По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Ф. Г. Спасский. К происхождению иконы и праздника Покрова

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы до сих пор представляет собой загадку русской литургики. Необычайно прочно укрепившийся в практике русской церкви и укоренившийся в сознании и быту русских православных, он доселе не имеет единого и точного определения своей сущности и значения, не нашел еще, за отсутствием достаточных данных в древней письменности, ни даты, ни причины своего установления. Праздник этот появляется на Руси явочным порядком в конце 12 в. и в 13 веке властно входит в литургическую практику русской церкви через иконные изображения, храмоздательство и словесные творения.

Подробнее...

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Взбранней Превечным Цаpем, пpевышшей всякаго создания Небесе и земли Цаpице, пpишедшей иногда в Влахеpнскyю цеpковь на молитву, достойное поклонение с благодаpением пpиносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофоp с верою и умилением пpибегаем. Ты же, яко имyщи деpжавy непобедимyю, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти:

Радyйся, Радосте наша, покpый нас от всякаго зла честным Твоим омофоpом.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.). Поуч. 2-е. Преподобный Савватій соловецкій.


(Не должно уклоняться отъ св. причащенія).

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897I. Преподобный Савватій, нынѣ воспоминаемый церковью, жилъ при княженіи великаго князя Василія Васильевича Темнаго. Сначала онъ подвизался въ Кирилло-Бѣлозерскомъ монастырѣ, гдѣ отличался строгимъ послушаніемъ настоятелю, примѣрной жизнью и любовью ко всей братіи. Потомъ, ища полнаго уединенія, онъ сначала удалился въ монастырь на островѣ Ладожскаго озера Валаамѣ, а потомъ въ 1429 году перешелъ на необитаемый островъ Соловецкій въ Бѣломъ морѣ. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.). Поуч. 1-е. Св. муч. Каллистратъ.


(Уроки изъ его жизни: а) увѣщанiе совершать ночныя молитвы и б) любить Господа превыше всего).

Св. Каллистратъ, память коего празднуется нынѣ, имѣлъ дѣдомъ своимъ нѣкоего воина, по имени Неокора, который служилъ при Понтійскомъ Пилатѣ и былъ свидѣтелемъ страданія и смерти Спасителя. Неокоръ видѣлъ чудеса, сопровождавшія смерть и воскресеніе Спасителя, увѣровалъ въ Него и былъ крещенъ апостолами. Возвратившись въ родной городъ Карѳагенъ, Неокоръ разсказывалъ всѣмъ о Христѣ, какъ очевидецъ, и утвердилъ въ семьѣ своей вѣру Христову. Подражая дѣду и отцу своему, Каллистратъ училъ вѣрѣ Христовой своихъ сотоварищей воиновъ и передавалъ имъ то, что унаслѣдовалъ отъ отца и дѣда. Но такая дѣятельность не могла укрыться отъ язычниковъ, тѣмъ болѣе, что она сопровождалась благочестивою жизнію. На св. Каллистрата было донесено, что онъ проводитъ ночи въ молитвѣ, при которой съ любовію воспоминаетъ имя Христа Спасителя, за Котораго онъ съ радостью всегда былъ готовъ пострадать. Онъ былъ призванъ къ допросу, на которомъ, непоколебимо исповѣдавъ себя христіаниномъ, пострадалъ вмѣстѣ съ 49 другими воинами. Каллистрата предали жестокимъ мученіямъ и онъ былъ посѣченъ мечемъ на мелкія части. Это было въ царствованіе Діоклитіана.

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.) Слово на день св. апостола Іоанна Богослова [1].


Православные слушатели! Сегодняшній праздникъ въ честь св. апостола Іоанна Богослова считается по преимуществу семинарскимъ праздникомъ на Руси; потому что празднуемаго нынѣ св. апостола церковь Христова отличила наименованіемъ Богослова и онъ былъ и на всѣ времена останется образцомъ истинно-христіанскаго, православнаго богословія, которое составляетъ главнѣйшій предметъ семинарскаго образованія. Потому-то многія изъ церквей семинарскихъ посвящены сему св. апостолу; потому-то и мы совершаемъ нынѣ высокопоучительное торжество въ честь сего небеснаго покровителя нашей обители наукъ.

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день св. Іоанна Богослова.


Любы не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 4-5).

Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митр. Киевского и Галицкого. Часть 3. СПб., 1874Празднуя нынѣ память возлюбленнѣйшаго изъ учениковъ Христовыхъ, ревностнаго проповѣдника любви, о чемъ приличнѣе говорить, какъ не о любви? Но любовь, и по собственному внутреннему своему достоинству, ни съ чѣмъ земнымъ несравненному, и по своимъ благодѣтельнымъ дѣйствіямъ на человѣка, какъ члена общества и какъ члена семейства, — заслуживаетъ полное наше вниманіе и уваженіе. Апостолъ Павелъ поставляетъ ее превыше всѣхъ духовныхъ дарованій (1 Кор. 13, 1-2). Итакъ все — и настоящее торжество Церкви и высокое достоинство любви заставляетъ насъ говорить о любви. Но высота любви неизмѣрима, и потому ограничимся разсмотрѣніемъ только одного изреченія, сказаннаго познавшимъ тайну ея: любы не мыслитъ зла, сказалъ онъ между прочимъ объ ней.

Подробнее...

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.) 49. Слово въ день св. Апостола Іоанна Богослова [1].


Се есть завѣщаніе, еже слышасте исперва, да любимъ другъ друга (1 Іоан. 3, 11).

Полное собрание проповедей Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского. Том 2-й: Слова и Беседы на дни Богородичные и Святых. М., 1889Это послѣднее, предсмертное завѣщаніе празднуемаго нынѣ св. Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова. Это первое и послѣднее поученіе, или, лучше сказать, сущность всѣхъ поученій возлюбленнаго ученика Христова всѣмъ чадамъ его во Христѣ, порожденнымъ словомъ благовѣствованія евангельскаго, всѣмъ вѣрующимъ въ Господа Іисуса Христа.

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.). Слова общеназидательные. На день памяти преподобнаго Сергія [1].


Подобно есть царствіе небесное зерну горушичну, еже вземъ человѣкъ всѣя на селѣ своемъ, еже малѣйше убо есть отъ всѣхъ сѣменъ: егда же возрастаетъ, болѣе всѣхъ зелій есть и бываетъ древо, яко пріити птицамъ небеснымъ и витати на вѣтвехъ его (Матѳ. 13, 31-32).

Эти слова Господни исполнились, братіе, на жизни угодника Его, преподобнаго Сергія, въ славную обитель котораго собралъ насъ день его пятисотлѣтней памяти. Святая обитель сія стала древомъ многовѣтвистымъ, подъ сѣнь котораго собираются обитатели земли русской со всѣхъ концовъ ея, и при томъ не ради тѣлеснаго питанія и упокоенія, но ради насыщенія духа — памятью о подвигахъ Святого, покаяніемъ во грѣхахъ и примиреніемъ съ Богомъ и съ житейскими скорбями. Видѣла ли ты, русская земля, такія несмѣтныя толпы народа на праздникахъ мірскихъ, на зрѣлищахъ или торжищахъ?

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.). Поуч. 1-е. Преподобный Сергій, радонежскій чудотворецъ. (Уроки изъ жизни преподобнаго Сергія: любовь къ уединенію, смиреніе и воздержаніе).


Сегодня, брат. хр., православная церковь воспоминаетъ и прославляетъ своими пѣснопѣніями святую жизнь и блаженную кончину угодника Божія Сергія, радонежскаго чудотворца. — Этотъ св. мужъ скончался назадъ тому свыше 500 лѣтъ, Происходилъ онъ изъ знатнаго рода и былъ сынъ благочестивыхъ родителей. Какъ Государь, для блага своего отечества и своихъ подданныхъ, приглашаетъ людей изъ разныхъ странъ и званій, такъ и небесный нашъ Царь и Отецъ избираетъ для Себя служителей изъ разныхъ сословій, призывая для великихъ духовныхъ подвиговъ людей не изъ одного какого-либо рода, но отъ всякаго званія и, осѣняя Своихъ избранниковъ благодатію Св. Духа, являетъ ихъ и проводниками небесныхъ даровъ къ грѣшникамъ и угодными Ему за людей молитвенниками.

Въ отроческихъ лѣтахъ Варѳоломей (такъ при крещеніи назвали преподобнаго Сергія) былъ почти не способенъ къ ученію, но Господь, для явленія Своего благоволенія къ будущему Своему служителю, чудеснымъ образомъ ниспослалъ ему великія душевныя дарованія, именно когда одинъ инокъ-старецъ благословилъ пр. Сергія и далъ ему часть просфоры, тогда Варѳоломей сталъ быстро и хорошо понимать ученіе.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.). Поуч. 1-ое. Обрѣтеніе честныхъ мощей препод. отца нашего Сергія, Радонежскаго чудотворца.


(О любви къ отечеству).

I. Препод. Сергій, память обрѣтенія многоцѣлебныхъ мощей коего нынѣ празднуется, между многими добродѣтелями, которыми украшался, отличался необыкновенною любовію къ отечеству, для котораго онъ готовъ былъ на всякіе труды и жертвы.

Такъ онъ неоднократно ходилъ по порученію св. Алексія, митрополита московскаго, къ разнымъ сосѣднимъ съ Москвою князьямъ, не желавшимъ признавать надъ собою власти великаго князя и заводившимъ смуты, и всегда съ великимъ успѣхомъ исполнялъ свои трудныя порученія; весьма часто и усердно возносилъ свои пламенныя молитвы о благосостояніи русскаго царства и горячо сочувствовалъ его бѣдствіямъ, которыя проистекали главнымъ образомъ отъ зависимости Россіи отъ татаръ.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus