По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Этерия (Сильвия Аквитанка). Паломничество по святым местам конца IV века. PEREGRINATIO AD LOCA SANCTA SAECULI IV EXEUNTIS


Изданное, переведенное и объясненное И. В. Помяловским.
Паломничество по Святым местам конца IV века // Православный палестинский сборник. Вып. 20. СПб. 1889.
Письма паломницы IV века. М., 1994.
 
Издаваемое Паломничество по Святым местам сделалось известным ученому миру лишь в 1884 году, когда итальянский археолог и археограф Г. Ф. Гамуррини сообщил о сделанном им открытии этого памятника в итальянском журнале: Studi e documenti di storia e diritto T. V. В 1887 году появилось сделанное им же editio princeps Паломничества, которое сразу заявило себя как один из перворазрядных памятников не только паломнической, но и всеобщей литературы. Ближайшее рассмотрение текста Гамуррини и сличение его с приложенным к изданию fac-simile с одного листка рукописи показали, что Гамуррини исполнил свою задачу не с той аккуратностью, какая требуется при изданиях памятников подобного рода.

Подробнее...

Преподобный Иустин (Попович). Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития Святых"


Название дано редакцией. Публикуемый текст представляет собой часть предисловия к "Житиям святых" на сербском языке – труду, которому о. Иустин отдал несколько лет свой жизни. – Архимандрит Д-р Jустин Сп. Поповиh. Житиjа светих за месец jануар. Београд, 1972, стр. 7-16.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Беседа христианина с магометанином об истине Пресвятой Троицы


Ибрагим, старый татарский мулла, был хороший знакомый псаломщику Ивану Федотовичу, который умел прекрасно говорить по-татарски; они часто рассуждали о вере и спорили, какая вера лучше — татарская или русская. Однажды после долгого спора Ибрагим сказал:

Подробнее...

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) День Святой Троицы.


Видѣхомъ свѣтъ истинный, пріяхомъ Духа Небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную,   н е р а з д ѣ л ь н ѣ й   Т р о и ц ѣ   покланяемся:  Т а   б о   н а с ъ   с п а с л а   е с т ь   (Стихира).

Въ теченіе большей части года поется эта стихира за каждой Божественной литургіей, въ концѣ ея, но какъ-то совсѣмъ по-особенному звучитъ она въ день Святой Троицы. Конечно, это потому, что въ ней какъ разъ и прославляется Святая Троица.

Но почему Св. Троица прославляется, и всѣ вѣрующіе призываются къ поклоненію Ей въ день праздника Пятидесятницы, когда воспоминается Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ? Не есть ли этотъ праздникъ, собственно, въ честь лишь Третьяго Лица Пресвятой Троицы — Святаго Духа, а не всей Св. Троицы?

Подробнее...

Нравоучительные творения преподобного Ефрема Сирина


Условия подвижнической жизни преподобного Ефрема Сирина побудили его писать нравоучительные речи. Первый опыт подвижничества преподобный Ефрем усвоил от святителя Иакова Низибийского (303-338).

Глубоко вникая в чтение Священного Писания и, в основном, используя Новый Завет, преподобный Ефрем видел евангельские образы грешников, которые не были отвергнуты Господом. Тронутый любовью и состраданием Господа к грешникам, преподобный Ефрем и сам необыкновенно часто вдохновлял людей на покаяние.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Поуч. в день памяти преп. Нила Столобенскаго.


(О пользѣ св. причастія).

I. Св. препод. Нилъ называется столобенскимъ, потому что подвизался на Столобенскомъ островѣ озера Селигера, находящагося въ 7 верстахъ отъ г. Осташкова. Онъ родился въ Новгородской области и въ юныхъ лѣтахъ оставилъ міръ и постригся въ Крынецкой обители, въ Псковской области. Избѣгая славы, удалился изъ обители въ уединенное мѣсто на рѣкѣ Черемхѣ, въ Ржевскомъ уѣздѣ. Здѣсь былъ ему голосъ свыше: «Нилъ, иди на озеро Селигеръ, тамъ на островѣ Столобенскомъ можешь спастись». Обрадованный Нилъ сталъ разспрашивать объ указанномъ мѣстѣ и, узнавъ, гдѣ находится озеро и островъ, отправился туда. Здѣсь, въ семи верстахъ отъ города Осташкова, на островѣ, онъ выкопалъ землянку въ горѣ, провелъ въ ней зиму, а на слѣдующій годъ поставилъ хижину и часовню. Когда на озерѣ поднималась буря и Нилъ видѣлъ съ горы рыбачьи лодки, носимыя по волнамъ, онъ молился Богу о спасеніи несчастныхъ. Рыбаки, узнавъ о пустынникѣ, стали приносить ему рыбу. Лѣтомъ являлись къ нему посѣтители, прося его молитвъ и совѣтовъ; осенью и зимой никто не приходилъ сюда, и Нилъ жилъ совершенно одинокимъ. Однажды пристали къ острову разбойники и, полагая, что старецъ скрываетъ въ своей кельѣ какое-нибудь сокровище, стали его разспрашивать о немъ. Нилъ отвѣчалъ: «все мое сокровище въ углу моей кельи». Разбойники бросились туда: тамъ сіялъ образъ Пресвятыя Богородицы съ Предвѣчнымъ Младенцемъ. Разбойники, пораженные необычайнымъ свѣтомъ, ослѣпли и упали ницъ. Исцѣленные молитвою Нила, они, съ тѣхъ поръ, жили благочестиво. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus