По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Великая Четыредесятница. Особенности Великопостного служения.


В понедельник после недели Сыропустной начинается самый Великий пост, именуемый обычно в Уставе Великой, или Святой четыредесятницей, ибо самый пост этот, как время покаяния, состоит собственно из 40-ка дней; к нему вплотную примыкают два праздничных дня Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица, так что в общей сложности получается семь недель.

Великим этот пост называется как по своей продолжительности, так особенно по своей большой строгости. В течение этого поста вкушение рыбы вовсе не разрешается, исключая дней праздников Благовещения и Входа Господня во Иерусалим. По субботним и воскресным дням разрешается только вкушение вина и елея, во все прочие дни, если нет никакого праздника, полагается сухоястие, то есть пища неваренная и без елея. С постом телесным соединяется пост духовный, который состоит в воздержании от страстей и всякого рода удовольствий и развлечений, в более усиленной молитве, милостыни и доброделании.

Богослужение великопостное во многом отличается от обычно совершаемого в другие дни, как по своему внешнему виду, так и по содержанию. Так как дни Великого поста суть преимущественно дни покаяния, то все богослужение великопостное расположено так, чтобы возбуждать сердечное сокрушение и раскаяние во грехах. Всякая пышность и торжественность из него удалены. Царские врата отверзаются редко и даже завеса на многих службах остается задернутой, светильники возжигаются лишь немногие, священнослужители облачаются в ризы траурные (теперь обыкновенно черные), песнопений бывает мало, а слышится более чтение; богослужение сопровождается большим числом поклонов великих (земных) и малых (поясных).

В будничные дни, то есть с понедельника по пятницу богослужение в Великом посту имеет такой состав: утром - Полунощница, Утреня и Час первый; перед полуднем - Часы великопостные: третий, шестой, девятый, Изобразительные и Вечерня; вечером - Великое повечерие. В среду и пятницу (а на 5-ой седмице еще и в четверг) к этому прибавляется еще литургия Преждеосвященных Даров. Суббота (в память ее первоначального празднования в Ветхом Завете) и Воскресение выделяются из других дней Великого поста тем, что в эти дни траурное облачение заменяется обычно темно-красным, отменяются великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина и совершается полная литургия: по субботам - литургия св. Иоанна Златоустого, а по воскресениям - литургия св. Василия Великого. На Страстной седмице богослужение имеет свои особенности: в первые три дня совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг литургия Св. Василия Великого, в Великую пятницу совсем не бывает литургии (если не случится Благовещения), а совершаются Царские часы, и в Великую субботу литургия Св. Василия Великого. Выделяется также 6-ая неделя, то есть 6-ой воскресный день Великого поста: это так называемая Неделя ваий, в которую празднуется двунадесятый праздник Входа Господня во Иерусалим и совершается литургия Св. Иоанна Златоуста.

Особенности Великопостных Служб.

Полунощница.

Это служба, которая менее всего подвергается изменениям Великим постом. Единственное отличие великопостной Полунощницы от обычной это то, что после молитвы "Иже на всякое время" и возгласа иерея: "Боже, ущедри ны"... иереем произносится перед царскими вратами молитва преп. Ефрема Сирина: Господи и владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. - Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. - Ей, Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва эта при первом ее произнесении разделяется на три части, причем каждая сопровождается земным поклоном. Затем иерей вместе с народом творит 12 малых, поясных поклонов, тихо произнося: Боже, очисти мя, грешного, а потом снова возглашает ту же молитву всю нераздельно и заключает ее одним земным поклоном. В первый день Великого поста на Полунощнице, а также в дни праздников, приходящихся в будничные дни Великого поста (с понедельника по пятницу) и всегда в конце 9-го часа молитва преп. Ефрема читается только один раз с тремя земными поклонами. Поэтому в Уставе всегда различается: "16 поклонов" и "три поклона." Двукратное чтение молитвы преп. Ефрема с тремя великими поклонами, 12-ью малыми и заключительным великим поклоном носит в Типиконе техническое наименование - "16 поклонов," а однократное чтение той же молитвы с тремя поклонами - "три поклона." Вообще же, когда в Типиконе сказано: "великие поклоны," под этим названием разумеется Молитва преп. Ефрема Сирина, сопровождаемая земными поклонами.

Великопостная утреня.

Начинается она так же, как и обычная вседневная с той лишь особенностью, что в начале перед псалмами читается не только "Приидите поклонимся," а "Святый Боже" по "Отче наш." Вместо "Бог Господь," поется "Аллилуиа" гласа, а вместо тропаря святому - "Троичны гласа," помещаемые в конце Триоди с припевом к первому троичну, который меняется в зависимости от дня седмицы. Стихословятся, большей частью, по три кафизмы, Седальны по 1-ой кафизме Октоиха, а по 2-ой и 3-ей Триоди. После 50-го псалма читается иереем на амвоне перед иконою Спасителя молитва "Спаси, Боже люди твоя" (та же, что и на всенощном бдении).

Самой главной отличительной особенностью великопостной утрени является то, что на каноне стихословятся Песни Священного Писания, с которыми соединяются ирмосы и тропари канона Минеи и трипеснца Триоди. Октоих в будничные дни поста вовсе не поется. Полностью стихословятся лишь те три песни Священного Писания, которым отвечают соответствующие песни трипеснца Триоди. Восьмая и девятая песнь стихословятся всегда, а первые песни стихословятся по порядку: в понедельник 1-ая песнь, во вторник - 2-ая, в среду - 3-ья, в четверток - 4-ая и в пяток - 5-ая. В остальных песнях стихословятся только последние стихи каждой песни, которые служат как бы припевами к тропарям.

Порядок этого стихословия, как указывает Типикон, следующий: После молитвы иерея: "Спаси, Боже, люди твоя" и возгласа: "Милостию и щедротами..." Начинаем: "Господеви поем": на глас канона Минеи дне святого: и глаголют стихи песней скоро, кийждо лик свой стих, дондеже достигнут до "Огустеша," и от того начинают стихи держати на 14:и поем Минеи со ирмосом на 6. Поем же сице: Первый лик глаголет стих: "Огустеша" и поет ирмос. Второй же лик глаголет второй стих: "Рече враг:" и по нем тропарь канона (святого из Минеи). И по ряду стихи, по ликом, до "Тогда потщашася": от стиха же "Тогда потщашася": начинаем трипеснец господина Иосифа на 4. На "Господь же царствуяй:" поем другой трипеснец господина Феодора Студита, и поет един лик тропарь. Другой же лик второй стих и тропарь. Посем соединившимся двум ликом, поют: "Слава," Троичен, высшим гласом: "И ныне," богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе," и поем иный тропарь господина Феодора: понеже бо по пяти тропарей имать песнь. Последи же глаголем Катавасию - ирмос второго канона.

Cице поется - осмая, и девятая песни (в таком же порядке, как выше указано петь первую песнь).

Третию же песнь поем сице: Глаголет первый лик стих: "Господь взыде на небеса:" и тропарь канона Минеи. Второй лик, стих: "И даст крепость царю." И второй тропарь канона Минеи. Таже, первый лик - Слава, и второй лик - и ныне, с тропари канона. И поет первый лик ирмос Минеи третия песни, последи канона.

Сим образом поем и шестую песнь.

Четвертую же и пятую и седьмую песнь сице поем. Глаголи первее ирмос канона минеи, таже конечные два стиха песни поем к тропарем канона, и Слава, и и ныне. Ирмосом же не покрываем песни, зане ирмос глаголется прежде песни, поются же ирмосы Минеи по каноне токмо по третией и шестой песни, занеже у тех песней первее ирмос не поется.

В прочие же дни седмицы, кроме понедельника, тако поется и 1-ая песнь, яко же указася о четвертой и пятой песнех. А в коих песнех будет трипеснец, поется последи канона катавасия - ирмос трипеснца, яко же выше изъявися.

В настоящее время все это несколько упрощается тем, что не бывает пения на два лика, песни не поются на глас, а просто стихословятся речитативом или даже читаются; читаются и тропари канона, а поются только ирмосы и катавасия. Важно помнить, что в третьей и шестой песнях ирмос не поется в начале песни, как обычно, а им покрывается песнь, то есть он поется в заключение всей песни. В тех же случаях, когда в данной песни имеется трипеснец, то покрывает данную песнь ирмос трипеснца из Триоди.

