По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Служба Казанской иконе


Из службы Владимирской иконы сделаны заимствования для службы Казанской: — 8 июля и 22 октября — 1 ст. Г. В. (в малой переделке) и, полностью, все стихиры литии. О явлении иконы будущий патриарх Гермоген, тогда митрополит Казанский, составил «Повесть о Казанской иконе Божия Матери»[1] со службой, писанной в 1594 г.[2]

В нашей службе два канона, первый Одигитрии иеромонаха Игнатия и второй, к тем же ирмосам, без имени и акростиха, с тропарями, размер которых не считается с ирмосами.[3] По содержанию и стилю канон очень схож со стихирами, насыщенными догматическим содержанием и примечательным по молитвенной настроенности. Они по-русски обширны, как и тропарь, но язык ясен и не загроможден сложными эпитетами и сравнениями. В каноне только два указания на историческую обстановку: п. 7 тр. 2: «врагов наших дерзость, яже на ны разори и выя их под нозе верному императору (было: царю) нашему низложи» и п. 8 тр. 4, уточняющий, что враги уже не поганые агаряне: «Тя и ныне на помощь призываем, Госпоже, не даждь врагом возвыситися на люди Твоя, иже Тебе не хвалят, ни Сына Твоего, Богородице, и Твоей иконе не кланяются». Интересен седален по 3 песни, передающий содержание апокрифа о постройке храма в честь Богородицы апостолами, приходившими просить Ее на освящение. Уйдя с миром, апостолы по возвращении находят написанную красками на стене церкви икону Богоматери. Это своеобразное славянское преломление сказания о нерукотворном образе Спасителя.[4]

Второй праздник в честь иконы, 22-го октября по определению А. Дмитриевского[5], есть церковно-политический, связанный с освобождением Москвы от поляков в 1612 г. На этот день целиком повторяется служба 8 июля, писанная в воспоминание явления иконы, бывшего в 1579 г.[6] Никаких добавлений по этому поводу эта служба не получила. Составленная митрополитом Гермогеном служба – произведение чисто молитвенное, как и вторая им же написанная служба святителям казанским Гурию и Варсонофию.

Спасский Феодосий Георгиевич.
Русское литургическое творчество.

[1] Рукопись, писанная им, находившаяся в синодальной библиотеке за № 982. «Указатель для обозрения Московской Патриаршей, ныне синодальной, ризницы и библиотеки». Архим. Савва, Москва 1855.

[2] Леонид. Рукописи Уварова. № 1185[. С. 430]: ркп. XVII в. с житием свт. Филиппа Московского: «С сею рукописью сплетена другая (того же времени): л. 95-174. “Мес. июля в 8 день, повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казаньским <и Астраханьским>, в лето <7102> (1594)<-м году, по явлении ея в 15 лето>”. Впереди служба, в конце чудеса (числом 20), <написано тем же Гермогеном>»; Калайдович, Строев. Рукописи Толстова. С. 470[—471. Отд. 2. № 337]: полууставом XVII в. на 177 листах ркп., «принадлежала Казанскому девичьему монастырю; а в 1709 г. была прислана из Казани в Богоявленскую церковь села Бисерова, принадлежавшаго Московскому Спасо-Андрониеву монастырю». В ней соединены: «Служба явлению иконы пресв. Богородицы Казанския»; июля 8 повесть об иконе; «Отрывок службы св. Гурию и Варсонофию» и «Вкратце» повесть «о житии и пребывании» свтт. Гурия и Варсонофия. Рукопись, очевидно, представляет свод творений одного и того же автора — Гермогена митрополита (см. далее [с. 182—186] рассмотрение службы свтт. Гурию и Варсонофию); Георгиевский В. Рака и облачение для мощей свт. Гермогена. С. 4: тропарь составлен митр. Гермогеном.

[3] Филарет, Жития святых, октябрь, СПБ 1892 стр. 220 неверно приписывает оба канона Игнатию

[4] Сергий. Месяцеслов [, II (1901 г.)]: 11 августа — явление Нерукотворенной иконы Спасителя при императоре Тиверии [(с. 243) (см. то же выше, на с. 55)]. 3 мая — Печерская икона «<сама собой образовалась на стене <алтаря> Успенской церкви <в> Киевской Лавре <при создании ее>» [с. 130]. 15 мая — Камулианская [икона (с. 144)].

[5] Труды Киевской Духовной Академи, 1905, февраль: «В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22-го октября?»

[6] Казанская чудотворная икона Божией Матери. С. 400: до 1649 г. праздник совершался только в Казани и Москве. В 1648 г. [«в этом же году», т. е. в 1649 г.] по случаю рождения сына Алексея Михайловича [«дарованного ему 1648 г. октября 21 дня»] предписано праздновать по всей России.

 


Навигация

Система Orphus