Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Проф. прот Ливерий Воронов Преосвященный Феофан (Быстров) — ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1909-1910)

19 февраля 1990 года исполнилось 50 лет со дня кончины ученого-богослова и подвижника-аскета Высокопреосвященного ФЕОФАНА, архиепископа Полтавского и Переяславского, который на протяжении пяти лет был в числе «начальствующих» в Санкт-Петербургской Духовной академии, сначала (с 1905) в должности инспектора, затем (с 4 февраля 1909 до 19 ноября 1910) в должности ректора.

Подробнее...

Преп. Амвросий Оптинский. Советы супругам и родителям

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

Подробнее...

Акафист преподобному Амвросию Оптинскому

Кондак 1

Избранный угодниче Божий и  чудотворче, великий старче, Амвросие, Оптинская похвало всея Руси дивный наставниче, прославляюще твое в подвизех изрядное житие, приносим многохвальное пение, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о всех нас, чадех твоих, со умилением зовущих: Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Подробнее...

Иеромонах Вениамин (Новик) К 175-летию первого выпуска Петербургской православной духовной академии: Актовая речь 10.12.89

История Петербургской, а ныне – Ленинградской Православной Духовной академии тесно связана с ходом всего русского духовного просвещения. Самое возникновение этого высшего духовно-учебного заведения было вызвано развитием тех просветительных принципов, внесенных в русскую жизнь реформами Петра I, детищем которого явилась в 1703 году и новая столица России Санкт-Петербург.

Подробнее...

Протоиерей Богдан Сойко. Евангелие Царства Божьего в истории русского народа

Евангелие Царства Божиего есть осуществление всех библейских чаяний, осуществление Закона Божиего, данного в обоих Заветах. Царство Божие есть осуществление всего того, что возвестил Христос человечеству в Нагорной Проповеди. Кто не находил себе места в своих скитаниях на земле, тот найдет свое вечное отечество, отечество смиренных и кротких, как Сам Христос (Мф. 11, 29).

Царство Божие — царство живых, в нем не будет ни одного мертвого [«оставьте мертвым хоронить мертвых» (Мф. 8, 20)]; царство зрячих («если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»), исцеленных слепых от рождения; царство «имеющих уши слышать» и слушающих, возрастивших посеянные в душе семена; воспринявших слово и исполнивших его, открывавших двери своих домов для странников, голодных и неодетых, посещавших больницы и тюрьмы; царство растивших свои таланты, данные Богом, и удвоивших их, внимавших словам церковных молитв и творивших молитвы в уединенной «клети»: царство причащающихся тела и крови Христовой, отвергающих всех лжепастырей и лжепророков, воров и разбойников, «инде пролазивших» во двор овчий, не слушающих «наемников» (Ин. 10, 1 —13).

Подробнее...

Ващенко М. И. К вопросу о происхождении и развитии ранних форм русского церковного пения

В конце X века одновременно с принятием христианства в Киевской Руси возникает единая церковная организация, начинается строительство храмов, создается клир с его строго выдержанной иерархической структурой, появляются предпосылки для становления и развития церковного пения.

Уже в первых летописных сообщениях о принятии на Руси христианства упоминаются церковные певцы. Таково летописное сообщение о том, что киевский князь Владимир после женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый царицын хор . Русский историк В. Н. Татищев приводит летописное свидетельство о том, что византийский император прислал Владимиру Святославичу «многи иереи, диаконы и демественники от славян» . В Лаврентьевской летописи упоминается о «дворе доместиков», находившемся в Киеве за выстроенной князем Владимиром церковью св. Богородицы (Десятинная церковь) . В Степенной книге имеется упоминание о том, что в княжение Ярослава Мудрого пришли на Русь «богодвизаеми трие певцы гречестии с роды своими».

Подробнее...

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Об изменяемости и неизменности православного богослужения.

В течение всей истории православного или «кафолического» христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi от Lex credendi знало древнее монашество — авва Евагрий писал: «Кто молится, тот богослов», а наше Восточное Православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и русская Церковь.

Подробнее...

Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность

2 августа (20 июля) исполнилось 80 лет со дня смерти Степана Васильевича СМОЛЕНСКОГО. Он был выдающимся ученым археологом-семиографом, историком церковного пения, дирижером и композитором, директором Синодального училища церковного пения и Придворной Певческой Капеллы, организатором и первым директором Регентского училища в Петербурге, учредителем музыкального журнала «Хоровое и регентское дело», автором разнообразного письменного наследия, верным сыном Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Алексий (Ридигер). Речь на выпуске Ленинградских духовных школ 17 июня 1990 г.

Четыре года моего служения в Ленинграде были исполнены многими обязанностями в области экуменического и общего служения, поэтому я, может быть, не столько времени уделял ЛДА, сколько требовалось. И чтобы хоть немного компенсировать мое невольное невнимание к духовной школе, где сорок один год назад я получил аттестат об окончании семинарии, хочу сегодня поделиться с вам опытом пастырского служения, поделиться мыслями о задачах, которые стоят перед Православной Церковью в настоящий момент. Было время, когда отношение к приходскому священнику, особенно в глубинке, было презрительным, и пастырям Церкви Христовой приходилось выслушивать нередко оскорбления и обиды от своих односельчан. Сегодня положение меняется. Сегодня все чаще смотрят на священнослужителя с надеждой, как на носителя благодати Божьей и представителя Церкви, которая через гонения и преследования пронесла истину Христову. Пронесла духовные ценности и готова поделиться ими с обществом, нуждающемся в нравственном обновлении. Потому сегодня священнику служить и легче, и труднее одновременно, так как приходится отвечать на многочисленные вопросы членов общества, которые хотят познать истин научиться основам добродетели и нравственности, но еще далек от них.

Подробнее...

Августин (Никитин) Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря

Набережная реки Карповки, дом 45. Этот адрес хорошо известен многим жителям города на Неве. Здесь возвышаются постройки бывшего Иоанновского женского монастыря, и сегодня невольно поражающего прохожих величественностью своего внешнего вида. В Ленинграде сохранилось много старинных храмов, закрытых после 1917 года, как и Иоанновская обитель. Но этот монастырь, построенный лишь в начале нынешнего столетия, пользуется особой любовью верующих: его история связана с жизнью и деятельностью о. Иоанна Кронштадтского. Недавно в истории этой обители открылась новая страница: как сообщалось в местной прессе, 1 ноября 1989 года «в жизни верующих и Церкви произошло знаменательное событие. Состоялась торжественная церемония освящения храма в бывшем монастыре Иоанна Кронштадтского на набережной Карповки. Этот монастырь вновь обретает былой статус».

Подробнее...

Навигация

Система Orphus