170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Иоанн Рижский (1876-1934 гг.)

Иоанн Рижский (1876-1934 гг.)

(Поммер Янис Андреевич; 6.01.1876, хутор Илзессала Венденского у. Лифляндской губ.- 12.10. 1934, Рига), сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Рижский и всея Латвии. Из бедной семьи православных латышских крестьян. В детстве пас овец. Обучался грамоте у отца. В 9 лет поступил в 2-классную школу Министерства народного просвещения. По совету приходского священника выбрал дальнейшее духовное образование. В августе 1887 г. успешно выдержал вступительные экзамены в Рижское Духовное училище. В 1891 г. зачислен казенным стипендиатом в Рижскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1897 г. с дипломом 1-й степени. Преподавал в церковноприходской школе в Ляудоне, в нач. 1899 г. переведен псаломщиком к храму в Либаве (ныне Лиепая), одновременно преподавал в местной церковноприходской школе. В 1900 г. поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 сент. 1903 г. по совету и благословению прав. Иоанна Кронштадтского принял монашество с именем Иоанн. 23 сент. рукоположен во диакона, 13 июня 1904 г.- во иерея. В 1904 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В том же году назначен преподавателем Свящ. Писания в Черниговской Духовной семинарии. 13 сентября 1906 г. переведен инспектором в Вологодскую Духовную Семинарию. 26 сентября 1907 г. возведен в сан архимандрита. С 1908 г. ректор Литовской Духовной Семинарии в Вильне (ныне Вильнюс) и настоятель виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря. Являлся председателем училищного совета и председателем издательского комитета Литовской епархии. Благодаря выдающимся интеллектуальным способностям, твердой воле и административному таланту сщмч. Иоанн сумел в короткий срок поднять уровень образования в семинарии и организовать работу в монастыре. Он пользовался любовью верующих, понимал их нужды, оказывал покровительство и защиту. Он организовал многотысячные крестные ходы по сельским приходам с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия». 23 февр. 1912 г. было высочайше утверждено назначение свщмч. Иоанна епископом Слуцким, викарием Минской епархии. 11 марта в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) возглавил хиротонию сщмч. Иоанна, который стал на тот момент самым молодым архиереем Русской Церкви. Он пребывал в Минске, был настоятелем минского Свято-Духова монастыря и председателем училищного совета Минской епархии. 1 июня 1912 г. в связи с кончиной Минского и Туровского архиеп. Михаила (Темнорусова) был назначен временно управляющим Минской епархией. 1 ноября того же года решением Святейшего Синода по просьбе заболевшего Херсонского архиеп. Димитрия (Ковальницкого) командирован в Херсонскую епархию. 4 апреля 1913 г. назначен епископом Таганрогским, викарием Екатеринославской епархии, с 5 октября 1916 г. носил титул «епископ Приазовский и Таганрогский». Во время первой мировой войны организовал школы и приюты для многочисленных беженцев из Галиции и зап. губерний России. Снискал в Таганроге любовь и уважение верующих. После Февральской революции 1917 г., опираясь на поддержку паствы, публично осуждал органы революционной власти. Был арестован, но вскоре освобожден по требованию верующих, которые подошли крестным ходом к тюрьме. После этого И. повсюду сопровождало множество народа, готового защитить своего архиерея. Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 7 (по др. данным, 13) сентября 1917 г. назначен епископом Старицким, викарием Тверской и Кашинской епархии. После высылки в конце декабря того же года из Твери по решению Тверского губ. совета Тверского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) временно управлял епархией. 22 апр. 1918 г. назначен на Пензенскую и Саранскую кафедру, был возведен в архиепископы. В это время ситуация в Пензе резко осложнилась в связи с действиями бывш. Пензенского архиеп. Владимира Путяты (20 апр. извергнут Поместным Собором из сана), сторонники которого после смерти при невыясненных обстоятельствах управляющего Пензенской епархией Прилукского еп. Феодора (Лебедева; † 10 марта 1918) захватили Спасский кафедральный собор. 30 апреля Владыка Иоанн прибыл в Пензу, где его на вокзале встретили сотрудники ВЧК, которые обыскали и допросили архиерея. Сторонники Путяты, явившись к Владыке Иоанну, заявили, что не допустят его ни в один из пензенских храмов, и потребовали немедленно покинуть Пензу. Однако на следующий день он совершил архиерейскую службу в Петропавловском храме, предотвратив его захват сторонниками Путяты. Первоначально поселился в пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, сумел за несколько дней завоевать расположение клира и верующих Пензы, объединить их против организованной Путятой «Народной церкви». 9 мая 1918 г. сторонники Путяты (по др. сведениям, тайные сотрудники ВЧК) совершили покушение на Владыку в монастырской келье, архиерей был ранен из револьвера. В мае того же года, во время боев с войсками Чехословацкого корпуса, красноармейцы открыли артиллерийский огонь по Спасо-Преображенскому монастырю, несколько снарядов взорвалось рядом с кельей Владыки. Пензенские власти, незамедлительно зарегистрировав «Народную церковь» Путяты, отказывались признать канонические органы управления епархией. 12 июня, после того как было издано распоряжение об анафематствовании Путяты и его сторонников во время церковных служб, местные власти под угрозой «самых жестких мер, предуказываемых военным положением», потребовали от Владыки Иоанна изменить решение. Органам ВЧК было предложено не допустить анафематствования Путяты. 14 июня было сделано заявление о незаконности деятельности Владыки и организованного им Епархиального Управления, «как не желающих регистрироваться в коллегии внутренних дел и комиссариате по отделению Церкви от государства». Пензенский совет предложил Владыке Иоанну в 3-дневный срок покинуть Пензу. 27 июня была арестована большая группа священнослужителей, ранее утвержденных  в должностях в основных храмах Пензы, а также члены Епархиального Управления. Грубому насилию Владыка Иоанн противопоставлял величайшую силу духа и воли, за что заслужил уважение и любовь паствы. 27 сентября 1918 г. Путята со своими сторонниками сделал попытку захватить Петропавловский храм, чему воспрепятствовали прихожане. Прибывшая милиция арестовала как организаторов беспорядков и Путяту, так и Владыку Иоанна. В течение месяца он содержался в городской тюрьме, где в это время шли массовые расстрелы заложников, в число которых был включен и архиерей. В начале октября, после вмешательства германского консула и ареста за превышение полномочий местного комиссара, тюремное заключение архиерея было заменено домашним арестом. Впоследствии он неоднократно подвергался допросам и обыскам. По причине ликвидации властями всех органов Епархиального Управления взял все дела по управлению епархией на себя. Деятельность епархиального совета была восстановлена только в феврале 1919 г. 28 июля того же года архиерей был зачислен в тыловое ополчение, но по ходатайству приходов явка на военную службу была отсрочена на 2 месяца (потом отсрочку необходимо было регулярно продлевать). По приглашению приходов Владыка Иоанн совершил длительную поездку по епархии, его богослужения проходили с большим духовным подъемом, собирали огромное количество верующих. 11 ноября 1919 г. был вновь арестован органами ВЧК по обвинению в участии «в контрреволюционной организации». Находился в заключении вначале в Пензе, потом переведен в Москву. Во время пребывания архиерея в московской тюрьме 23 февраля 1920 г. Собор Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) избрал его своим Предстоятелем. Латвийский Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой отпустить Аладыу Иоанна в Латвию для занятия архиерейской кафедры. 