Биография:
В миру Апостол (или Апостолий).
Родился во второй половине XVI в. в деревне Калорьян близ города Трикки в Фессалии в семье священника Феодор и его супруги Хрисанфии (в иночестве Христодулы). В детстве лишился отца и был взят на воспитание старшим братом Иоасафом.
Пострижен в монашество митрополитом Патрским.
По смерти митрополита в сане иеродиакона возвратился к брату, епископу Иоасафу.
В 1575 г. удалился в монастырь Христа Спасителя, основанный родителями его матери. Здесь был рукоположен в иеромонаха Фанарским епископом Митрофаном.
Константинопольским патриархом Иеремией рукоположен в сан епископа Эласонского.
В 1586 г. прибыл в Москву в составе посольства, отправленного патриархом Феолиптом к царю Феодору Иоанновичу с благодарностью за щедрую жертву на поминовение царя Иоанна Грозного.
На обратном пути из Москвы жители города Львова упросили Арсения остаться учителем в их братской школе, где он и пробыл два года.
21 июля 1588 г. прибыл в Москву с вторично вступившим на Константинопольскую кафедру патриархом Иеремией.
23 января 1589 г. участвовал в возведении митрополита Иова в сан патриарха Московского и всея Руси. Впоследствии составил труд, в котором в поэтической форме на греческом языке изложил все им виденное в Москве во время торжества избрания и посвящения первого в России патриарха.
По своему желанию и согласию царя Феодора Иоанновича остался в России. В Кремле близ царского дворца на пожалованные царем средства построил для себя дом с церковью во имя великомученика Димитрия.
В 1597 г. по повелению царя и определения патриарха и всего освященного собора был назначен к Московскому Архангельскому собору с титулом архиепископа Архангельского и с оставлением прежнего титула Эласонского.
Принимал участие в торжественной встрече первого самозванца (Лжедмитрия), а 21 июля 1605 г., по обязанности Архангельского архиепископа, в Московском Архангельском соборе, у гробниц царей Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича, возлагал на него корону Мономаха.
3 февраля 1607 г. с патриархом Гермогеном и Сарсским митрополитом Пафнутием по воле царя Василия Шуйского решал вопрос о посылке в Старицу за патриархом Иовом для соборного разрешения российского народа в клятвопреступлении царю Борису Феодоровичу и его семейству.
С 1609 г., после страдальческой кончины святителя Феоктиста, архиепископа Тверского, проживая в Москве, временно управлял Тверской епархией.
В августе 1612 г. тяжко заболел, но был чудесно исцелен преподобным Сергием Радонежским, который предсказал ему скорое освобождение Москвы от врагов, что вскоре и сбылось.
22 октября 1612 г., когда русские войска овладели Кремлем и выгнали из него поляков, встречал войска с Владимирской иконой Божией Матери.
2 мая 1613 г. с духовенством встречал нового царя Михаила Феодоровича с его матерью (инокинею Марфою Иоанновною) и сопровождал их к царским гробницам в Архангельский собор, где совершил молебен. Его же надпись находится в гранате об избрании Михаила, при венчании которого Арсений подавал царские бармы и царский венец.
Не позже 1613 г. назначен на Тверскую кафедру.
В 1615 г. перемещен в Суздаль.
По данным Тверского патерика, «как весьма видный деятель не только по церковным, но и по гражданским делам, большею частью проживал в Москве, где царь Михаил Феодорович, по просьбе своей матери, указал жить ему близ царского дворца, на Троицком подворье… Проживая здесь, Арсений принимал участие в важных событиях того времени».
В 1625 г. скончался (по греческой Минее 13 апреля, по другим 29 апреля). Был погребен в Суздальском Рождество-Богородичном соборе. Над гробницею была прикреплена доска с надписью: «На сем месте погребен преосвященный Арсений, архиепископ Суздальский 1625 года апреля 29 дня. Родом грек, Голосунска града, о котором воспоминается по Прологу октября в 22 день, в чудесех Казанские Божия Матери о избавлении царствующего града Москвы от ляхов. На пастве Суздаля был двенадцать лет».
В 1668 г. были обретены мощи святителя Арсения. Была написана его икона и установлено местное почитание. В греческой церкви архиепископ Арсений причислен к лику святых.
Память совершается в Соборе Владимирских святых.
Труды:
«Грамматика доброглаголивого Еллино-словенского языка»
«Исторические Мемуары»
Рукописное описание путешествия в Россию и пребывания в ней (хранилось в Туринской библиотеке, а затем было переведено на латинский язык под заглавием «Descripti itineris in Mscviam»)
(Материалы сайта Тверской край и город Тверь)