По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Служба преподобному Нилу Столобенскому


При избрании Бориса Годунова на царство в 1598 г. случился быть на Москве иером. Герасим, «недовольно искусен в писании», «ревнитель жития прп. Нила»[1] Столобенского (t 1554), декабря 7.

Встретив игумена Болдина монастыря (Смоленской епархии) Феоктиста, он дал ему краткое описание жизни Святого, которое тот отвез для обработки в свою обитель преподобному мужу Филофею Пирогову. Последний и написал пространное житие и к нему присовокупил канон и стихиры[2]. Барсуков[3] указывает год написания жития - [«не раньше»] 1599. Голубинский[4] указывает, что уже в 1595 г. была икона Преподобного, но что празднование началось позже, «вслед за этим»]. Филофей Пирогов[5], человек, очевидно, больной, и больной опасно, составляет службу: все Богородичны канона являются личной молитвой об исцелении от болезней (см., в особенности, Богородичен песни 7). Начинает он ее полным заимствованием: малой вечерни стихиры на «Господи, воззвах» - из службы прп. Сергию, 25 сентября [вел. веч.: стихиры на стих.]; стихиры на стиховне пишет он по подражанию - «Дом и селение», в них упоминает обитель Преподобного[6]. Далее он уже более самостоятелен.

В стихиры на «Господи, воззвах» [великой вечерни] вкладывает он житийные указания о жизни у Селигера озера: «Яко древо при водах насажден» (стихира 1; ср. стихиру 3); также «Яко лоза плодовита [благоплодная] при водах насажден» (стихира 3); «Древа животнаго ветвь» (Слава). В стихирах на литии (одна из них в 22 строки) он также излагает житие, упоминая даже число лет подвига, разбойничье нападение, чудеса от мощей, изгнание бесов; [в стихирах на стиховне] наименование обители: «Во обители святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобнаго отца нашего Саввы, иже в Крипцах»[7]. В стихире по 50-м псалме он возвращается к заимствованиям из службы прп. Сергию [мал. веч.: Слава: на стих.]. Канон резко отличается от прочего: он сдержан, размеры тропарей, за редкими исключениями, соответствуют ирмосам. Несоответствие наблюдается лишь там, где автор приводит житийные события (см.: п. 6, тр. 3; п. 8, тр. 3). Содержание канона за этими исключениями очень обще, оно могло бы служить для прославления каждого преподобного. Таковы же и стихиры на хвалитех. Получается впечатление, что вдохновение озарило автора ненадолго, и что он тотчас же обратился к старому и испытанному методу писания – к заимствованиям[8].

Спасский Феодосий Георгиевич. Русское литургическое творчество.



[1] Филарет. Духовная литература, I. [№ 193. С.] 103* [С. 303: по собственным словам иером. Герасима].
[2] Ключевский. Древнерусские жития. С. 314; Филарет. Жития святых, XII. С. 381* [С. 471], примеч. [129]: записки о Святом составил инок Герман лет за 20 до того.
[3] Источники агиографии. С. 407* [С. 408]; так и: Филарет. Жития святых, XII. [С. 471,] примеч. 129: последнее чудо в 1599 г. Герман пишет: «Уже лет за 20 до сего писал я о жизни Преподобного и чудесах, но держал у себя».
[4] Канонизация. [№ 119. С. 155.]
[5] Леонид. Святая Русь[. С. 124-125. № 494]: житие Филофея Пирогова в* [не рань¬ше] 1599 г., служба в спп. XVII в.
[6] Слово «обитель» относится к прп. Нилу: «Дом и обитель Безначальнаго Отца Единородному Сыну был еси» (мал. веч.: стихира 2 на стих.).
[7] В службе стихиры стиховные малой вечерни все начинаются с буквы Д [— «Дом»]; на «Господи, воззвах» великой вечерни все — с В [— «В пустыню»], на литии все — «Радуйся», в стихирах на стиховне — с П [— «Преподобие»].
[8] Родосский. Книги церковной печати 1907 г. С. 1431: почему-то дело о службе прп. Нилу Столобенскому рассматривалось в Святейшем Синоде в 1756 г. [, «по исследованию проф. А. Попова. <...> По Соповикову же, <...> напечатана в первый раз.

 


Навигация

Система Orphus