По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Преподобный Аркадий, ученик пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца.


«О сем святом известно только то, что был учеником Св. Ефрема и скончался в г. Торжке, в Тверском губернии, так как гробница его находится в Борисоглебском монастыре: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно, в виде юноши, в монашеском одеянии. У русских агиологов о прп. Аркадии, ученике св. Ефрема Новоторжского, много недоуменного и спорного, - одни признают одного только прп. Аркадия (И. Виноградов, «Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец», Тверь, 1905). Другие - двух святых с именами: Аркадия Новоторжского и - Вяземского (см. Месяцеслов русск. святых архиеп. Димитрия, июня 11-го); третьи - трех: Аркадия Вяземского, Аркадия Новоторжского и Аркадия Дорогобужского (у архим. Леонида «Св. Русь», под №213: Аркадий Затворник, Дорогобужский чудотворец; под №350: Аркадий, келейник прп. Ефрема Новоторжского и - под №446: Аркадий Вяземский затворник чудотворец). И, пожалуй, с течением времени к ним присоединятся еще Аркадий Болдинский и /Аркадий/ Вязниковский…

Трудно разобраться в спутанных сказаниях об ученике прп. Ефрема Новоторжского. Очевидно, что Аркадия Вязниковского смешивали (Погодин, архиеп. Сергий в I изд.  Месяцеслова, Барсуков и др.) с Аркадием Вяземским (г. Вязьма - в Смоленской, а г. Вязники во Владимирской губернии, два города отдельно существующих). Г. Стромилов, знаток Владимирских церковных древностей, пишет (см. Владимир. Еп. Ведомости, 1884 г., №14): «При тщательных поисках в Вязниковском и в смежных с этим уездах такого местно чтимого угодника Божия Аркадия нигде не оказалось и писавшие описания русских святых сделали описку и назвали Вязниковским Аркадия Вяземского…»

Допускающие существование прп. Аркадия Дорогобужского (и Болдинского), как-то: архимандрит Леонид, «Св. Русь»; архиеп. Филарет, очевидно смешивают его с Аркадием Вяземским (и м. б. Новоторжским). Архиепископ Филарет (Русские святые. Май, 291 стр.) говорит: «Под руководством прп. Герасима Болдинского (и Дорогобужского) воспитывались строгие подвижники благочестия - блаж. Аркадий, после наставника своего скончавшийся в затворе, и Антоний». Архим. Леонид («Св. Русь», стр. 200) к сказанному у архиеп. Филарета добавляет: №776: Аркадий пр. Вяземский, ученик прп. Герасима Болдинского (+1592). Мощи почивают под спудом в Дорогобужском Герасимовом Болдинском монастыре, а в Вязьме, на месте его подвигов, основан сперва мужской, а ныне женский монастырь…»

«Занимаясь историей г. Вязьмы и зная хорошо Смоленский край, прожив в Вязьме около 18 лет, пишет г. И. Виноградов, я положительно могу утверждать, что ни древних, никаких вещественных или письменных памятников Дорогобужском Болдином монастыре, основанном прп. Герасимом, об Аркадии нет.

У архиепископа Филарета (Русск. святые 291 стр.) ошибочно сказано, что у него был ученик Аркадий. Был у него не Аркадий, а Антоний… (но против сего следует заметить г. Виноградову, что в указанном месте, т. е. в житии прп. Герасима под 1-м ч. Мая сказано и об Аркадии (см. выше) и об Антонии, который впоследствии был епископ в Вологде). Мало того, в Болдине монастыре никто не знает могилы Аркадия, о нем не слышится никаких говоров ни среди братии, ни у окружающих монастырь крестьян. Так писал настоятель Болдина монастыря архим. Макарий к г. Виноградову (1900 г.). Не находил и описатель жизни прп. Герасима архим. Андрей, никаких оснований в двух (древних) уцелевших рукописных житиях основателя Болдинского монастыря говорит об Аркадии, как ученике прп. Герасима… Очевидно, что нет и не должно быть никакого Аркадия, Дорогобужского чудотворца (стр.5)…» Следовательно, нет между русскими святыми ни Аркадия Вязниковского, которого, очевидно, отождествляют с Аркадием Вяземским, - нет и Аркадия Дорогобужского (или иначе Болдинского), под которым можно подразумевать Вяземского Аркадия, но никак Аркадия Новоторжского. Чтобы убедиться в том, что Аркадий Вяземский особое лицо от Аркадия Новоторжского, достаточно для этого привести сведения, сообщаемые г. Ив. Виноградовым, или житие прп. Аркадия Вяземского. «Этот преподобный, урожденец г. Вязьмы происходил из тамошних купцов Сырейщиковых, отличавшихся (и отличающихся, так как их род и доныне существует) особенной религиозностью. Отец пркадия, как говорит местное предание, и как свидетельствуют имеющиеся у жителей рукописные жития его, жил на Олешинской улице. В 1879 г. в Вязьме был сильный пожар на Олешинской улице, на ней погорели все дома, кроме одного, в котором будто-бы родился прп. Аркадий. Этому святому жители, свято чтущие своего согражданина (Аркадия), приписывают то, что в городе и окрестностях его, несмотря на низменную и болотистую местность, нет ужей и змей. В житии прп. Аркадия повествуется, что однажды на улице он увидел «некия вдовицы сына, мала отрока, ядяща млеко, и уж из того же сосуда, с ним же отроком, ядяще млеко. Воздохнув же Аркадий, рече: «В Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесять поприщ». И от того часа, замечается в житии, молитвами святого (ни в Вязьме, ни в окрестностях) несть ужей и змей. Рассказывают в житии, что Аркадий вел жизнь Христа ради юродивого, - любил в великие праздники подметать улицы по каким будет совершаться крестный ход (что приписывается также и Аркадию Новоторжскому). 

