Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Единство Церкви – единство России

22-я седмица по Пятидесятнице

Самый большой праздник этой седмицы – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Он приближает нас к Небесному и призывает презреть все земное.

Последнее для нас труднее всего. Но многие святые, память которых празднуется нынче, подвигами своими убеждают в том, что и для земной жизни отказ от земного может быть благотворен.

Подробнее...

Архиепископ Феодор (Поздеевский). Тайна греха и страданий по суду Откровения.

Если бы вся история жизни человеческой на земле с самой ее колыбели каким-либо чудом развернулась, подобно огромному книжному свитку, пред нашим взором, то, конечно, каждый бы из нас увидел как бы огненными и кровавыми буквами написанное: "плач, и стон, и горе". Наблюдения каждого и опыт всего человечества на протяжении всей его истории достаточно ясно говорят, что настоящий мир и жизнь, по крайней мере, в сознании человечества есть мир скорби, страданий и зла. Зло здесь в большой дозе перемешано с добром, и как тонкий яд это зло проникает собой все: к красоте природы примешивается безобразие, в силе природы сказывается ее слабость, а от человека гораздо более возносится к небу стонов отчаяния и плача, нежели восторженных криков радования и ликования. И что всего тягостнее для сознания человека, ищущего проникнуть в тайну окружающей жизни, так это замечаемое им постоянно какое-то странное противоречие и несоответствие между явной целью жизни природы и человека и действительной жизнью и деятельностью их. Ведь красота, здоровье, сила, жизнь, по-видимому, составляют явную цель природы в мире органическом, но в то же время природа действует и в противоположном направлении и трудится столько же и для уничтожения всего живущего, сколько и для жизни; не только для человека, но и для всего живущего она и мать, а, пожалуй, больше того мачеха. Она уничтожает одной рукой то, что делает другой.

Подробнее...

Епископ ВЕНИАМИН (Милов). Пастырское богословие с аскетикой

Содержание

  • От редакции
  • Введение
  • Предварительные сведения по пасторологии
  • Задача, метод и содержание науки Пастырского богословия
  • Научно-систематическая Пасторология за XVIII и XIX вв. в России
  • Нравственно-практическая пасторология в России за XIX в.
  • Основы пастырства как богоустановленного института
  • Часть 1
  • Пастырь пред хиротонией и по рукоположении
  • Приготовление к пастырству
  • Сущность пастырского служения
  • Пастырская хиротония и благодатные дары ее
  • Пастырское настроение по благодати священства. Принятие пастырем «зрака пасомого»
  • Обрученность пастыря Церкви благодатию хиротонии
  • Огненность пастырской любви
  • Пастырское самоотречение и смирение как вывод из настроения любви
  • Близость пастыря ко Христу
  • Стояние пред судом Божиим в пастырском самосознании
  • Утончение совести
  • Экономство в Церкви
  • Смиренно-возвышенность настроения пастыря
  • Радость для пастырей особенно тесного единения со Христом
  • Смелость надежды пастыря на Христа Спасителя
  • Пастырские искушения
  • Искушения в пустыне Христа Спасителя
  • Виды пастырских искушений
  • Необходимость искушений
  • Искушения на почве корысти
  • Искушение гордостью
  • Соблазн к раскольничеству и сектантству
  • Искушение малодушием
  • Искушение самонадеянностью и тщеславием
  • Душевное пастырство
  • Привязывание паствы к пастырской личности
  • Католичество, протестантство и Православие с точки зрения идеала пастырства
  • Часть 2
  • Пастырь на ниве служения
  • Настроение пастыря в священнослужении
  • Священнодействие Христа Спасителя
  • Сосредоточенность, смирение и преданность Богу священнодействующего пастыря
  • Литургический священник
  • Труд над укреплением настроения пред тайнодействием
  • Сознание им важности благодатных Таинств по участию в них Христа и высоте пастырских полномочий
  • Пастырь-проповедник
  • Особенности Христова учительства в Палестине – в смысле времени, места, содержания и образности
  • Идея Царствия Божия в проповеди
  • Жизненная слава
  • Иисус Христос – центр проповеди
  • Вхождение в круг интересов пасомых и христианское освещение их
  • Пастырь – руководитель паствы
  • Взаимоотношения пастырей
  • Единодушие в пастырях
  • Искушение на почве зависти и честолюбия
  • Дух смирения в пастырях
  • Взаимная любовь пастырей
  • Соблюдение взаимного мира
  • Братство во взаимоотношениях
  • Вред недружелюбия
  • Часть 3
  • Пастырская аскетика. Духовный опыт в пастырстве
  • Неизбежность индивидуализма
  • Отражение опыта пастыря в руководстве и учительстве
  • Проповедь безнравственного пастыря
  • Проницательность опытных пастырей
  • Сила опытного слова
  • Сравнительное значение опыта и знание христианства
  • Тактика малоопытного пастыря
  • Помощь пастырю Господа
  • Совет: «Молись Господу»
  • Знакомство с опытом Церкви путем изучения веры и жизни по творениям святых Отцов
  • Молитва и ее значение в пастырстве
  • Вера и молитва
  • Отношение молитвы к прочим добродетелям
  • Пастырь – молитвенник среди паствы
  • Частная молитва в пастырском служении
  • Трудность и важность личной пастырской молитвы
  • Неопытность в молитве и ее следствия
  • Опыт молитвы в пастырском одиночестве
  • Влияние молитвенного настроения пастыря на паству
  • Духовные коррективы на молитве
  • Молитва посредническая. Необходимость посредничества
  • Примеры ходатайства за народ
  • Пастырское предстательство пред Богом
  • Народные искания пастырского посредничества
  • Соподчиненность в молитве с психологической точки зрения
  • Три формы посреднической молитвы
  • Пастырское дерзновение веры
  • Благодать у пастырей – ходатайствовать за других
  • Несердечная молитва о пасомых и мотивировка ее
  • Пастырское право дерзновенно ходатайствовать о пасомых
  • Дерзновение молитвы за других
  • Возгревание дерзновения и общий подъем духа пастыря
  • Следствия нравственного подъема
  • Вера просителей молитвы
  • Обстановка соборной молитвы
  • Благодатность соборной молитвы
  • Смирение пастыря-ходатая о пастве
  • Путь воспитания молитвы
  • Божия благодать и воля человека в молитве
  • Дар молитвы для привлечения к подвигам
  • Напряжение к общей чистоте
  • Молитвенное правило. Цель правила
  • Чины правила
  • Валаамский устав
  • Опасность сокращений правила
  • Искушения на молитве
  • Советы о правиле
  • Борьба с механической вычиткой
  • Божий гнев на небрежных к молитве
  • Попустительные очерствения
  • Ученая работа не заменяет молитвы
  • Уставность и приемы пастыря в общественной молитве
  • Пастырская любовь
  • Пастырю никогда нельзя утрачивать духа любви
  • Воспитание пастырской любви
  • Уклонения в пастырстве от нормы любви
  • Смирение
  • Смирение – главное свойство пастыря
  • Крестный путь пастыря
  • Преимущество в страданиях
  • Утешение креста
  • Опытность пастыря в перенесении скорбей и значение ее для возрождения паствы

Подробнее...

Протоиерей Григорий Дьяченко. Борьба с грехом.

1. Библейские тексты о грехе

Грех есть:

• мерзость перед Богом: мерзость перед Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит (Притч.15:9). Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу (Иер.44:4);

• плод похоти: похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смертьт

Подробнее...

Епископ Михаил (Грибановский). Над Евангелием.

I. "И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру" Лк.17:5

Каждый из нас имеет свою глубину и напряженность веры. При этом та и другая всякое мгновение в нас изменяются. И чем мы слабее, тем более этих перемен, и тем они непредвиденней. Мы все это хорошо знаем, если внимательно наблюдаем себя. Сейчас мы сильны духом, чувствуем его подъем, и вера так осязательно близка нам, ее тайны так прозрачны и очевидны для нашего духовного взора Мгновение, - и волна веры отхлынула; самосознание померкло, потускнело; его цельный блеск покрылся точно рябью сомнений; уровень его сил упал, все в нас перепуталось и сжалось. Что сейчас было так ясно, казалось так возможным и очевидным, переживалось как близкое и родное, то стало чуждым, далеким, сомнительным, даже невозможным. Таинственная стихия отступила, и всплеск волн ее затих. Душа чувствует себя обнаженной и оставленной; тревога пустоты охватывает и сушит ее. Она призывает назад родную благодатную влагу, которая так любовно покрывала ее, и в безграничном просторе которой ей было так легко и свободно. Но она бессильна задержать ее закономерно идущий отлив.

Подробнее...

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха.

О знании
 
"Что святее и что спасительнее, быть может, как, поучаясь в делах Господних, на высокий славы Его престол взирать мысленно и проповедовать Его величество, премудрость и силу! К сему отворяет астрономия пространное рук Его здание..." Ломоносов
 
"Знание упразднится" (1 Кор. 13, 8)... Конечно, не то знание, коим лицезреют истину чистые сердцем; не то знание, от коего пребывают в непрестанном удивлении святые; не то, коим созидается жизнь вечная.
 
Упразднится знание, которое не знает своей ограниченности, малости и временности. Знание смиренное благоговейное и трепетное останется навеки, ибо принадлежит Небесному Иерусалиму.

Подробнее...

Знаменский Г. А. Азбука Православного вероучения.

О БОГЕ В САМОМ СЕБЕ, КАК ЕДИНОМ ПО СУЩЕСТВУ

 

Обращаясь к разбору первого догмата о Боге в Самом Себе, скажем несколько слов о границах или степени, возможного для человека познания Бога.

 

Послушаем, что сама Церковь говорит о границах нашего познания Бога.

 

Полное познание Бога невозможно. Частичное же познание Бога постольку, поскольку Он Сам Себя открыл человеку, не только возможно, но и должно. Да оно и понятно. Если мы не можем понять вполне совершенно близкого человека, то как же мы можем охватить своим малым, ограниченным умом Бесконечное, Абсолютное Начало, то есть Бога в Самом Себе, в Его исключительной Божественной Сущности?

Подробнее...

Святитель Савва Сербский. Хиландарский устав

Содержание

Подробнее...

Архиепископ Феодор (Поздеевский). К вопросу о нравственном.

Когда один древний мудрец взял на себя труд "рассмотреть в мудрости", то есть узнать истину о всем совершающемся под солнцем, то он пришел к такому заключению, которое, вероятно, казалось очень странным для его современников.

Он заявил откровенно, что вся жизнь человеческая на земле - положительная суета, люди "упражняются в ложных попечениях", нет ничего такого, что можно было бы признать действительно ценным, - словом, происходит какой-то круговорот, в котором нет ничего нового (Еккл.1). Каким путем этот мудрец пришел к подобному заключению, как он узнал эту истину, он не говорит, и поверили ли ему современники его - тоже неизвестно. Ясно только, что мудрец этот смотрел на человека и на жизнь, как она проявляется, совершенно иначе, нежели его современники, подобно тому как другой древний же мудрец, живя среди людей и, без сомнения, имея с ними общение, в то же время с фонарем искал человека (Диоген). Все это было бы странно и могло бы казаться непонятным и смешным, если бы нельзя было усматривать в этом только более резкого выражения той истины, что люди должны изменить свою жизнь, что они живут не так, как следует жить человеку. Эти мудрецы как бы говорили, что всякое живое существо живет и действует сообразно своей природе, и только один человек живет не своею жизнью, так что трудно отличить его от других живых существ. Прийти же к этой истине, очевидно, возможно было не иначе, как только путем глубокого изучения самого человека, через познание истины о нем и представление такой жизни, которая и была бы истинно человеческой жизнью.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus