По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

От Вознесения к Пятидесятнице


Вознесение Господне.

Празднуется в сороковой день по Пасхе и приходится поэтому всегда в четверток на 6-ой седмице по Пасхе. Церковные песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святого Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем. Всенощное бдение проходит, как обычно в двунадесятые Господские праздники, уже без пасхальных песнопений. Но на утрени, после чтения Евангелия, говорящаго о воскресении Христовом, поется "Воскресение Христово видевше..." На литургии, вместо: "Видехом свет истинный..." поется до отдания Вознесения тропарь: Вознеслсяеси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Отдание Вознесения бывает через девять дней в пяток 7-ой седмицы по Пасхе. Катавасия на самый праздник поется Пятидесятницы: "Божественным покровен," а от Вознесения до отдания: "Спасителю Богу." Если в день Вознесения случится храмовой или великий святый, как, например, память св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая или свв. Константина и Елены 21 мая, то служба совершается, как указано в Типиконе в особой Марковой главе, так и называемой "Богослововой" (совпадение Вознесения с памятью св. Иоанна Богослова).

 

Неделя 7-я по Пасхе.

В неделю 7-ую по Пасхе празднуется память Святых Отец перваговселенскаго собора, иже в Никее, собравшагося против еретика Ария и его лжеучения. Этот собор проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу. С службой свв. Отцам соединяется и попразднство Вознесения, но катавасия бывает не Вознесенскаго канона, а Пятидесятницы: "Божественным покровен." Празднество свв. Отцам отдается в тот же день на вечерне.

Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественного домостроительства дела спасения человечества Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. Заупокойное богослужение в этот день совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. Различие только в том, что в Мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу, а в субботу пред Пятидесятницей песни Октоиха поются всегда 6-го гласа, гласа всей седмицы. Катавасия поется Триоди: "Песнь возслемлюдие." На литургии вместо: "Видехом свет истинный," поется заупокойный тропарь: "Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй..." Если в эту субботу случится святый с полиелеем, служба ему переносится на четверг той же 7-ой седмицы, а если случится храмовой праздник, то тогда заупокойная служба переносится на четверг.

Неделя Пятидесятницы. Св. Троица.

Это - праздник, в который совершается прославление Святые Троицы в память Сошествия Святого Духа на апостолов. Поскольку это великое событие произошло в 50-ый день по Воскресении Христовом, и праздник этот всегда совершается в 50-ый день после праздника Пасхи, а потому приходится всегда в день воскресный. Вся служба дня Пятидесятницы, отличающаяся особенной торжественностью и возвышенностью, есть раскрытие песни, которая ежедневно поется на литургии в честь Св. Троицы: Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, та бо нас спасла есть. В службах этого дня многократно поется и молитва Св. Духу: "Царю небесный."

Всенощное бдение совершается обычным чином, как во все двунадесятые Господские праздники. Божественная литургия св. Иоанна Златоуста с праздничными антифонами. Вместо "Святый Боже," поется только в первый день праздника "Елицы во Христа крестистеся." Главная особенность праздника Пятидесятницы та, что сразу после литургии совершается Великая вечерня со входом, великим прокимном: "Кто Бог велий, яко Бог наш," и чтением трех коленопреклонных молитв.

По 9-м часе, после возгласа священника: "Благословен Бог наш" обычно священнослужителями в алтаре поется: "Царю небесный," читается Трисвятое по "Отче наш," предначинательный псалом 103:"Благослови душе моя Господа," Великая ектения с особыми прошениями "о предстоящих людях и ожидающих благодати Святого Духа" и другие. Затем "Господи воззвах" со стихирами на 6, Слава, и ныне: "Царю небесный." Вход с кадилом, "Свете Тихий," прокимен великий: "Кто Бог велий," и после него сразу читается первая коленопреклонная молитва, затем Сугубая ектения: "Рцемвси," и после нее сразу вторая коленопреклонная молитва, далее следует молитва: "Сподоби Господи," и после нее третья коленопреклонная молитва. Молитву священник читает в алтаре, обратясь лицом к народу. После каждого чтения бывает Малая ектения с прошением: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже твоею благодатию" и особый возглас священника, читавшего молитву. Заканчивается вечерня, как обычно, но с особым праздничным отпустом. Существует обычай в день Пятидесятницы украшать храмы и дома зеленью и цветами и при богослужении за вечерней стоять с цветами в руках. Этот обычай ведет свое начало еще с Ветхого Завета с иудейской Пятидесятницы. Так без сомнения была украшена и Сионская горница, когда Дух Святый сошел на апостолов. Зелень и цветы, обновляющейся весной природы, символизируют собой обновление людей силою благодати Духа Святого.

Следующий за праздником Пятидесятницы понедельник носит название "Духов день," так как он является праздником в честь ВсесвятогоЖивотворящого и Всесильного Духа, единого от Троицы лица единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну. Песнопения в этот день почти все те же самые, что и на первый день праздника. С вечера совершается Малое повечерие (так как вечерня уже была) с каноном Святому Духу. Утреня без полиелея, но с Великим славословием. На ней не поется "Честнейшую," а ирмос 9-ой песни канона. На литургии антифонов уже нет, а поются Изобразительные и "Блаженны," но особенность та, что бывает Входной стих. Праздник Пятидесятницы совершается затем всю неделю, на коей разрешается поэтому пост в среду и пяток (сплошная неделя) и отдается праздник в субботу.

Неделя всех Святых.

Неделя 1-ая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как "жатвы Духа Божия," как "плодов Божественной благодати," ниспосланной людям в день Пятидесятницы. Этим праздником оканчивается период Цветной Триоди и начинается обычное, будничное время года, когда Богослужение совершается по Октоиху и Минее. С понедельника после Недели Всех Святых начинается Петровский или Апостольский пост, который служит приготовлением к великому празднику в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. Вследствие того, что Неделя Всех святых зависит от дня празднования Пасхи и является поэтому праздником передвижным, Апостольский или Петровский пост бывает разной продолжительности от 8 дней до шести недель. Устав этого поста во всем таков же, как поста Рождественского.

После Пятидесятницы, начиная с первой недели Всех Святых, все недели, то есть воскресные дни, обозначаются числами от первого до тридцать второго включительно. До недели Мытаря и Фарисея означено всего 32 недели. Соответственно этому счету следуют столпы воскресных утренних Евангелий и столпы гласов Октоиха. Столп Евангелий начинается с Недели Всех Святых, когда на утрени читается 1-ое утреннее воскресное Евангелие. Но столп гласов Октоиха начинается со следующей 2-ой недели. В эту неделю указан 1-ый глас, а Евангелие 2-ое. Дальше все идет по порядку. Начиная с Недели Всех Святых, катавасия всего лета: "Отверзу уста моя..."

По постановлению Всероссийского Церковного Собора 1917/1918 г. во 2-ую Неделю по Пятидесятнице установлено праздновать память Всех святых в земле Российстей просиявших. Служба им издана отдельной книжкой и соединяется с чередной воскресной службой 1-го гласа, по подобию недели 1-ой Всех святых, причем указано петь и величание, которое в неделю Всех Святых поется лишь в случае храмового праздника.

Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика.


Навигация

Система Orphus