Что известно о реальных биографиях святых апостолов Петра и Павла

У главных апостолов христианства, названных в тропаре «первопрестольницами», то есть первыми по значению, по «престолу», существуют жития. Но очень заманчиво вглядеться в историю начала христианства и найти там свидетельства обыденной, не священной жизни первой христианской общины. Сейчас можно все – открыта огромная переводная литература, переизданы труды российских ученых, работавших до 1917 года.

Из церковного предания известно, что апостолы Пётр и Павел были казнены в Риме при императоре Нероне, могилы их почитались веками, и на них поставлены алтари огромных базилик-­соборов – собственно, базилики святого Петра и базилики святого Павла «вне стен». Обе они сохранились не в первоначальном виде, но обе сохранили в своих объемах те древние части, которые восходят к IV веку, когда в Римской империи победило христианство и император Константин повелел богато украсить и оформить святые для сторонников новой религии места.

А многое ли может добавить современный историк к тому, что сообщили его античные коллеги? Кое­-что может. В первую очередь, конечно, дело касается исследования текстов, ведь они говорят об их авторах не меньше, чем авторы о том, что они писали. Кроме того, на помощь исследователям раннего христианства пришла археология.

Из двух верховных апостолов сравнительно меньше известно о Петре (Симоне). Евангелия ярко рисуют эту фигуру самого близкого ученика Христа – горячего, порывистого, непосредственного, но всегда искреннего и очень цельного человека, верившего Иисусу всем сердцем и никакой выгоды для себя в этом ученичестве не искавшего. Но после Пятидесятницы он заметно преображается: появляется рассудительность, мудрость, особый такт в общении с соплеменниками-­иудеями. Пётр около 50 года был избран «апостолом иудеев» и негласно признан главой той части молодой христианской общины, которая была более тесно связана с иудейскими обычаями и иудейской общиной. А поскольку мы встречаем иудеев во всех крупных городах тогдашнего Средиземноморья, то неудивительно, что он мог оказаться и в Риме, где, согласно преданию, написано его послание, вошедшее в Новый Завет (из двух посланий Петра, которые в нем содержатся, в авторстве самого Петра ученые­-библеисты не сомневаются лишь относительно первого). Там же, в Риме, Пётр был казнен (по преданию, распят вниз головой) и похоронен на Ватиканском холме. Раскопки подтвердили там древнеримское кладбище, на котором очень рано, уже в I–II веках, существовал участок, тщательно огороженный стеной, изнутри испещренной христианскими символами. Именно там, как считается, был похоронен верховный апостол.

Историческая достоверность апостола Павла никогда не ставилась под сомнение даже учеными­-скептиками. Огромная роль этого человека в формировании христианского учения несомненна. Именно ученый богослов, по рождению фарисей, Савл­-Павел вывел христианскую проповедь за пределы пусть огромного, но узконационального иудейского мира Средиземноморья и обратил слово Христово к язычникам.

Об апостоле Павле известно из свидетельств людей, достаточно близких к нему. Несколько отрывков книги «Деяния апостолов» написаны явно человеком, ведшим что­-то вроде дневника его миссионерских путешествий (они так и называются «мы отрывки» – в них автор пишет от первого лица). Считается, что этим автором был апостол и евангелист Лука. Ничего подобного от апостола Петра, к сожалению, не осталось.

Апостол Павел оставил значительный по меркам Нового Завета корпус посланий. Их сейчас в Новом Завете четырнадцать, и, очевидно, сохранились не все, и не все, которые сейчас входят в Новый Завет, написаны полностью именно Павлом. Уже в античности знали, что послание к Евреям, один из лучших текстов Нового Завета, написано не Павлом, хотя под влиянием его идей. Из остальных тринадцати посланий филологическая критика считает несомненно написанными его рукой послания к Римлянам, два послания к Коринфянам, послание к Галатам, послание к Филимону. Чуть больше споров, но, в основном, без общего сомнения в подлинности вызывают два послания к Фессалоникийцам (Солунянам), послание к Филиппийцам, послания к Колоссянам, Ефессянам, Титу, два послания к Тимофею.

У апостола Павла был яркий, блестящий дар оратора. Даже не владея в совершенстве греческим языком, он оставил в своих посланиях замечательные образцы проповедей, служащих образцом для вдохновения и подражания на протяжении уже почти двух тысяч лет.

Апостол Павел был казнен в Риме около 64–67 гг. (точная дата неизвестна). Как римский гражданин, он не был распят, а был обезглавлен. Его место погребения также было известно с глубокой древности и с древности же почиталось. В настоящее время продолжаются исследования саркофага, в котором, в чем уже почти не сомневаются ученые, находятся его останки.

 
Павел ИВАНОВ, vedtver.ru