Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

СУДЬБА РОССИИ М. Магницкий

И Карамзин, отдавая дань своему веку, перенесшему к нам из Франции философию по преданиям человеческим, и Карамзин тосковал о том, что Россия была под властью татар; и он сожалеет, что "сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу"; и он уверяет, что "россияне сих веков в сравнении с другими европейцами могли по справедливости назваться невеждами". После Карамзина мало-помалу другая философия овладела Россиею - немецкая философия; по стихиям мира. Эта философия то же самое воображает. Но иначе смотрит на вещи философия о Христе. Она не тоскует о том, что был татарский период, удаливший Россию от Европы. Она радуется тому, ибо видит, что угнетатели ее, татары были спасителями ее от Европы.

Подробнее...

Охранитель народной нравственности: православный консерватор М.Л. Магницкий

   Слово "консерватизм" происходит от латинского conservare - охранять, сохранять. Что же старается охранить и сохранить консерватизм? В первую очередь те позитивные традиции и ценности, освященные авторитетом предков и древностью, которые обеспечивают органичное и нравственное развитие общества. Поэтому одной из важнейших ценностей для консерватизма является религия, которая, обеспечивая связь человека с Творцом, освящает Божественный порядок и его основные установления, хранит мистическую связь с бесчисленными поколениями предков, сплачивает и очищает общество, указуя ему высшие ценности, придающие смысл истории и отдельной человеческой жизни.

Подробнее...

Богородице-Рождественская церковь в деревне Рогачёво: история и современность

Земли по реке Осуге, естественной границе Тверской и Смоленской областей, хранят в себе множество тайн. Жизнь здесь кипела с древних времён и не затихает по сей день. Уходят в прошлое целые эпохи, но достоверные сведения о событиях, знаковых местах и великих людях должна оставаться в памяти новых жителей для передачи их будущим поколениям. Это задача краеведения.
 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Девятый день. Поуч. 2-е. Св. Филиппъ, митрополитъ Московскій.

(Дорожите правдой)

I. Св. Филиппъ, митроп. московскій происходилъ отъ знатнаго рода бояръ Колычевыхъ. Онъ родился въ Москвѣ въ 1507 году и въ мірѣ носилъ имя Ѳеодора. Родители его отличались благочестіемъ и состраданіемъ къ несчастнымъ; эти добрыя качества они сумѣли внушить и сыну, который еще въ молодости отличался религіознымъ расположеніемъ духа. Сначала Ѳеодоръ жилъ при дворѣ великаго князя Василія Іоанновича, но по смерти его онъ, на тридцатомъ году жизни, рѣшился оставить міръ и тайно, въ простой крестьянской одеждѣ, удалился изъ Москвы въ Соловецкій монастырь. Полтора года проходилъ Ѳеодоръ различныя тяжелыя послушанія въ монастырѣ: рубилъ дрова, копалъ въ огородѣ землю, работалъ на мельницѣ и на рыбной ловлѣ. Постриженный съ именемъ Филиппа, онъ черезъ девять лѣтъ по вступленіи въ монастырь былъ избранъ всѣми иноками единогласно въ игумены. Много предстояло трудовъ и заботъ Филиппу въ обители, но онъ былъ неутомимъ. При Филиппѣ возникло множество зданій, устроена мельница, улучшено земледѣліе, множество болотистыхъ мѣстъ осушено. Все свое состояніе, полученное отъ родныхъ, употребилъ Филиппъ на улучшеніе монастыря. Заботясь о томъ, чтобы монашествующіе вели истинно-христіанскій образъ жизни, Филиппъ написалъ уставъ, въ которомъ предписывалъ имъ постоянное трудолюбіе; а въ монастырь принималъ только тѣхъ, которые искренно желали посвятить себя на служеніе Богу.

Подробнее...

Татьяна Леонтьева, доктор исторических наук «я был и есть гражданин» Путь священника Андрея Голикова

В 1930 году в поле зрения органов ОГПУ среди прочих «врагов народа» попал протоиерей Кашинского уезда Тверской губернии Андрей Иванович Голиков. Отцу Андрею вменялось участие в контрреволюционной организации «Молодая Россия» — стандартное обвинение тех лет. Трудно судить, действительно ли скромный священник стал «бунтовать» народ против колхозов и социализма или просто злая молва приписала ему пресловутую «антисоветчину», но судьба его была предрешена.

Подробнее...

Т. Г. Леонтьева (Тверь) Попы, церковники и сектанты в «большевистской перестройке» в Калининской области 1937-1938 гг.

Исходное насилие захвата власти умножалось большевиками множество раз, по мере того как власть постоянным принуждением кроила непослушную российскую действительность по своему лекалу. М. Малиа1

1. Цель исследования, литература, источники, понятийный аппарат

Репрессированному в 1937 г. священнику Федору Благовещенскому принадлежит меткая метафора. Он сравнил советскую власть с 40-летним странствием евреев по пустыне2, отождествив таким образом страдания ветхозаветного народа со страданиями служителей культа в СССР. Действительно, к тому времени священники почти двадцать лет существовали фактически вне закона, постоянно испытывали социально-политическое давление, но сохраняли при этом свою профессиональную и духовную идентичность. Общий курс в отношении церкви, жестко прочерченный Лениным и Троцким, продолжил более осторожный Сталин, вознамерившийся планомерно избавить страну «победившего социализма» от попов всех мастей. Не стоит думать, что коммунистические вожди всегда боролись только с чуждой идеологией: изначально они видели в институте церкви самовоспроизводящийся источник и организационный центр политического диссидентства. Именно так можно объяснить тот факт, что в 1937 г. священники и церковный актив из мирян попали в разряд «врагов народа». В рамках данного исследования речь пойдет только о православных, пострадавших в годы так называемого Большого террора. На сегодняшний день комплексных исследований, посвященных истории репрессий в отношении православных служителей культа и мирян, практически нет, но отдельные аспекты проблемы довольно подробно проанализированы1. Они будут откомментированы в тексте статьи. Нынешняя историография несет в себе очевидное противоречие: одни специалисты аргументированно доказывают наличие политизированного церковного подполья в СССР, другие признают репрессии в отношении служителей культа безосновательными. Когнитивная интрига определяет исследовательские задачи: выявить истоки и мотивы, механизм и масштабы процесса, чтобы уловить наконец общий смысл и возможности большевистской репрессивности в отношении православных служителей культа, и не только их. Представляется, что не менее важным (но на сегодняшний день слабо учтенным) для исследования проблемы является социальный фактор: церковный социум находился в состоянии канонических противоречий, что порождало желательную для власти иллюзию об умирании церкви как института. 

Подробнее...

Т. Г. Леонтьева. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века.

Предлагаемая тема может показаться странной, даже противоестественной, так как в новейшей светской и церковной научной литературе о российском и советском духовенстве преобладает сострадательный тон — и церковь и верующие предстают пассивными жертвами ничем не стесненного наси¬лия. Такой подход выглядит, однако, несколько наивным, ибо он не учиты¬вает того самого системного единства Веры и Власти в России, на котором настаивала сама Церковь. В истории европеизации России немало подобно¬го рода «странностей», которых исследователи до сих пор робко сторони¬лись и изучение которых, как бы они ни были важны, отстает.

Подробнее...

Агафоклея. Железная леди, живая душа

О Тверском Христорождественском монастыре впервые упоминается в 1514 году. С этого времени сестры обители во главе с настоятельницами в полной мере разделяли все радости и беды своей земли. По мере сил они пытались помочь ее духовному взрослению. Но и самому монастырю часто необходима была помощь. И всегда находились люди, оказывающие ее. О каждом с благодарностью молятся сестры, для Господа неизвестных нет. Тем дороже для нас сведения об известных благотворителях тверской Христорождественской обители. Среди них – Агафоклея Александровна Полторацкая, чей характер сформировал причудливый, страшный и блестящий ХVIII век.

Столетие, начавшееся преобразованиями Петра I и окончившееся фактически правлением Екатерины II. Это был женский век, поскольку дамы занимали императорский престол почти 70 лет.

Подробнее...

К столетию «РП». Имена в истории: Владимир Храбрый (Серпуховской)

Почему Ржев Владимиров?

Как известно, ещё сто лет назад наш город именовался не просто Ржевом, а Ржевом Володимировым. Вот историки да краеведы и гадали: в честь какого же князя был назван город? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к легендам о князе Ржевском Владимире и его супруге Агриппине – небесных заступниках Ржева. На протяжении веков ржевитяне почитают их как местных святых. День памяти Владимира и Агриппины отмечали 15 июля, был составлен и список службы этим святым, а ржевские храмы украшали (и украшают по сей день) иконы с изображением небесных покровителей нашего города.

Подробнее...

Спировская Успенская киновия

Когда-то в центре поселка Спирово жил своей жизнью Успенская киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. История его строительства описана в книге «Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской губернии» (Изд. Православного фонда В. Пикуля. 1997 г.): 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus