Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Леонтьева Т. Г. Женщины из духовного сословия в самодержавной России

“Женская тема” в отечественной науке существует не одно десятилетие. Возникнув в скромной формулировке “женский вопрос”, она прошла несколько фаз в своем развитии и в настоящее время является одним из компонентов гендерных исследований. Однако, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, историков и философов, социологов и политологов, вряд ли можно утверждать, что “женский мир” представлен в современной историографии обстоятельно и полно. В какое бы время ни возникал этот естественный интерес к роли женщины в семье, обществе, государстве, неизменно в тени остается значительная категория женщин из духовного сословия – жены, дочери и сестры священников, дьяконов, псаломщиков, а также “профессионалки” – насельницы монастырей, монашеских общин и пустыней. Представительницам последней категории повезло в большей степени: сейчас хорошо известно, что смиренные служительницы Бога отважно проявили себя на полях сражений в качестве сестер милосердия, что они были первыми учительницами для тысяч крестьянских детей, заботливо помогали сиротам, инвалидам и всем нуждающимся без различия званий и сословий. Совсем незаметными на этом фоне оказываются те, для кого главным в жизни было быть женой, матерью. Эти женщины составляли незначительный по численности, но особый по значимости контингент, как в сельском, так и городском сообществе. Некоторые аспекты историко-социологического исследования именно этой категории женщин из духовного сословия в дореволюционной России представлены в данной публикации.

Подробнее...

Абуков С. Н. Брак Константина Михайловича и Софьи Юрьевны и его место в политических отношениях Москвы и Твери в xiv веке

Первая треть XIV в. - период длительной и жестокой борьбы в Северо-восточной Руси между двумя крупнейшими политическими центрами: Москвой и Тверью за титул великого князя владимирского, а фактически – за лидерство среди русских земель. Долгое время именно в споре Москвы и Твери происходила основная линия противостояния за гегемонию. Это был сложный процесс взаимодействия двух княжеств, где периоды смертельной вражды сменялись поисками компромисса и примирения. Браки представителей обоих княжеских линий являлись важнейшим индикатором колебания маятника политических отношений потомков Даниила Московского и Михаила Тверского. С другой стороны, они становились элементом продолжения политики, только другими методами, не менее действенными, чем меч или договор.

Подробнее...

"Повесть о Тверском Отроче монастыре" и древнерусский свадебный обряд

«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» И ДРЕВНЕРУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

От традиционных повестей об основании монастырей «Повесть о Тверском Отроче монастыре» отличает рассказ о женитьбе князя Ярослава Ярославича, собственно являющийся предысторией основания монастыря. В одной из первых и одной из главных работ, посвященных Повести, в статье В. Ф. Ржиги этот рассказ был прочно связан с фольклорной традицией, а именно, с традицией свадебных лирических песен. Исследователь отметил: «Этот эпизод с соколом, ведущим князя к браку и радующимся венчанию, вплетен в ткань мотива охоты несомненно под влиянием некнижного источника. Он явно навеян устно поэтической свадебной символикой, в которой сокол является излюбленным символом жениха, невеста же мыслится в образе лебеди, а смысл свадебного обряда символизируется погоней сокола за лебедиными стадами и успешным преследованием одной лебедушки»[1]. В подтверждение своей мысли исследователь привел пример такой свадебной песни.[2]

Подробнее...

Почему нужно восстановить Спасо-Преображенский собор

Восстановлению Спасо-Преображенского собора в Твери в последнее время дан дополнительный импульс. Однако процесс по активизации возвращения городу его главного духовного символа был начат гораздо раньше, когда по инициативе губернатора Игоря Рудени в Верхневолжье начался благотворительный марафон «Народный Спас» по сбору средств на строительство кафедрального собора областного центра.

Подробнее...

Храм в центре Твери. Градостроительное значение тверского Спасо­-Преображенского собора

История тверского градостроительства без Спасо-Преображенского собора немыслима.

Купол или купола собора, как видно из рисунков иностранных путешественников XVII века, господствовали над крепостными стенами и валами кремля. Поскольку других построек за стенами при взгляде с Волги видно не было, центр Твери выглядел как скопление низких деревянных построек, чуть выше их шла ровная линия деревянных же стен и башен, а выше их всех поднимался сверкавший золотом купол Спаса. Не случайно бросивший последний прощальный взгляд на город Афанасий Никитин, отплывавший в свое последнее и прославившее его путешествие, писал: «Поидох от Спаса святаго злаготоверхаго и с его милостию…».

Подробнее...

Село Рождествено Калининского района на пути к возрождению

Сел с таким названием на Руси не счесть, как не счесть и храмов Рождества Господня, по которому их, как было принято, и называли.

Храм должен жить

А имя, как известно, это судьба. Общая для храма и для села.

Подробнее...

Поле батеевской битвы

Историческое место одного из значительных сражений Смутного времени начала XVII века пребывает почти в неизвестности

Чуриково – это заброшенная церковь в Весьегонском районе, в стороне от дорог. О ней хорошо знают в окрестностях села Любегощи, но мало кто ее посещает. Незачем.

Подробнее...

Жители Твери становятся свидетелями нового Божьего чуда

Дом Великого Спаса

Так именовали Тверь на Руси несколько столетий после того, как в конце далекого XIII века поднялся в центре древнего Тверского кремля первый каменный Спасо-Преображенский собор.

Ныне главный храм Тверской епархии воссоздается в том виде, какой он принял в XVII веке.

Символ возрождения Руси

Подробнее...

Вышневолоцкий Казанский монастырь

"Если пройдет 20 или 300 лет и ваши потомки станут изучать историю основания и первоначального бытия этой чудной обители, они в изумлении сердца воскликнут: велий Господь наш и велия крепость Его, величию Его несть конца.
 
Из речи, произнесенной на освящении храма в колокольне 28 января 1888 г.
 
Случилось это в Казани вскоре после присоединения Казанского ханства к России. Дочери стрельца Даниила Онучина Матроне трижды в "сонном видении" являлась Божья Матерь и повелевала достать её икону, зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными христианами. Обретение иконы произошло 8 /21/ июля 1579 г. На этом месте был основан храм, а потом и женский монастырь, где приняли постриг Матрона и её мать.
 

Подробнее...

Штыков Н. В. Центры Российской государственности XIII–xv вв. В современной отечественной историографии

Проблемы образования Российского государства в конце XV в. давно находятся в сфере интересов историков. Особое внимание при этом справедливо уделяется Москве как признанной столице нового государства «всея Руси». «Преславный град» Москва, Третий Рим, ставший при власти московских государей больше «инехъ градовъ»1, рассматривался как краеугольный камень в концепции государственной идеологии России XV-XVII вв.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus