Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Двадцать девятый день. Поуч. 1-ое. Св. муч. Анастасія римлянка.

(Уроки изъ ея жизни: а) суетность заботы о женскихъ нарядахъ и б) пѣніе псалмовъ, какъ молитвенное занятіе).

Св нынѣ ублажаемая мученица Анастасія римлянка была воспитанница благочестивой женщины Софіи, начальницы общества святыхъ женъ, основаннаго въ видѣ женской обители недалеко отъ Рима. Сіяя красотою и добродѣтелями, Анастасія, воспитанная Софіею, отвергла знатныхъ жениховъ и, будучи 20-ти лѣтъ, рѣшилась посвятить себя Богу. Когда о ея красотѣ и благочестіи узналъ правитель Рима Провъ, онъ велѣлъ привести ее къ себѣ. Святыя жены, увидѣвъ римскихъ воиновъ, въ страхѣ разбѣжались, но Софія удержала Анастасію, говоря ей: «дитя мое, не бойся: настало время твоего подвига». 

Потомъ Софія, узнавъ отъ воиновъ, зачѣмъ они пришли, попросила у нихъ два часа времени, чтобы нарядитъ дѣвицу, и они стали ждать, думая, что она будетъ украшать дочь богатыми нарядами. Софія позвала свою дочь въ церковь и стала увѣщевать ее: «нынѣ пришло тебѣ время, говорила она, явить любовь твою къ Господу. Страданіями ты должна доказать, что достойна Жениха твоего. Не слушай льстивыхъ словъ, не прельщайся богатствомъ и славой. Иди съ веселіемъ въ чертогъ небеснаго Жениха и украшайся одеждою, обагренною въ крови, какъ одеждою брачною. Помни мои попеченія и молитвы о тебѣ. Я молилась, чтобы тебѣ соединиться съ Господомъ. Не щади твоей красоты, не бойся мученій и смерти. Господь будетъ съ тобою и облегчитъ твои муки». Анастасія отвѣтила: «я готова положить жизнь за Господа. Я пойду къ мучителю и исповѣдаю предъ нимъ свою вѣру. Не бойся за меня, а молись Богу, чтобы Онъ меня не оставилъ». Слуги, узнавъ, что она не одѣвается въ богатые наряды, а молится Богу, взяли ее и, заковавъ въ цѣпи, повели къ правителю. На вопросъ правителя, какого она рода, какой вѣры и какъ зовутъ ее, святая отвѣтила: «я дочь римскаго гражданина, воспитана въ благочестіи христіанскомъ; имя мое Анастасія. Оно значитъ «воскресеніе». — Господь воскреситъ меня, чтобы сказать тебѣ правду и одолѣть сатану, который внушаетъ тебѣ злое». «Не раздражай меня, сказалъ правитель, я не желаю твоей гибели; но послушай: зачѣмъ ты прельстилась ученіемъ христіанскимъ? Ты губишь молодость твою, лишая себя наслажденій, которыя боги даровали намъ. Поклонись богамъ и выбери себѣ мужа изъ знатнаго и богатаго рода; живи съ нами въ радости и почестяхъ». Анастасія, поднявъ глаза на правителя, спокойно сказала ему: «Женихъ мой есть Господь I. Христосъ. Я желала бы не только одинъ разъ, но, если возможно, сто разъ принять смерть за имя Его». Когда святую подвергли бичеваніямъ, она прославляла Бога пѣніемъ псалмовъ: Господь прибѣжище мое и заступникъ мой, не отступи отъ мене, воспѣла она. Одинъ, бывшій въ толпѣ, христіанинъ, по имени Кириллъ, подалъ воды изнемогающей мученицѣ и былъ наказанъ смертію. Мученія святой Анастасіи были такъ жестоки, что даже народъ, привыкшій къ такимъ зрѣлищамъ, съ ужасомъ сталъ укорять правителя. Тогда изувѣченное тѣло мученицы было обезглавлено и брошено за городомъ. Софія, узнавъ объ этомъ, взяла его — и похоронила.

II. Остановимся на нѣкоторыхъ обстоятельствахъ страданія св. великомученицы Анастасіи.

а) Когда пришли воины взять Анастасію, Софія, ея воспитательница, сказала имъ, что дѣвица будетъ наряжаться, а сама между тѣмъ пошла съ нею въ храмъ, и послѣ долгихъ наставленій стала молиться. Что это? Солгала Софія? Нѣтъ, она этимъ только дала знать о другихъ нарядахъ, необходимыхъ будущей мученицѣ, она имѣла въ виду украшеніе не тѣла а души — не вещественное, а духовное — укрѣпленіе души ея наставленіемъ, молитвою, терпѣніемъ, преданностію Богу, упованіемъ на Него и любовію къ Нему. — Знаютъ ли, помнятъ ли объ этихъ украшеніяхъ, о нуждѣ ихъ нынѣшнія христіанскія дѣвицы? Посмотришь: какъ тщательно нынѣ дѣвицы заботятся объ украшеніяхъ внѣшнихъ! Сколько требованій въ этомъ дѣлѣ предъявляютъ онѣ родителямъ! Сколько бываетъ изъ-за этого тревогъ, безпокойствъ, напрасныхъ огорченій, даже слезъ! И какъ рано зараждается и проявляется въ иныхъ эта страсть къ нарядамъ! Многіе родители чуть не послѣднія свои средства употребляютъ на это, — въ болѣе необходимомъ отказываютъ семейству, чтобы роскошно одѣть свою дочь дѣвицу. Но въ сущности какія это пустыя, напрасныя заботы! Къ чему онѣ? Какая польза отъ нихъ? Кто изъ серьезныхъ людей — не говоримъ о легкомысленныхъ людяхъ — прельщался нарядами женскими? Кто по нарядамъ судилъ когда о душевныхъ качествахъ украшающихся? Христіанскимъ дѣвамъ нужно помнить о другомъ украшеніи, которое внушаетъ апостолъ всѣмъ женщинамъ христіанскимъ: да будетъ украшеніемъ вашимъ не внѣшнее плетеніе волосъ, не золотые уборы, или нарядность въ одеждѣ, но сокровенный сердца человѣкъ въ нетлѣнной красотѣ кроткаго и молчаливаго духа, что драгоцѣнно предъ Богомъ (Петр. 3, 3. 4). Слышите, что говоритъ апостолъ: велитъ заботиться о нетлѣнной красотѣ, которая никогда не можетъ оставить человѣка, наипаче же о кротости и скромности въ словѣ въ противоположность пустословію и раздражительности, и гнѣвливости. Сокровенный сердца человѣкъ — это значитъ: должно заботиться о преисполненіи сердца любовію, сострадательностію, чистотою н другими качествами, свойственными женскому полу, словомъ — должно блюсти надъ сердцемъ своимъ, воздѣлывать ниву сердца своего, туда углубляться, туда проникать. Сердце — исходище жизни, — сердце чистое, и все поведеніе будетъ чисто, неукоризненно, — сердце преисполнено любви — и всѣ дѣйствія будутъ выраженіемъ одной любви, будетъ каждое слово дышать любовію. И счастлива дѣвица, наблюдающая надъ своимъ сердцемъ, развивающая это сердце болѣе для чистой и святой любви. Съ такимъ любящимъ и чистымъ сердцемъ она и въ простомъ одѣяніи превзойдетъ всѣхъ богато и роскошно одѣтыхъ подругъ своихъ, одѣтыхъ красиво совнѣ, но бѣдныхъ, быть можетъ, одѣяніемъ въ душѣ.

б) Святая нученица Анастасія, любя молитву, и среди страданій молится и поетъ стихъ псалма. Она поетъ псаломъ: Господи прибѣжище мое и заступникъ мой, не отступи отъ меня... Знала она, хорошо знала эти богодухновеняыя пѣсни св. царя Давида. По нимъ и прежде упражнялась въ молитвѣ, — псалмы и прежде были на устахъ и въ сердцѣ ея. Тоже и среди страданій. Она теперь особенное утѣшеніе и подкрѣпленіе находитъ для себя въ молитвенномъ пѣніи ихъ.

Отчего бы, возлюбл. братіе, и намъ не возлюбить эту богодухновенную книгу? Отчего бы и намъ хотя бы въ минуты скорби, тоски, унынія, въ минуты находящихъ на насъ золъ и искушеній, отчего бы вмѣсто словъ ропота не повторять тотъ или другой псаломъ? Кажется никто изъ святыхъ не перестрадалъ и не перечувствовалъ столько, сколько царь Давидъ, — а что чувствовалъ, то онъ излилъ на бумагѣ, заключилъ въ свои богодухновенные псалмы. И смотрите, какое благодѣтельное дѣйствіе производитъ пѣніе ихъ на душу скорбящаго! Святитель Тихонъ задонскій, когда жилъ на покоѣ въ задонскомъ монастырѣ, нерѣдко приходилъ въ уныніе, зачѣмъ онъ такъ рано оставилъ управленіе епархіею и заключилъ себя въ стѣны монастырскія. Что же онъ дѣлалъ среди такихъ минутъ унынія? Онъ, ходя по келліи, пѣлъ стихъ изъ псалма: благо мнѣ яко смирилъ мя еси. Послѣ неоднократнаго повторенія этого стиха онъ совершенно успокаивался и отдавалъ себя въ волю Божію, — и скорбь, и уныніе проходили.

Послушаемъ, что говоритъ о дѣйствіи псалмовъ блажен. Августинъ: «пѣніе псалмовъ души украшаетъ, ангеловъ на помощь призываетъ, демоновъ прогоняетъ, человѣку грѣшному укрѣпленіе ума есть, заглаживаетъ грѣхъ, прибавляетъ вѣру, надежду, любовь, — яко солнце просвѣщаетъ, яко вода очищаетъ, яко огонь попаляетъ, всякую ярость утишаетъ, и гнѣвъ сокрушаетъ, — хвала Божія непрестанная есть, подобно есть меду пѣніе псалмовъ». Слышите, какъ восхваляетъ бл. отецъ и описываетъ дѣйствіе псалмовъ? — Но что мы говоримъ о чтеніи и пѣніи псалмовъ? Всѣмъ ли христіанамъ извѣстны эти усладительныя божественныя пѣсни? Считаютъ ли они своею обязанностію хотя что-нибудь знать изъ псалтири? По крайней мѣрѣ всѣ ли имѣютъ у себя эту книгу? Далеко нѣтъ. Къ несчастію нужно сказать, что и при обученіи дѣтей, при обученіи часто многому и многому, книгу псалтирь оставляютъ севершенно, какъ бы ненужную и непригодную, а для дѣтей будто бы совершенно непонятную. И вотъ знаютъ дѣти въ иныхъ школахъ много сказокъ, басенъ, стиховъ, даже пѣсенъ, и часто ни одного псалма. Прискорбно это, прежде такъ не было, — прежде и чтенію обучали по псалтири, — съ псалтирью каждый христіанинъ ознакомлялся такимъ образомъ еще въ дѣтствѣ, тогда еще узнавалъ ее, и при случаѣ зналъ, какъ выразить свои чувства предъ Богомъ, — и чувства хвалебныя, и благодарственныя, и просительныя, и радостныя и скорбныя. Всему этому научала его псалтирь. Дай, Господи, чтобы грамота, вступившая такъ недавно на прежній путь, принесла и тѣ плоды какіе она приносила прежде; а главное — привлекала бы къ церкви и къ молитвѣ. (См. Поученія свящ. о. П. Шумова).

III. Господи! Молитвами великомученицы Анастасіи, помоги намъ преуспѣвать во всемъ, что нужно для спасенія нашего, а особенно въ молитвѣ и въ хваленіи Тебя. (Сост. по указ. источн.). 

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 483-485. 


Навигация

Система Orphus