приписали к нему еще два – Василия Великого в Васильевском и Преображенский в Холохольне, в перспективе – строить Казанский храм в Паньково.

Прихожане переживают – батюшки на всё и на всех мало.

В самом начале служения отца Романа игуменья Христорождественского монастыря матушка Лариса сказала ему:

– Ты, батюшка, должен ходить по домам, привлекать людей, как Иоанн Кронштадский.

Сначала не понял и не принял, а потом пошел: да, храм никому не нужен, и людей мало, но они же есть.

batushka2Несколько лет помогала одна тверская благотворительница, на ее деньги покрыли крышу у Знаменского храма. Потом появились купола, окна, печка и перегородка. Леонид Васильевич Дворников использовал московские связи, чтобы начать восстанавливать храм в Васильевском – так покрыли алтарь, колокольню, частично остальной храм, поставили лестницу, главки с крестами, освятили и установили колокола – и пошла служба. Зазвонил колокол, и на Радоницу 2012-го Леонид Васильевич умер – сделав то, что хотел.

Есть у прихода «лесной» благотворитель – жертвует на храм лес, и те, кто его безвозмездно обрабатывает, кто поставляет железно на крышу.

Алтарнику в Васильевском 71 год. Без Константина Егоровича теперь ни одна служба не обходится. Трехлетним мальчишкой, он еще видел на стене Васильевского храма икону святителя Василия Великого, во весь рост, грозного, строгого, с бородой, ужасно его боялся и прятался. А осознанно в храм пришел уже пенсионером, когда переехал из Москвы в Тверь, в деревню, и пришел случайно – кто-то из прихожан постучался: нет ли лишнего ковра, в алтарь положить. Бывшая соседка Константина Егоровича в Москве по его просьбе шьет для храма облачения. И тоже воцерковилась.

***

Что первичнее – потребность в храме или храм, оживляющий эту потребность?

Если в твоем селе храма нет и добраться до него – проблема, оправдывает ли это жизнь без церкви?

Ответ – есть призывающая благодать Божия, и призывает Господь угодных ему. А нам сказано – сейте зерна веры, как апостолы. Даст Бог, будут люди. И будет храм – как плод их трудов, тех, которые приходят и молятся Богу.

Господь дает силы, дает и радость о Нем.

Лидия Быша, наш корреспондент

Фото автора

http://vprav.ru

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.