По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим


Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, /из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе, Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних, /благословен Грядый во имя Господне/.

Кондак, глас 6

На Престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: /благословен еси, Грядый Адама воззвати/.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Слово въ Лазареву субботу.


Два великихъ событія произошли подрядъ, которыя отмѣчаетъ Церковь въ сегодняшній и въ завтрашній дни, и два праздника празднуетъ Православная Церковь: сегодня былъ праздникъ Воскрешенія Лазаря, величайшее изъ чудесъ, которыя были совершены Спасителемъ въ Его земной жизни, а завтра — торжественный царственный Входъ Господа въ Его стольный царскій градъ Іерусалимъ. Сегодня Церковь празднуетъ это чудо Христово. Повѣствованіе о немъ мы съ вами знаемъ; какъ говоритъ евангелистъ Іоаннъ, Господь, приступая уже къ самому воскрешенію Лазаря, сначала, какъ человѣкъ, вознесъ Свои молитвы къ Отцу Небесному. Потомъ, какъ Богъ Всемогущій, совершилъ чудо, какъ подчеркиваетъ евангелистъ, «воззвавши гласомъ великимъ: "Лазарь, гряди вонъ!"» Церковь въ пѣснопѣніяхъ праздника много разъ говоритъ о томъ, что отъ этого возгласа «веліимъ гласомъ» потрясся весь адъ. Потряслась вся бездна и преисподняя, потому что этотъ гласъ былъ обращенъ не только и не столько къ разрушавшемуся тѣлу, которое было въ пещерѣ, а къ духу, который находился тогда въ этихъ темницахъ загробныхъ. Услыша гласъ: «Лазарь, гряди вонъ!», изъ ада освободилась душа праведнаго Лазаря.

Подробнее...

Акафист воскрешению Лазаря


Кондак 1

Возбранный Воеводо и ада Победителю, Ты, яко имеяй победу над смертию, Лазаря Четверодневнаго из мертвых воздвигл еси, и всем радость, свет и воскресение явил еси; мы же недостойнии Твоему нас ради снисхождению благодарение приносяще, от души вопием Тебе:

Иисусе, Лазаря прежде Твоея Cтрасти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.). Святая Четыредесятница. Поученіе XXXIII. Въ Лазареву субботу.


Смотрите, мои возлюбленные, и Господь нашъ Іисусъ Христосъ имѣлъ въ жизни Своей особенныхъ друзей, которыхъ часто посѣщалъ, отдыхалъ у нихъ и сладко бесѣдовалъ съ ними. Онъ любилъ всѣхъ людей любовію безпредѣльною и за всѣхъ пролилъ Кровь Свою, положилъ душу Свою; но св. Евангелистъ замѣчаетъ, какъ нѣкоторую особенность, любовь Его къ семейству Лазаря. Въ чемъ эта особенность? Въ томъ, что Господь Іисусъ Христосъ удостоилъ св. семейство Виѳанское Своею дружбою: любляше Іисусъ Марѳу и сестру ея Марію и Лазаря, — говоритъ Евангелистъ; Лазарь, другъ нашъ, успе, — сказалъ Самъ Господь ученикамъ Своимъ о смерти Лазаря. Счастливо было Виѳанское семейство и, безъ сомнѣнія, заслуживало того!

Подробнее...

Святая Четыредесятница


Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Подробнее...

Четвертая и пятая недели Великого поста


В четвертую неделю Великого поста творится память Преподобному отцу нашему Иоанну Лествичнику, изобразившему весь путь духовной, подвижнической жизни в своей замечательной книге: "Лествица духовная, возводящая на небо" и, на примере собственной высокой постнической жизни, давшему образец прохождения этого пути. В Евангелии, читаемом на литургии в этот день (Марк. 9, 7-31), вспоминается пророчество Господа о Его убиении и воскресении.

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Преп. Марія Египетская.


Припомнимъ, братіе, какъ (не такъ давно), когда приближался Великій Постъ, Церковь насъ подводила къ подвигу покаянія постепенно, сначала въ недѣлю мытаря и фарисея, указывая намъ на то, какъ долженъ и какъ не долженъ молиться человѣкъ, ибо въ подвигѣ покаянія самое существенное значеніе имѣетъ молитва и постъ.

 

Подробнее...

Похвала Пресвятой Богородицы. Акафист.


Суббота пятой седмицы Великого Поста

Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II-м христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово повѣствовательное на день Похвалы Пресвятыя Богородицы.


Кто Тебе не ублажитъ, Пресвятая Дѣво? (Пѣснь Церкви.)

Такъ, возлюбленные братія, всѣ и всегда мы обязаны восхвалять и ублажать пресвятую Дѣву Богородицу: ибо Ею началось и чрезъ Нее совершилось наше спасеніе. Ея Сѣмя благословенное стерло наконецъ главу древняго змія и сокрушило власть діавола (Быт. 3, 15). На Ея дѣвственной землѣ возрасло древо благосѣннолиственное и многоплодное, питающее вѣрныхъ для жизни вѣчной и блаженной. Ея утроба благодатная вмѣстила Невмѣстимаго ни небомъ, ни землею, и такимъ образомъ въ себѣ соединила и небо и землю. Ею востекаемъ мы къ престолу благодати; чрезъ Нее также истекаютъ на насъ обильные токи благословеній. Какъ же Ее пренепорочную и преблагословенную не ублажать и не восхвалять роду смертному, толико Ею облагодѣтельствованному?

Подробнее...

Четвертокъ 5-й седмицы Великаго поста («Андреево стояніе»).


Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) 

«Душе моя, возстани, что спиши»?

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Том II. Нью-Йорк, 1989Святая Церковь указываетъ намъ на то, что въ Великомъ покаянномъ канонѣ, центральнымъ его мѣстомъ является кондакъ, который начинается словами: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши? Конецъ приближается и имаши смутитися...» Кто это говоритъ? Говоритъ авторъ канона, обращаясь къ себѣ. А былъ это великій іерархъ, одинъ изъ величайшихъ угодниковъ Божіихъ, святой Архіепископъ Андрей Критскій, извѣстный своею мудростью и благочестивой подвижническою жизнію. Онъ одинъ изъ тѣхъ, кого Церковь называетъ «земной ангелъ и небесный человѣкъ». Онъ такъ себѣ говорилъ: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?»

Подробнее...

Навигация

Система Orphus