По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Приготовительные недели Великого Поста


Неделя блудного сына.

Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику.

Идея этой недели - никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние. В эту неделю, так же, как и в следующие две мясопустную и сыропустную на утрени после пения полиелейных псалмов: "Хвалите имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви" поется еще следующий за ними 136 псалом: "На реках вавилонских:" с аллилуиею красною. Пение этого псалма должно напоминать нам, грешникам, о нашем несчастном состоянии в плену у диавола и греха, подобно тому, как некогда каялись иудеи, сознавшие в Вавилонском плену свое бедственное положение. Скорбный гимн этот ныне ярко выражает нашу скорбь об утраченном нами по грехам нашим отечестве небесном и внушает нам необходимость каяться для того, чтобы сподобиться радости возвращения в это небесное отечество. В неделю блудного, мясопустную и сыропустную поется особая, указанная наряду, "катавасия Триоди."

Седмица после недели блудного сына называется мясопустной, потому что в нее оканчивается едение мяса бывает "мяса отпуст," то есть прекращение едения мяса. На повечериях в эту седмицу отменяется чтение канона Богородице, отменяются и междочасия.

Неделя мясопустная.

Неделя мясопустная посвящена воспоминанию о Страшном суде для того, чтобы грешники, в надежде на беспредельность человеколюбия Божия, не предались беспечности и нерадению о своем спасении. На литургии читается Евангелие о Страшном суде, внушающее нам, что Господь не только бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден, что Он не только любящий Отец, но одновременно и праведный Судия, воздающий каждому по делам его.

Сырная седмица.

После недели мясопустной, в которую прекращается ядение мяса, следует так называемая "сырная" седмица, в просторечии "масленица," в которую разрешается вкушение сыра, то есть вообще молочной пищи и яиц. Во все дни сырной седмицы поются особые богослужебные последования, указанные на каждый день в Триоди постной. Эта седмица является непосредственной подготовкой к Великому посту, как бы постепенным переходом к нему, и именуется в богослужебных песнопениях "преддверием Божественного покаяния," "светлым предпразднством воздержания," "светлыми предпутиями поста."

В седмичные дни сырной седмицы (кроме субботы) на утрени не поются песни канона Октоиха при тех песнях, в которых "приспеет" Трипеснец. В среду и пяток поется на утрени и канон Триоди.

В среду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной, но все же с некоторыми отличиями от нее. На вечерни после "Ныне отпущаеши" поются тропари: "Богородице Дево," "Крестителю Христов" и "Молите за ны" с земными поклонами, и вместо сугубой ектении: "Помилуй нас, Боже," читается 40 раз "Господи, помилуй," после возгласа иерея: "Сый благословен," читается "Небесный Царю" и произносится молитва преп. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" с 16-ью поклонами; после поклонов перед отпустом читается Трисвятое по "Отче наш" и "Господи, помилуй" 12 раз. После вечерни совершается Великое повечерие. Но на нем нет пения, как в Великом посту, а после "Достойно" читаются те же тропари, что обычно на Малом повечерии. Оканчивается это Великое повечерие обычным малым отпустом. Полунощница бывает с поклонами. На утрени вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа," а затем, вместо тропаря святому и богородична, поются "Троичны гласа." Кроме трипеснцев, положенных на каждый день сырной седмицы, в среду и пяток поются полные каноны, причем, в которых песнях случится трипеснец, в тех каноны Октоиха и Минеи оставляются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день; каждая из них соединяется с предшествующей: 3-ья с 1-ой, 8-ая с 6-ой, 9-ая с 7-ой. По 9-ой песни поется Светилен Троичен гласа. По чтении "Благо есть," вместо ектении "Помилуй нас, Боже," читается 40 раз "Господи, помилуй," по возгласе иерея: "Сый благословен," читается: "Небесный Царю" и полагаются 16 поклонов с молитвою преп. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко." Часы совершаются, подобно великопостным, с молитвою преп. Ефрема и великими поклонами, но на них в кампан не ударяют, кафизм не положено и тропари часов не поются, а читаются. После 9-го часа следуют сряду Изобразительные, но они начинаются не пением "Блажен," как в Великом посту, а чтением самих изобразительных псалмов 102 и 145; "Блаженны" читаются, читается и Символ веры. После изобразительных совершается обычная вседневная Вечерня, но на ней полагается паремия, а после сугубой ектении: "Помилуй мя, Боже," три великих поклона, если только в следующий день нет никакого праздника. Литургия в среду и пяток сырные не совершается. Повечерие на четверток и на субботу малое.

Если в среду или пяток сырные случится праздник Трех Святителей - 30 января, или Обретение честныя главы св. Иоанна Предтечи - 24 февраля, то служба сих праздников переносится на вторник или четверток сырные. Но если случится Сретение Господне или храмовой праздник, то служба праздника совершается неизменно: только в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона с молитвою преп. Ефрема Сирина.

Суббота сырная посвящена памяти Всех святых в постничестве, или в подвизе просиявших. Подобно тому, "как вожди пред ополченным войском и уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей" (Синаксарь). Утреня совершается с Великим славословием. На утрени бывает и 2-ая песнь канона.

Неделя сыропустная.

Неделя сыропустная, в которую бывает "сыра отпуст," то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию "Изгнания Адамова." В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших прародителей Адама и Евы и этим уясняется необходимость постного подвига. Пали Адам и Ева через невоздержание и непослушание, и теперь через добровольно принимаемый на себя подвиг воздержания и послушания Церкви мы можем снова восстать и вернуть утраченное ими райское блаженство. На литургии читается Евангелие, внушающее нам прощать ближним обиды и поститься не на показ только, как фарисеи, а нелицемерно, ради Бога (17 зач. от Матфея).

Вступая в Великий пост, верующие, по древнему христианскому обычаю, помня наставление Господа об этом в Евангелии, взаимно испрашивают друг у друга прощение. Этот чин прощения совершается в конце вечерни. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. Стихир на "Господи воззвах" бывает 10:4 из них "покаянны" - две из Октоиха рядового гласа на стиховне, а 2 утренние на стиховне, затем 3 стихиры Триоди и 3 стихиры Минеи, Слава и ныне, богородичен в той же глас Минеи. После вечернего входа и "Свете Тихий" поется особенно-умилительным напевом 4 с половиной раза Великий прокимен: Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю. После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: "Сподоби, Господи, в вечер сей," иерей совлачается праздничного облачения, надевает на себя черную епитрахиль и выходит на амвон произносить Просительную ектению: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви." Дальнейшая служба носит уже великопостный характер. По "Ныне Отпущаеши" поются с великими поклонами тропари: "Богородице Дево," "Крестителю Христов" и "Молите за ны." Вместо сугубой ектении: "Помилуй нас, Боже" читается 40 раз "Господи, помилуй," после возгласа иерея: "Сый благословен" читается молитва: "Небесный царю" и затем молитва преп. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего" с тремя земными поклонами. После этого сразу отпуст. Вместо обычного отпуста принято читать молитву: "Владыко многомилостиве," как обычно читается весь Великий пост в конце Великого повечерия, "нам повергшимся на землю" ниц. После этой молитвы обычно произносится приличествующее дню слово о прощении обид, служащий иерей, а в кафедральных соборах архиерей, повергшись ниц, испрашивает у верующих прощения, а затем все, прикладываясь к иконам и ко кресту, держимому священнослужителем, подходят к нему с земным поклоном, испрашивая у него прощения, становятся затем все в ряд и испрашивают с земными поклонами прощения друг у друга. "Прощенный день, какой это великий небесный день Божий," говорит святитель Феофан Затворник, "когда бы мы все, как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом..." ("Мысли на каждый день года").

Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники, после этого, уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие не доживали уже до возвращения. И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог" и "Пасха Священная нам днесь показася..." Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова.

Аверкий (Таушев). Литургика.


Навигация

Система Orphus