11 марта он был освобожден из тюрьмы. Патриарх Тихон направил его в Пензу для окончательного искоренения там церковной смуты. В это время Путята уже не пользовался влиянием в Пензенской епархии. Его сторонники удерживали лишь 3 пензенских храма (Спасский собор, Богоявленскую и Воскресенскую церкви); 13 городских храмов Пензы и все остальные приходы епархии сохраняли верность Патриарху и подчинялись Владыке Иоанну. В апреле 1920 г. в Патриаршую Церковь вернулся Воскресенский приход. 25 апреля Путята попытался захватить пензенскую Успенскую церковь, однако Владыке Иоанну удалось отстоять храм и не допустить беспорядков. 28 апреля 1921 г. Патриарх Тихон назначил Владыку Иоанна архиепископом Рижским и благословил на отъезд в Латвию. 23 мая по просьбам пензенского клира и мирян это решение было отсрочено, однако 19 июля ввиду неотступности просьб Латвийской Церкви свт. Тихон благословил свщмч. Иоанна на служение в Латвии. 24 июля 1921 г. он прибыл в Ригу и вступил в управление ЛПЦ. Первоначально Владыка был враждебно принят латвийскими властями. Патриарх Тихон в соответствии с постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ даровал свщмч. Иоанну как руководителю Латвийской Церкви широкую самостоятельность в административных, хозяйственных и просветительских делах, однако власти требовали полного разрыва с Русской Церковью. После первой же поездки по епархии священномученик был привлечен к следствию по обвинению в политическом преступлении, допрошен, затем следствие было прекращено. Урегулировав взаимоотношения с Римско-католической и лютеранской Церквами, власти Латвийской республики отказывали православной Церкви в официальном признании ее прав. С 1919 г. у Церкви было конфисковано ок. 25% собственности, 28 храмов были переданы светским организациям, а также лютеранам или католикам, часть храмов была снесена, оставшиеся у православных церкви находились в полуразрушенном состоянии. Был отобран рижский Алексеевский мужской монастырь с архиерейской резиденцией. Владыка Иоанн поселился в подвале Христорождественского кафедрального собора Риги. По словам архиепископа, его подвал «символизирует нынешнее положение Православной Церкви в Латвии». Ему пришлось приложить много сил для восстановления обычной череды богослужений в храмах Латвии. Он посетил все латвийские приходы, много служил, полностью отдавался службе и того же требовал от священнослужителей, сурово карал священников за нерадивое отношение к пастырским обязанностям. По словам Владыки, «жизнь пастыря не может быть праздна. Это непрерывный утомительный труд, полный горести». По свидетельствам очевидцев, свщмч. Иоанн «служил весьма торжественно и благолепно. Величавая осанка в архиерейском облачении, мощный голос, с понижением при переходе к смиренной просьбе, наконец, произносимые трогательно и с большим чувством молитвы - все это производило на молящихся неизгладимое впечатление, и они проникались глубоким молитвенным настроением». Он был доступен для всех просителей, старался каждому оказать посильную помощь, вел огромную переписку, всегда лично отвечал на все письма. За 1921-1924 гг. он провел более 400 богослужений, написал и произнес более 250 проповедей. Председательствовал на всех заседаниях Синода ЛПЦ и был его секретарем, лично вел всю канцелярскую работу. До приезда в Ригу существовали некоторые разногласия между латышскими и русскими приходами. Владыка Иоанн никогда не делил приходы по национальному признаку, понимал проблемы всех чад Церкви. В 1923 г. на очередном Соборе ЛПЦ ему удалось устранить спровоцированное врагами Церкви противопоставление православных русских латышам. Были приняты Устав Православной Церкви в Латвии, ряд постановлений, упорядочивших хозяйственную и административную церковную жизнь, восстановивших работу церковных организаций и учреждений, которые ранее прекратили деятельность в связи с обстоятельствами военного времени. Собор заявил протест против бесправного положения Православной Церкви в Латвии. Свщмч. Иоанну удалось остановить процесс изъятия у ЛПЦ недвижимого имущества. Он последовательно вел работу по урегулированию взаимоотношений ЛПЦ и Латвийского государства, однако многочисленные прошения и переписка с гос. учреждениями не давали результата. Тогда Владыка принял решение о выставлении своей кандидатуры на выборах в латвийский сейм (парламент) 2-го созыва. В 1925 г. при поддержке православных избирателей он был избран депутатом сейма. Аргументированные выступления Владыки Иоанна на заседаниях сейма побудили, наконец, Управление духовных дел принять к рассмотрению разработанный им и предложенный в 1922 г. Синодом законопроект о юридическом положении ЛПЦ. 8 октября 1926 г. сеймом был принят закон, дающий православной Церкви юридический статус, права на самоуправление, владение имуществом, учреждение своих организаций, общественных и учебных заведений. 1 декабря 1926 г. была вновь открыта Рижская Духовная Семинария; начали действовать церковные школы. С 1921 по 1934 г. в Латвии было построено и освящено 22 новых православных храма, во многих храмах проведены ремонтные и реставрационные работы, с 1926 г. на эти цели стали выделяться гос. субсидии. Православные священнослужители получили право на пенсии. Свщмч. Иоанн переизбирался в сейм Латвийской республики 3-го и 4-го созыва, вел в парламенте плодотворную работу по защите Православия и русского меньшинства в Латвии. Был принят ряд законов, давших возможность открыть русские учебные заведения и библиотеки; предусматривалось получение ими пособий из гос. фондов. Благодаря усилиям владыки представители русского меньшинства вошли в латвийское правительство. Сотрудничая с центристскими политическими силами Латвии, свщмч. Иоанн активно противостоял социал-демократам и коммунистам, обвиняя их в разжигании социальной розни, говорил о губительности марксизма на примере ситуации в СССР. При резком осуждении политического режима в СССР он сохранял канонические связи с Русской Церковью. В 1927 г. в переписке с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) свщмч. Иоанн прямо указал, что руководимая им Латвийская Церковь строго придерживается канонических правил и сохраняет духовную связь с Московским Патриархатом, одновременно отмежевываясь от декларации о лояльности к советской власти. Он состоял товарищем председателя комиссии по иностранным делам сейма Латвийской республики, был представителем русского населения в Культурном фонде Латвии, председательствовал в обществе Красного Креста, постоянно сотрудничал в журнале «Вера и жизнь». Был вдохновенным проповедником, прекрасно владел и рус., и латыш. художественным словом, говорил просто и кратко, но был способен полностью захватить внимание слушателей. На проповеди И. собиралась вся правосл. Рига. В последние годы жизни И. пребывал на архиерейской даче у оз. Кишэзерс в Озолкалнах, куда ездил из Риги на трамвае, а потом шел несколько километров пешком. В часы досуга занимался столярным делом и сельским трудом. Активная позиция И. вызывала нападки представителей разных политических сил, как радикально левых, так и крайних националистических; против И. организовывались клеветнические кампании в прессе, звучали и прямые угрозы. В 1934 г. неизвестные неск. раз проникали в дом архиепископа, но И. сумел справиться со злоумышленниками. Он отказался от охраны, заявив, что не хочет подвергать опасности др. людей. И. был обнаружен зверски замученным на разгромленной и сожженной даче. Преступление не было раскрыто. 21 окт. 1934 г. отпевание И. в рижском Христорождественском кафедральном соборе возглавил митр. Таллинский и всей Эстонии в юрисдикции К-польского Патриархата Александр (Паулус). На похоронах И. присутствовало не менее 100 тыс. чел. И. был похоронен на Покровском кладбище Риги, над его могилой на пожертвования верующих была возведена часовня. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. 17 июля 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. 24 сент. того же года в Риге состоялся Собор ЛПЦ, принявший определение о включении И. в Собор Латвийских святых. 14 июля 2003 г. были обретены честные мощи И., а 4 окт. того же года состоялось их перенесение в рижский Христорождественский собор, где они почивают в наст. время. 13 июня 2007 г. ЛПЦ создан Фонд им. И.

(Материалы сайта Православная Энциклопедия)

Возврат к списку