11.09.2020 | 

Глас вопиющего в пустыне

Сегодня мы молитвенно вспоминаем скорбный день Усекновения главы великого пророка, Предтечи Господня Иоанна. Только что мы внимали евангельскому повествованию о том, как происходило это событие. Царский дворец, пир, танцы — завершаются страшным преступлением. Царь приказывает принести на блюде главу пророка, томящегося в подземелье. Иродиада берет честную главу Предтечи и отдает матери своей.

Иоанн Предтеча умирает за правду. Он говорил правду, но мало кто хочет слышать правду о себе. Он стал преградой на пути человеческого стремления ко греху, к власти, плотским желаниям. И Господь наш Иисус Христос, как об этом написано у евангелиста Матфея, услышав весть об этом преступлении, “удалился оттуда в лодке в пустынное место один” (Мф. 14:3). Это безмолвная скорбь Богочеловека о человечестве. Человечестве, убивающем пророков своих и гонящем праведников. Это скорбь Христа о том человеке, который еще будучи во чреве матери, праведной Елисаветы, игранием своим предвозвестил приход Спасителя в мир. О человеке, который проповедовал покаяние и пророчествовал о Мессии, уготовляя Ему путь.

И Святая Церковь в одной из стихир на вечерне, написанной рукой преподобной Кассии Константинопольской, предлагает нам услышать беседу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой, обличая богословие этой встречи в поэтические строки:

Посмотри на Елисавету, с Девой Марией беседующую: 

“Что пришла Ты ко мне, Матерь Господа моего? 


Ты Царя носишь, а я — воина.


Ты — Законодателя, а я — вводящего закон.


Ты носишь Слово, а я — голос,


Возвещающий Царствие Небесное”.

“Я глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господеви” (Ин. 1:23) — словами пророка Исаии говорил о себе Предтеча. Он стал голосом, возвещающим Слово Божие. Он стал голосом совести своего народа, призывая к покаянию и очищению от грехов. Но, как и с каждым из нас бывает часто, совесть эта была помещена сначала в темницу, а затем в хмельном безумии, порождающем похоть и заглушающем Божественный голос в душе, совесть была убита и осмеяна. Глас вопиющего в пустыне умолк.

И нет ничего красноречивее показывающего это молчание, как то, что и Христос, узнав об этой вести, в безмолвии отошел в пустыню. В пустыню, которая потеряла свой голос.

Вспоминая все это, нам стоит подумать о собственной совести, об этом голосе Божественной правды в нас. Слышим ли мы ее? Внимаем ли ее наставлениям и предостережениям? Не случается ли такого, что мы прячем ее глубоко в своей душе, куда-то, где этот голос становится едва различимым? Ведь, так или иначе, человечество делится на тех, кто слышит голос совести и тех, кто предпочитает его всячески заглушать: опьянением ли, развлечениями и отвлечениями, бурной жизнью или поиском постоянных самооправданий. И результат жизни, участь после смерти, Царствие Небесное в итоге зависит от свободного выбора. Выбора услышать голос собственной совести или не услышать его. Выбора, который дан каждому человеку. Выбора, который был поставлен и перед Пилатом и перед Иродом с его окружением, выбора, который был и перед Иоанном Предтечей и всем сонмом святых и праведников последующих тысячелетий.

Выбора, который и сегодня стоит перед каждым из нас.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Проповедь, 11 сентября 2020 г. Свято-Екатерининский женский монастырь г. Твери. Память Усекновения главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.