Но об его иночестве, особенно о том. что он был учеником прп. Ефрема, - это кажется позднейшее прибавление. В житии прп. Аркадия рассказывается, что в одно из своих путешествий из Торжка в Киев прп. Ефрем увидел на «урочище» вязьме юношу Аркадия, провидел в нем подвижника и взял его в свою (Борисоглебскую) обитель. Прп. Аркадий, пожив несколько лет при прп. Ефреме, скончался. День кончины его полагают 13 декабря (но в каком году неизвестно).

Прп. Аркадий Новоторжский изображается с непокрытой головой, длинными волосами, и с руками. сложенными на груди. в короткой, не монашеской, одежде. Св. Аркадий Вяземский изображается молодым и в мирской одежде, но с зеленеющей веткою. Поводом к такому изображению св. Аркадия Вяземского было то, что в 1525 г. сей святый явился с зеленеющим древом в руке повару Вяземского воеводы Григория Бобрищева - Авдию. и на его вопрос – объяснил, что зеленое деревцо в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое им место в Вязьме оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем он при жизни молился, охраняли.»

Св. Аркадий скончался в конце XV века (1492 г.). Память его в Вязьме совершается 11 июля. В 1832 г. в Вязьме был открыт женский монастырь (или вернее возобновлен вместо прежнего мужского монастыря в честь Всемилостивого Спаса). В этой обители сохраняется вышеуказанный камень. Что прп. Аркадий Новоторжский не одно лицо с Аркадием Вяземским, как усиливаются доказать некоторые (см. И. Виноградова, прп. Аркадий Новоторжский и Вяземским, Тверь. 1905 г.), видно из самых изображений их. Св. Аркадий Новоторжский, кроме сказанного выше об изображении его, согласно «Иконописному Подлиннику» под 13 ч. декабря (когда память совершается именно Аркадию Новоторжскому, а не Вяземскому) «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия». (Филимонов 41 стр.). А Аркадий Вяземский на иконе, написанной не по «Иконописному Подлиннику», (в которому и не упомянуть Аркадий Вяземский), а согласно ведению повара Авдия самоизмышленно в г. Вязьме (о чем ниже будет сказано), «подобием муж млад, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена, по колени ноги голы».

Г. И. П. Виноградовым в описании г. Вязьмы (стр. 101) помещено интересное дело об иконе прп. Аркадия. «В 1678 г. на Вознесенье приходил к нам, так доносил архимандрит Вяземского Предтечева монастыря Питирим (впоследствии Тамбовский епископ) в монастырь Троицкий протопоп (т. е. Вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками. с крестами и иконами»; в числе последних была икона, принесенная от «Спасской церкви Нижняго» (это, по замечанию г. Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью: «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»… - Икону эту (прп. Аркадия) архимандрит Питирим оставил у себя «для подлинного ведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону. как необычную и дотоле им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своею подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели. Дело в том, что за два года до того, в 1677 г., были обретены мощи прп. Аркадия Новоторжского, от которых - в сказании о св. Аркадии сказано, - «подаются исцеления с верою приходящим». (Приложение к службе прп. Аркадию, СПБ, 1860). Молва об открытии в Торжке целебоносных мощей Аркадия, ученика Прп. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе прп. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», в следствии чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава, архимандрит Питирим (в Тамбове местно почитаемый за святого и чудотворца). Замечателен ответ старца Спиридона на «расспросные речи» об иконе прп. Аркадия. По его словам, подпись на иконе прп. Аркадия будто-бы «слиняла» вся «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «Св. Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «По какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца, какого жительства был Аркадий, Мирским ли житием жил, или иноческим. и которого града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено»… это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек Михаил Блудов. Распросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицы (вероятно, к Варсонофию, впоследствии тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону прп. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону прп. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с тою же иконою».

Видно, что в Вязьме был свой местный святый Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честнаго Креста пристроить и придел (церковь) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского; см. история г. Вязьмы И. Виноградова, стр. 43). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом прп. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города Вязьмы в 1661 г. от разорения Литвой. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подъехал к литовским полкам, то многих литовских людей сек мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причем запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «Меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «Я Аркадий, град этот мое отечество» (там же стр. 57).

Но не смотря на все это прп. Аркадий не был канонизирован и вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика прп. Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе прп. Аркадия Вяземского. Вероятно, с того времени (с 1677 г.) стали писать иконы прп. Аркадия Вяземского с прибавлением и Новоторжского. А в Торжке стали изображать своего прп. Аркадия уже не по «иконописному Подлиннику» (см. выше), а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с ветвью в руке.

На иконе «Собор Тверских Святых» прп. Аркадий Новоторжский изображен юношею, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (в роде короткого послушнического подрясника).

Мощи прп. Аркадия закрыто покоятся в Борисо-Глебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке. Внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребен прп. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нем.

Тропарь прп. Аркадию Новотржскому, глас 4-й: «От духовного наставника отца преподобнаго Ефрема наставляем, послушания добрый рачителю, отче Аркадие, от мирского мятежа удалился еси, и инок быв изрядный, добрым подвигом ревнуяй, от Христа Бога приял еси венец славы небесныя: и ныне, вкупе с преподобным отцем Ефремом у престола Вышняго предстоя, о нас молися: избавитися нам от всех бед и скорбей и спастися душам нашим»…

 

Навигация

Система Orphus