Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Девятнадцатый день. Св. мученикъ Уаръ.

(О преданности Богу).

Когда св. мученикъ Уаръ, память коего совершается нынѣ, жившій въ царствованіе римскаго императора Максиміана въ Египтѣ, за исповѣданіе имени Христова среди ужаснѣйшихъ мученій преданъ былъ мучительной смерти и тѣло его было выброшено мучителями внѣ града на съѣденіе псамъ, то одна благочестивая вдова христіанка, по имени Клеопатра, съ преданными ей слугами ночью тайно взяла тѣло св. мученика и схоронила на время въ домѣ своемъ. Эта Клеопатра была родомъ изъ Палестины и недавно лишилась своего мужа, бывшаго военачальникомъ. Она питала такую вѣру къ св. мученику, что, возвращаясь на родину съ единороднымъ сыномъ своимъ Іоанномъ, она рѣшилась взять съ собою священные останки мученика, чтобы положить ихъ на родовомъ своемъ кладбищѣ. Клеопатра выпросила у правительства дозволеніе перенести тѣло мужа своего, но подъ видомъ его перевезла на родину тѣло св. мученика Уара. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Восемнадцатый день. Св. ап. и евангел. Лука.

(Опроверженіе предразсудковъ, по коимъ не хотятъ лѣчиться у врачей).

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897I. Св. церковь нынѣ въ своихъ пѣснопѣніяхъ прославляетъ св. Луку, память коего совершается нынѣ, какъ евангелиста и писателя «Дѣяній апостольскихъ», и какъ врача. — Св. Лука родился въ Антіохіи и считался въ числѣ 70 апостоловъ, избранныхъ Самимъ Господомъ. Во время страданій Господа, послѣ пораженія Пастыря, разсыпались овцы стада и св. Лука оставилъ Господа. Когда вѣсть о воскресеніи Спасителя дошла до Луки, то онъ не вѣровалъ отъ радости и удивлялся. Изъ такого смутнаго состоянія вывелъ его Самъ Господь, явившись ему на пути въ Эммаусъ. Спаситель шелъ съ Лукою и Клеопой до Эммауса не узнанный и убѣждалъ ихъ въ истинѣ Своего воскресенія словами св. писанія. Затѣмъ Онъ объявилъ имъ Себя во время преломленія хлѣба и сталъ невидимымъ. По сошествіи Св. Духа на апостоловъ св. Лука въ санѣ епископа былъ сотрудникомъ св. апостоловъ Петра и Павла въ распространеніи вѣры Христовой.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев Una Sancta

1. Решение папы Иоанна XXIII о созыве нового Ватиканского собора сразу пробудило давние надежды [на воссоединение христианского мира, и сейчас, по окончании первой сессии собора, надежды эти пребывают нерушимыми]1 1). После Ватиканского собора 1870 года в православном мире проблема соединения церквей была как будто окончательно устранена. Формулирование догмата о примате Римского первосвященника и провозглашение догмата о непогрешимости порвало всякие нити, [которые до того времени связывали католическую церковь2 с остальным христианским миром] 2). Сейчас эта проблема вновь поставлена, хотя, строго говоря, никаких конкретных оснований к этому не имеется. Что может сделать новый Ватиканский собор для того, чтобы действительно способствовать воссоединению церквей? Собор этот — не что иное, как собор католической церкви, не более. Католическая церковь вправе многого ожидать от него для себя. Но насколько решения собора, относящиеся к внутренней ее жизни, могут повлиять на жизнь других церквей? Заявления ответственных представителей католической церкви не дают надежды на то, что в области догматики будут какие-либо изменения. Подобные признания нельзя не учитывать. Тем не менее, в них имеется что-то новое, если не в содержании, то по крайней мере в тоне, нечто такое, чего не было раньше. Все это настолько мало, что не может объяснить, почему вдруг возникли надежды на будущее объединение церквей, если только мы не примем во внимание того экуменического напряжения, в котором пребывает в настоящее время христианский мир. Если 30 или 40 лет тому назад христианское сознание, за редкими исключениями, было равнодушно к экуменической проблеме, то сейчас она стоит в центре его. Много уже сделано для этого, но мы напряженно ждем окончательного решения экуменической проблемы, [того решения, которое затронуло бы и католический мир]. Только этим напряжением можно объяснить, почему новый Ватиканский собор пробудил давно угасшие надежды.

Подробнее...

Александров В. Заметки о критике «евхаристической экклесиологии» Николая Афанасьева

Оп.: Вестник РХД. - I-2007. №192. С. 41-59.

1. Идейное наследие отца Николая Афанасьева имеет сложную судьбу. С одной стороны, достижения Афанасьева признаны, его произведения стали богословской классикой, а о его «евхаристической экклесиологии» написано несколько серьезных работ. С другой стороны, его идеи наталкиваются на упорное, глухое сопротивление, которое нет-нет да вырывается наружу в высказываемых мимоходом полемических замечаниях. Критики, как правило, толкуют об односторонности «евхаристической экклесиологии», необходимости сбалансировать ее, внести в нее поправки. И весьма вероятно, что мысли отца Николая действительно нуждаются в поправках – а еще более они нуждаются в развитии, – но наблюдение за критикой «евхаристической экклесиологии» Афанасьева позволяет заметить, что о его идеях бытует слишком много мифов. На них я и хотел бы обратить внимание в своих заметках.  

Подробнее...

Акафист Иверской иконе Богородицы

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти:

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ мартъ. Тридцать первый день. Поуч. 2-е. Явленіе Иверской иконы Божіей Матери.

(Въ нуждахъ и скорбяхъ будемъ прибѣгать къ Матери Божіей).

I. Нынѣ св. церковь воспоминаетъ чудесное явленіе Иверской иконы Богоматери. Однажды иноки Аѳонской Иверской обители увидѣли огненный столпъ, восходящій отъ моря до самаго неба. Это явленіе повторялось нѣсколько дней и ночей къ ряду. Нѣкоторые иноки сѣли, наконецъ, въ лодку и, приплывъ ближе къ огненному столпу, замѣтили, что онъ возвышается надъ иконою Богоматери. Они хотѣли было взять икону, но она удалялась отъ нихъ, по ихъ приближенія. Тогда иноки Иверской обители, собравшись въ храмъ, стали усердно молиться о дарованіи имъ чудесно явившейся на морѣ иконы. Молитва ихъ была услышана. Божія Матерь явилась во снѣ одному уважаемому подвижнику Иверской обители, старцу Гавріилу, и сказавъ, что желаетъ дать Свою икону Иверской обители, повелѣла ему итти по водамъ и принять св. икону. На другой день иверскіе иноки, которымъ Гавріилъ разсказалъ о видѣніи, пошли по берегу съ пѣніемъ священныхъ пѣснопѣній, съ возженными свѣщами и кадилами.

Подробнее...

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Иерусалимская»

Кондак 1

Избранной от всех родов преблагословенной Деве похвальное приносим Ти пение, яко Мати сущи Бога. Земнородным явилася еси милосердая Матерь, страждущим подающи отраду, болящим различными недугами исцеление и от наветов вражиих защиту, всем же молящимся Тебе скорое услышание. Темже в радости и умилении вопием Ти: Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Подробнее...

Сергей Фудель. Записки о Литургии и Церкви.

Глава 1

Христианство обрело свою постоянную духовную форму на Тайной Вечери[1], и можно сказать, что христианство — это Тайная Вечерь. Все христианство — в этом окружении учениками своего Учителя за бессмертной трапезой Таинства: «Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Он — в центре, предающий Себя на распятие и уже предваряющий это распятие в том, что именно тут, за этим столом Вечери, Он отдает Свое Тело и Кровь на непостижимое, сверхъестественное питание верующих: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Узкий путь, на который повел за Собою Христос человечество после этой ночи, так явно превышает естественные склонности греховного человечества, что начало пути необходимо открылось сверхъестественным укреплением.

Подробнее...

Церковно-Литургическое учение о Св. Духе

По литургическому учению Святый Дух — Третье Лицо Св. Троицы, — 1. единосущен Отцу и Сыну и 2. исходит от Отца, как Божественное лицо. 3. Он подает жизнь, просвещение, освящение и утешение человеческой душе. 4. Святым Духом даруются прозрение св. пророкам и благодатные дарования верующим во Христа.

Подробнее...

Митрополит Иоанн (Снычев). Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ ПАСТЫРИ И ВЕРНЫЕ ЧАДА СВЯТОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ЖИВУЩИЕ В ПРЕДЕЛАХ МИТРОПОЛИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ!

Постановлением Священного Синода от 20 июля 1990 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ я назначен быть Митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus