По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Праздник Богоявления


6-го января (по старому стилю) - Богоявление, или Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - Вспоминается как Господь на 30 году Своей жизни, пред выходом на Свое общественное служение человеческому роду, принял крещение от Иоанна в реке Иордане, Дух Святый сошел на Него в виде голубя, а Бог Отец голосом с неба засвидетельствовал о Нем, как о Своем Возлюбленном Сыне. В древности в Навечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а так как крещение есть духовное просвещение, то самый праздник этот именуется иногда в Типиконе "Просвещением." Праздник Богоявления имеет четыре дня предпразднства - с 2 по 5 января - и восемь дней попразднства. Отдается 14 января. Cуббота и неделя пред Богоявлением называются в уставе Субботой и Неделей пред просвещением и в них положены особые чтения из Апостола и Евангелия.

Весь устав службы на Богоявление, как и в дни предпразднства, очень напоминает собой устав службы на Рождество Христово: схема всей службы почти одна и та же. В дни предпразднства так же поются на повечериях трипеснцы и каноны, напоминающие трипеснцы и каноны Страстной седмицы. Канун Богоявления, или Навечерие просвещения, так же именуется Сочельником. В этот Сочельник положена по уставу служба точно такая же, как и на Рождество Христово, то есть; Царские часы и литургия свят. Василия Великого, начинается Вечерней. Всенощное бдение так же состоит из Великого Повечерия и Утрени. Если Навечерие случится в субботу и воскресение, то так же, как и на Рождество Христово, Царские часы совершаются в пятницу, а в Навечерие бывает обычная литургия свят. Иоанна Златоуста и после нее Вечерня праздника отдельно, а литургия свят. Василия Великого совершается тогда на самый праздник.

Главной особенностью праздника Богоявления является Великое освящение воды, которое совершается дважды: 1) В Навечерие после заамвонной молитвы, но обычно где-либо на реке или на источнике, в воспоминание Крещения Господа от Иоанна во Иордане. Когда Навечерие придется в субботу или воскресение, Великое освящение воды совершается в конце Вечерни после просительной ектении. Великое освящение воды состоит из пения стихир: "Глас Господень на водах вопиет, глаголя"... чтения трех паремий, Апостола и Евангелия, Великой ектении с особыми прошениями, молитвы, начинающейся словами: "Велий еси, Господи, и чудна дела твоя"... и троекратного погружения креста в воду с пением тропаря: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи"... Последование его изложено, как в Минее под 5-ым января, так и в Требнике. Освященной водой, которая называется "Великой агиасмой" (то есть "святыней" по гречески - αγιασμα), окропляется храм и дома верующих, которые затем обходит священник. Принято до освящения воды в Навечерие не в вкушать пищи, но самое вкушение пищи само по себе не рассматривается, как препятствие для того, чтобы пить освященную воду. В Навечерие Богоявления вообще положен строгий пост, и только, если оно случится в субботу или воскресение, "поста несть," то есть можно вкушать пищу до вечерни, по отпусте литургии, но пищу постную.

На следующий день по Богоявлении, 7 января, празднуется Собор св. Иоанна Крестителя. Следующая за праздником Богоявления суббота и неделя называются Субботой и Неделей по просвещении, и в них читаются особые Апостол и Евангелие.

Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика.


Навигация

Система Orphus