Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.) Слово въ день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.

И роди Сына своего первенца, и повитъ Его, и положи Его въ яслехъ: зане не бѣ имъ мѣста во обители (Лук. 2, 7).

Воплощеніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа есть таинство непостижимое и для умовъ премудрыхъ, — таинство преславное и вмѣстѣ — странное!

Подробнее...

Еп. Ириней Орда († 1904 г.) Христосъ предъ лицемъ міра сего. (Поученіе о томъ, какъ отнеслись люди къ Христу въ ночь рождества Его и какъ относятся нынѣ въ праздники Рождества Его).

Во своя пріиде и свои Его не пріяша (Іоан. 1, 11).

Перенесемся мысленно за 1900 лѣтъ назадъ и сравнимъ первую рождественскую ночь съ нынѣшнимъ праздникомъ. Вотъ два бѣдныхъ, усталыхъ путника, Іосифъ и Марія, послѣ трехдневнаго странствованія по гористымъ дорогамъ, входятъ въ Виѳлеемъ, небольшой городокъ іудейскій. Была холодная зимняя ночь. Усталые отъ долгаго, изнурительнаго путешествія, эти путники подходятъ то къ тому, то къ другому дому, прося пустить ихъ на ночь; они уже успѣли обойти всѣ узкія и грязныя улицы іудейскаго городка; но никто не сжалился надъ бѣдными назаретскими странниками. Пространствовавши напрасно въ темнотѣ и на холодѣ по виѳлеемскимъ улицамъ, они наконецъ очутились за городомъ, нашли пустую пещеру, въ которую пастухи во время непогоды загоняли скотъ. И здѣсь, въ этомъ мѣстѣ, въ этомъ загонѣ для скота Іосифъ и Марія должны были искать мѣстечка для Того, Кто пришелъ спасти людей и даровать имъ такія милости, такія богатства, съ которыми не могутъ сравниться горы золота и драгоцѣнныхъ камней. Какое страшное униженіе испытываетъ Божественный Спаситель уже при самомъ рожденіи Своемъ! Уже при рожденіи Его исполнились на Немъ слова евангелиста Іоанна: во своя пріиде и свои Его не пріяша. Люди не дали Ему и столько даже мѣста, гдѣ Ему голову преклонить. Младенецъ Іисусъ лежитъ въ пещерѣ, въ ясляхъ; а изъ людей никто и не думаетъ, чтó совершилось на землѣ, именно, что Богъ сошелъ съ неба, что Слово стало плотію. Въ эту чудную, въ эту священную ночь къ пещерѣ Спасителя пришли только три пастуха, все же остальное человѣчество спало: спалъ Виѳлеемъ, спалъ Іерусалимъ, спала вся іерусалимская земля, весь міръ былъ въ объятіяхъ сна. Надъ вертепомъ засіялъ необычайный свѣтъ; но люди не видятъ ничего и спятъ. Отверзается все небо, ночь заблистала необычнымъ свѣтомъ, но люди спятъ. Ихъ не интересуетъ, что явился небесный Пастырь, Который пришелъ искать и спасти погибшихъ, Который явился дать выкупъ за всѣхъ.

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Рождественское посланіе 1935 г.

Христосъ рождается, славите! Христосъ съ небесъ, срящите! Христосъ на земли, возноситеся!

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994Приходитъ на землю Седящій на херувимѣхъ! Раждается въ грѣшномъ мірѣ вѣчно Раждаемый Богомъ Отцомъ! Съ небесныхъ высотъ грядетъ Царь Вселенной къ человѣку, глубоко павшему въ яму грѣха и невѣрія!

Подробнее...

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.) Слово въ день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.).

И пришедше въ храмину, видѣша отроча съ Маріею матерію Его, и падше поклонишася Ему: и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, ливанъ и смирну (Матѳ. 2, 11).

Подробнее...

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНІЕ Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнаго Митрополита Антонія ко дню Христова Рождества.

Богъ сый мира, Отецъ щедротъ, великаго совѣта Твоего Ангела, миръ подавающа, послалъ еси намъ.

Когда кто-либо великій, царь-ли, или вельможа, или высокочтимый праведникъ или знаменитый ученый, посылаетъ къ намъ своего представителя, то съ великою радостью встрѣчаемъ мы его и на время забываемъ всѣ наши дѣла, озабоченные только тѣмъ, чтобы достойно почтить высокаго гостя, а затѣмъ долго вспоминаемъ всѣ обстоятельства его посѣщенія и, записавъ ихъ, прочитываемъ неоднократно своимъ приснымъ.

Подробнее...

Митр. Питиримъ Окновъ († 1919 г.) Грѣхопаденіе человѣка и его искупленіе. Слово въ день Рождества Христова.

Благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ (Лук. 2, 2).

Радость возвѣщаетъ Ангелъ пастырямъ въ нынѣшній день, радость великую и не для нихъ только и не для ихъ времени только, радость великую для всѣхъ людей всѣхъ временъ. Это радость о великомъ истинно-всемірномъ событіи Рождества Христова, которое произвело рѣшительный переворотъ въ исторіи всего рода человѣческаго и которое свѣтло празднуетъ весь міръ христіанскій. Великою благочестія христіанскаго тайною именуетъ и Св. Апостолъ Павелъ то свѣтло празднуемое нами событіе, когда Богъ явился во плоти, и — трудно сказать, въ которомъ изъ двухъ истинно-всемірныхъ событій проявилось болѣе благодѣяній Божіихъ къ роду человѣческому: въ великомъ ли событіи созданія міра, или въ преславномъ событіи искупленія человѣка. Апостолъ Павелъ ясно свидѣтельствуетъ, что благодать Божія и даръ благодатію единаго человѣка Іисуса Христа во многихъ преизлишествова множае паче, чѣмъ потеряло человѣчество чрезъ Адама (Рим. 5, 15).

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1811 г. III. 3. Слово на Рождество Христово.

Велія есть благочестія тайна, Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16).

Новый Адамъ исходитъ изъ дѣвственной земли. Жена, источникъ проклятія, износитъ росу благословенія. Является истинный Ной, который упокоитъ насъ отъ дѣлъ нашихъ, и отъ печали рукъ нашихъ, и отъ земли, юже прокля Господь Богъ (Быт. 5, 29). Безродный Мелхиседекъ (Евр. 7, 3), рожденный безъ матери, рождающійся безъ отца, приходитъ наслѣдовать Царство и Священство вѣчное. Преходитъ наконецъ долгая ночь страха и ожиданія всемірнаго; — и утренній свѣтъ проникаетъ во мракъ Ветхозавѣтнаго Святилища, отверстаго не столько къ ежедневному, сколько къ вѣчному Востоку. Небесная Манна изсыпается отъ стамны, ее сокрывавшей. Жезлъ Іессеевъ прозябаетъ вмѣсто увядающаго жезла Ааронова. Хрістосъ раждается.

Подробнее...

Богослужения праздника Рождества Христова

25-го декабря - Рождество Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. - В этот день вспоминается рождение Господа нашего Иисуса Христа от Пречистой и Безневестной Матери Девы Марии в 5508 г. от сотворения мира, в царствование римского императора Августа в Вифлееме Иудейском. По случаю всенародной переписи, Дева Мария со своим обручником старцем Иосифом пришли из Назарета, где они жили, в свой отечественный город Вифлеем, чтобы записаться. Так как в городе все было переполнено, они должны были поместиться в пещере, куда пастухи на зиму загоняли скот. Там и родился Спаситель мира и был положен в яслях.

Подробнее...

Аверинцев. Стихи о Рождестве.

Я не решусь утверждать, что Владимир Соловьев, живший в эпоху глубокого упадка русской поэзии, когда возможности классической парадигмы уже были исчерпаны, а новые возможности еще не были открыты, был победителем именно как поэт, умеющий, до конца наложить свою волю на материал стиха. Но в истории духовной культуры человечества есть художники, которые были значительнее самих себя и видели больше, чем могли до конца воплотить. История мировой живописи может в самом крайнем случае обойтись, скажем, без немецких романтиков Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридриха, без библейских этюдов нашего Александра Иванова; история духа, Geistesgeschichte, как говорят немцы, — не может, и в ее контексте они значат едва ли не больше, чем сочные игры иных виртуозов кисти. Впрочем, слава Богу, жизнь духа и сферу литературного творчества невозможно до конца отделить друг от друга; а потому чрезвычайно нетривиальная мысль Владимира Соловьева врывалась в навязанную ему эпохой банализованпую поэтику, хотя бы отчасти выводя ее за пределы самой себя, возвышая над самой собой.

Подробнее...

Рождество Господа нашего Иисуса Христа

Тропарь, глас 4

Рождество? Твое?, Христе? Бо?же наш, возсия ми?рови свет ра?зума, в нем бо звезда?м служа?щии звездо?ю уча?хуся Те?бе кла?нятися, Со?лнцу Пра?вды, и Тебе? ве?дети, с высоты? Восто?ка: Го?споди, слава Тебе?!

 

Кондак, глас 3

Де?ва днесь Пресу?щественнаго ражда?ет, и земля? верте?п Непристу?пному прино?сит; А?нгели с па?стырьми славосло?вят, волсви? же со звездо?ю путеше?ствуют; нас бо ра?ди роди?ся Отроча? мла?до, преве?чный Бог.

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus