По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

История праздника Богоявления


Название праздника - «Крещение Господа нашего Иисуса Христа» - произошло от самого события, факта крещения Богочеловека.

Согласно со Священным Преданием, Церковь также именует этот праздник Богоявлением: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение». Это наименование можно найти и в «Постановлениях Апостольских» (см. выше) и в творениях свв. Отцов.

В уставе Православной Церкви и в творениях свв. Отцов день Крещения Господня или Богоявления именуется также «Просвещением», потому что Бог есть свет и явился в мир просветить светом веры, познания Триединого Бога, благодатной святой жизнью «(Мф. 4:16)»[1]. Это подчеркивается и в песнопениях праздника: «явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (тропарь праздника). Более подробно это раскрывается в светильне праздника: «явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских, и сущия во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися Свет неприступный».

История празднования в древности.

Праздник Крещения Господня установлен был еще в первые века христианства. Так, в «Постановлениях Апостольских» сказано: «Да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил нам Божество, да будет он в 6 день месяца»[2]. Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное бдение на праздник указывает св.Климент Алексендрийский[3]. В III веке о праздновании упоминают уже несколько авторов – священномученик Ипполит Римский и св.Григорий Неокесарийский. В IV веке, многие святые отцы составили проповеди на праздник Крещения: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст и др. К более позднему периоду истории (VIII – XIX вв.) относится составление песнопений Андреем и Софронием Иерусалимскими, Анатолием Константинопольским, Андреем Критским, Козьмой Маюмским, Иоанном Дамаскином, Германом Констанинопольским, Иоанном Студитом, Феофаном и Византием и др[4].

Празднование Крещения Господня. Особенности и состав богослужения.

Служба на Крещение Господне схожа со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.

Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы (Тип. 5 янв.). На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. (Тип.7 янв.). Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника.

Канун праздника, или навечерие Крещения, называется также сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы (1,3,6,9). Затем, днем, отдельно от Царских часов, совершается вечерня в соединении с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает освящение воды. Если же сочельник случится в субботу или в Неделю (воскресенье), то пост отменяется. Царские часы в таком случае совершаются в пятницу. Вечерни в соединении с Литургией св. Василия Великого не будет. Вечерня будет служится в свое время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает Литургия св. Иоанна Златоустого в свое время. Затем, днем, будет служиться великая вечерня, относящаяся к празднику. Литургия св. Василия Великого переносится на день самого праздника.

Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. В конце утрени – отпуст праздника. После праздничной Литургии совершается Великое освящение воды[5].

Идейное содержание песнопений праздника.

Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают «все необычайное, непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия»[6]. И вместе с тем они «наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей»[7].

Содержание песнопений предпразднства.

Приготовление к празднику Крещения начинается с 6 января, когда на каноне начинают петь ирмосы «Глубины открыл есть дно…». В песнопениях предпразднства показана тесная связь праздника Богоявления с другими праздниками. Прежде всего обращается внимание на преемственность двух великих праздников – Рождества Христова и Крещения Господня: «Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию ко Иордану ныне тщится, скверну отмыть земнородных». Также Крещение Господне тесно связывается с Воскресением Христовым: «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и Воскресения – Христос ныне возвещает»[8].

Содержание песнопений навечерия праздника.

В навечерие Крещения Христова Церковь «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения»[9]. В псалмах 1-го часа (31 и 26) Господь предстает Пастырем, Который «пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне всели и на воде покойне воспита» (пс.26)[10]. Тропари указывают на разделение Иордана Елисеем милотию пророка Илии «как на прообраз истинного Крещения на Иордане Христа, Которым вод освятилось естество и во время которого Иордан остановил свое естественное течение»[11]. Паремия (Ис.35) говорит о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа. Апостол (Деян.13:25-32) и Евангелие (Мф.3:1-11) «возвещают о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии»[12]. На 3-м часе Церковь еще ближе подводит нас к событию Крещения: «глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих»[13] (пс.28), – так пророк изображает власть и могущество крестившегося Господа. Тропари говорят «о переживании Крестителем трепета и страха при крещении Господа и о явлении в крещении тайны Троичности Божества»[14]. Паремия (Ис.1:1-8) также как и на 1-м часе говорит словами пророка Исаии о духовном возрождении через Крещение: «измыйтеся, и чисти будете». Апостол (Деян.19:1-8), словами ап.Павла, говорит о различии крещения Иоаннова Крещения Господня. Евангелие (Мк. 1:1-8) рассказывает о проповеди Иоанна Крестителя, уготовлявшем путь Господу. На 6-м часе в псалмах Давида (73 и 76) мы видим пророчества о Божественном величии и всемогуществе Пришедшего креститься Господа: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса»[15] (Пс.76). В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и «указывается на сбытие псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее для крещения Господа»[16]. На паремии (Ис.12) тот же пророк Исаия «созерцает благодать спасения в водах Крещения и призывает верующих к усвоению ее»[17]: почерпите воду с веселием от источников спасения. И речеши в день он: «исповедайтеся Господеви и призовите Имя Его»[18]. Евангелие (Мк.1:9-15) уже передает историю Крещения Господа и начало Его общественного служения. На 9-м часе в псалмах 92 и 113 пророк «вещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа»[19]. Тропари изображают Иисуса Христа «как Избавителя, Спасителя мира от грехов и тления, просвещающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства»[20]. Паремия (Ис.49:8-15) «изображает неизреченное милосердие Божие к человекам, и благодатную для них помощь, открытую в крещении»[21]. Апостол (Тит. 2:11-14; 3:4-7) говорит о благодати Божией, спасительной для всех людей и излиянии Святого Духа: «по Своей милости, спасе нас банею пакибытия и обновлением Духа Святаго»[22]. Евангелие (Мф.3:13-17) повествует о крещении Господа Иисуса Христа и Богоявлении.

В полдень навечерия совершаются вечерня и Литургия св. Василия Великого, если навечерие выпадает на понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу (подробнее см. выше). Стихиры на «Господи, воззвах», творения Иоанна Монаха, повествуют о событии Крещения Господня. Далее следуют 13 паремий. Первая (Быт.1:1-13) говорит о сотворении мира и «прообразовательно указывает на духовное пакибытие и просвещение в таинстве Крещения»[23]. Вторая (Исх. 14:15-28) рассказывает о переходе евреев через Чермное море. Третья (Исх. 15:22-27; 16:1) – о претворении Моисеем горькой воды в сладкую в Мерре. После третьей и шестой паремий чтец провозглашает тропари, в которых прославляет человеколюбие Творца, просветившего «седящия во тьме». Далее следуют еще 10 паремий, в которых прославляется всемогущество Господа, подающего утешение и укрепление верующим в Него.

На Литургии навечерия читается Апостол  (1Кор. 10: 1-4), в котором приводятся примеры исполнения пророчеств в событии Крещения Господа. Евангелие (Лк.3:1-18) благовествует о проповеди Предтечи Христова к народу Божию.

Идейное содержание песнопений в день праздника.

Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог»[24]. В Евангелии на утрени (Мк. 1:9-11) Церковь благовествует о Крещении Спасителя и Явлении Святой Троицы. Каноны утрени, творения св. Козьмы Маюмского и св. Иоанна Дамаскина, также говорят о Крещении Господнем. Св. Козьма Маюмский в своем творении «преимущественно излагает историю Крещения Господня со всеми чудесными явлениями, ознаменовавшими торжественное вступление Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому, и призывает верующих с благоговейным умом и чистым сердцем прославлять крещающегося Господа, чтобы сделаться достойными причастниками духовных плодов Его спасительного Крещения»[25]. О каноне, творения св. Иоанна Дамаскина, проф. Евграф Ловягин пишет так: «Св. Иоанн выражает здесь глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения. Господь Иисус Христос, как Искупитель мира принявший на себя вместе с плотию человеческою все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистою плотию Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха и победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага: «Помазуеши совершая человеческое существо, Царю безначальне, Духа общения (тропарь 9-й песни)»[26].

Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113,114 и 117 псалмов, «пророчески предъизобразивших крещающегося Господа»[27]. Вместо трисвятого Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», - и «тем издревле напоминает принявшим таинство св. Крещения о долге возрожденных»[28]. Апостол (Тит. 2: 11-15; 3:5-7) «проповедует о явлении благодати Божией, спасительной всем человекам, в таинстве Крещения»[29]. Евангелие (Мф.3:13-17) описывает само событие Крещения Господня и последующее за ним Богоявление.

 


[1] Бонарь В.Т., прот. Домостроительство нашего спасения в триодях и минеях Православной Церкви. Ч.I. -СПб. 1957. С.118.
[2] Цит. по: Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения православной Церкви. -М. 1996. С.55.
[3] Stromat. lib. 1,XXI, pag. 407. Цит. по: Дебольский Г.С., прот. Цит. соч., с.57.
[4] Дебольский Г.С., прот. Цит. соч., с.57.
[5] Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. –СПб. 1994. С. 543-549.
[6] Бонарь В.Т., прот. Цит. соч., с.110.
[7] Там же, с.110.
[8] Настольная книга священнослужителя. Т.I. -М. 1977. С.526-527.
[9] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч.,с.59.
[10] Минея. Январь. Ч.I. -М. 1983. С.186.
[11] Шиманский Г. Пособие для учащихся Семинарии. Литургика. 1959. С. 124.
[12] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч.,с.59.
[13] Там же, с192.
[14] Шиманский Г. Цит.соч., с.124.
[15] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч.,с.59.
[16] Шиманский Г. Цит.соч., с.125.
[17] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч.,с.60.
[18] Минея. Цит.соч., с.200.
[19] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч.,с.60.
[20] Шиманский Г. Цит.соч., с.126.
[21] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч.,с.60.
[22] Минея. Цит. соч., с.210.
[23] Дебольский Г.С., прот. Цит. соч., с.60.
[24] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч., с.61.
[25] Ловягин Е., проф. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. –СПб. 1875. С.15.
[26] Там же, с.15-16.
[27] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч., с.61.
[28] Там же, с.62.
[29] Дебольский Г.С., прот. Цит.соч., с.62.

 


Навигация

Система Orphus