Надо знать также, что по 1-ой кафизме глаголются седальны умилительны Осмогласника, то есть Октоиха. Они собраны все в конце Триоди постной, так что к Октоиху обращаться не нужно. По 2-ой и 3-ей кафизмах - седальны Триоди, указанные на ряду. По 3-ей песни канона и малой ектении следует седален святого из Минеи. По 6-ой песни и малой ектении - седален мученичен. Они также указаны все в конце Триоди постной. "Аще же имать святый кондак, глаголем его зде," то есть по 6-ой песни канона, мученичен же глаголем по 1-ой кафизме, с седальны, с припевом: "Дивен Бог во святых своих," по 9-ой песни поется: "Достойно есть" и поклон до земли, затем малая ектения и Светилен Троичен гласа трижды. Эти светильны собраны тоже в конце Триоди; к первому заключительные слова меняются в зависимости от дня седмицы на подобие того, как это у Троичнов гласа по "Аллилуиа." Далее следуют обычные три Хвалитных псалма утрени.

По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеческих творений, именно: по 1-ой кафизме и седальне из преп. Ефрема Сирина, по 2-ой кафизме и седальне также - из преп. Ефрема, по 3-ей кафизме и седальне из книги епископа Палладия Еленопольскаго, называемой Лавсаик, по 3-ей песни канона - также из Лавсаика, по 6-ой песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в некоторых приходах священник читает поучение или краткое житие святого из Пролога.

Конец великопостной утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просительная ектения, после которой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: "Благо есть исповедатися Господеви," Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз "Господи, помилуй," Слава и ныне, Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: "Небесный царю..." и за ней следует чтение иереем великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего" с 16-ью поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение Первого часа.

Великопостные часы.

Особенностью великопостных часов является, то что:

1. на каждом часе, за некоторыми исключениями, после обычных трех псалмов, стихословится кафизма, 2. на каждом часе поется трижды с земными поклонами тропарь данного часа, 3. на 6-ом часе после первой половины богородична читается паремия, перед которой и после которой положен каждый раз особый прокимен Триоди, 4. в конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва: "Господи и Владыко живота моего," обычно с 16-ью поклонами, а на 9-ом часе всегда только с 3-мя поклонами. Тропари часов следующие:

Тропарь 1-го часа, гласа 6-ый:

Заутра услыши глас мой, царю мой и Боже мой.

Тропарь 3-го часа, глас 6-ый:

Господи, иже пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися.

Тропарь 6-го часа, глас 2-ый:

Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

Тропарь 9-го часа, глас 8-ый:

Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.

Между пениями этих тропарей иерей произносит еще по два особых стиха, а по третьем пении иерей произносит: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу," а чтец продолжает: "И ныне, и присно..." и читает дальше богородичен часа.

По Трисвятом и "Отче наш" читается не кондак праздника или святого, как бывает обычно, а особые тропари, помещенные наряду в каждом часе и имеющие отношение, по своему содержанию, к воспоминаниям каждого часа.

На 1-ом часе имеется еще та особенность, что вторая половина богородична: "Стопы моя направи по словеси твоему..." поется на 6-ый глас, каждый стих по дважды, а "Да исполнятся уста моя хваления твоего, Господи..." трижды.

Великопостные Изобразительные.

Они всегда следуют непосредственно за прочтением заключительной молитвы 9-го часа, причем сами изобразительные псалмы опускаются, а последование начинается пением на 6-ый глас Заповедей блаженства, причем к каждой заповеди припевается: "Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем." В заключение поется троекратное: "Помяни нас, Господи..." "Помяни нас, Владыко..."" и "Помяни нас, Святый..." особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. После "Честнейшую херувим" и возгласа иерея: "Боже, ущедри ны..." произносится великопостная молитва: "Господи и Владыко живота моего..." с 16-ью поклонами, после чего сразу, без возгласа начинается великопостная вечерня чтением: "Приидите поклонимся" и предначинательного псалма. Так бывает в тех случаях, когда нет литургии Преждеосвященных Даров. Если же служится литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы и поклонов читается: "Всесвятая Троице, единосущная держава..." Иерей: - Премудрость: поется "Достойно есть," возглас иерея: "Пресвятая Богородице, спаси нас," - Честнейшую: "Слава Тебе, Христе Боже..." и полный великий отпуст.

Литургика, Аверкий (Таушев)


Навигация

Система Orphus