По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Светильник Церкви Христовой. 200 лет со дня рождения архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова)


 
 
Архимандрит Савва (Тихомиров) 1861-1862 гг. Портрет из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии.

Родители будущего архипастыря проживали в селе Палехе Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец, Михаил Сергеевич, служил пономарем в Палехской Крестовоздвиженской церкви, происходил из низшего духовного звания и родовой фамилии не имел. Он был женат на дочери диакона села Гориц Шуйского уезда Стефаниде Ивановне, с которой, прожив в браке около 18 лет, прижил трех дочерей. Но родители мечтали о сыне. И вот в скором времени долгожданный ребенок должен был появиться на свет. Но, сильно простудившись в одной из поездок к родственникам, Михаил Сергеевич скончался в январе 1819 г. так и не увидев желанного сына. Стефанида Ивановна с дочерьми переехала в село Горицы Шуйского уезда Владимирской губернии, где жили ее ближайшие родственники. 15 марта 1819 года (здесь и далее даты по ст. ст.) в доме диакона Петра Ивановича, родного брата Стефаниды Ивановны, и родился младенец, которого нарекли Иоанном, в честь прп. Иоанна Лествичника. В раннем детстве мальчик был очень болезненным, часто нуждался в уходе, а вдова Стефанида жила в крайней бедности, несмотря на то, что и она и дочери неустанно трудились. Божией милостью мальчик креп, рос и к 7 годам воспылал жаждой книжного ученья. Матушка Стефанида изыскала средства приобрести для сына азбуку и отдала его в обучение образованному дьячку соседу Михаилу Васильевичу Белоцветову. Усердное прилежание к учению и благоговейная любовь к богослужению определили судьбу отрока Иоанна: в 1827 г. он был определен в Шуйское духовное училище, где получил фамилию своего двоюродного брата — Тихомиров. Обучение мальчику давалось, нередко он получал похвалы, грамоты и подарки за обучение, радуя своих родных. Но детские беззаботные годы были омрачены ранним уходом матери, замужеством сестер и крайней бедностью. Как сирота Иван Тихомиров содержался в училище за государственный счет, но в 14 лет взят был в частный певческий хор, что позволило ему получать дополнительный доход. В 1834 г., успешно сдав экзамены, Иван был переведен во Владимирскую духовную семинарию, где также содержался за казенный счет, жил в крайней нужде, перебиваясь частными уроками. Окончив 1840 г. семинарию с отличием, молодой человек планировал поступление в Московскую духовную академию, но очередная болезнь не позволила ему осуществить мечту. Первое время после окончания семинарии пришлось подрабатывать частными уроками и исполнять должность смотрителя семинарской больницы. В 1841 г. по совету доброжелателей он подал прошение об определении на должность учителя Муромского училища с предоставлением священнического места при муромском Богородицком соборе. Прошение было удовлетворено и завершилось свадьбою с дочерью прежнего муромского священника Анной Васильевной Царевской, рукоположением во диакона, затем во священника. Занимаясь обширной преподавательской деятельностью и попечением о многочисленной семье тестя, отец Иоанн не оставляет самообразования, проводя много времени в соборной и училищной библиотеках, собирает собственную. Собирать книги будущий владыка начал еще в школьные годы, пронеся любовь к ним, как кладезю знаний и мудрости, через всю жизнь. Семейное счастье оказалось кратковременным. В 1844 г. скончался единственный сын Михаил, а в 1845 г. и молодая жена.

Преодолевая постигшее горе, после некоторых колебаний и раздумий отец Иоанн решается на поступление в Московскую духовную академию с последующим принятием монашеского пострига. Пострижение с наречением имени в честь прп. Саввы Вишерского (Новгородского) состоялось 1 окт. 1848 г. в трапезной церкви Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 1850 г. иеромонах Савва окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен митрополитом Филаретом (Дроздовым) ризничим Московской Синодальной (Патриаршей) ризницы и библиотеки. В 1855 г. за усердную 4-х летнюю службу на новом поприще иеромонах Савва был возведен в сан архимандрита и тогда же был издан его главный труд «Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки», начатый еще в 1852 г. Впоследствии труд этот неоднократно пополнялся и переиздавался. Он доставил своему автору широкую известность в церковно-археологической науке, а высокие лестные отзывы и благодарности за книгу архимандрит Савва получал до конца своих дней. В 1859 г. данное издание было удостоено Демидовской премии, присуждавшейся до 1866 г. ученым за выдающийся вклад в развитие наук. Тогда же в 1859 г. архим. Савва был назначен ректором Московской духовной семинарии и принят в члены Московской духовной консистории. В 1860 г. избран членом-корреспондентом Императорского Русского археологического общества. Ответственная и добросовестная деятельность архимандрита Саввы на поприще служения Церкви и обществу была отмечена орденом Св. Анны 2-й степени. В 1861 г. он назначается ректором Московской духовной академии и настоятелем Высоко-Петровского монастыря, оставаясь при этом членом консистории. В 1862 г. хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии, получив в дар от московского митрополита серебряную панагию и полное архиерейское облачение. В 1864 г. избран в действительные члены Московского археологического общества. В 1865 г. награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

14 из 14
 
 
9-ти томное издание автобиографических записок архиепископа Саввы (Тихомирова) «Хроника моей жизни», 1898-1911 гг., издание А.И. Снегиревой

За годы утрат и лишений владыка Савва уверовал, что изначально «веден был вседержавною десницею премудрого Промысла». Но как бы мы не вглядывались в знаки судьбы, постичь о нас Божественный промысл до конца мы неспособны. В июле 1859 г. владыка Савва знакомится с рукописью тверского иерея Иоанна Белюстина «Страстная неделя, по своду сказаний евангельских с примечаниями и очерком предшествовавших событий», которая предлагалась к печати. Владыка отклонил ее по причине несоответствия духу православного вероучения. Мог ли знать тогда Владыка, что через 14 лет возглавит Тверскую кафедру и ему неоднократно самому придется заниматься «перевоспитанием» свободомыслящего отца Иоанна, который будет доставлять ему множество хлопот? В оправдание отца Иоанна Белюстина скажем, что именно он оставил для нас ценные «заметки пешехода» о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, опубликованные в 1852 г. в «Московских ведомостях».

Но пока в 1866 г. владыка Савва назначается на кафедру в Полоцко-Витебскую епархию. Позднее, в 1874 г., переводится в Харьковско-Ахтырскую епархию. А 23 апреля 1879 года назначается епископом Тверским и Кашинским. Прибытие преосвященнейшего Саввы в Тверь широко освящалось в «Тверских епархиальных ведомостях» (ТЕВ. Неоф. ч. 1879. №12, с. 273–276; №13, с. 304–312). «Непрестанная забота о благоукрашении храмов Божиих, о благоустройстве духовно-учебных заведений, попечение о внутреннем благоустроении иноческой жизни, частые периодические посещения епархии во всех ее уголках, — отмечает Галина Гуличкина в предисловии к современному изданию «Архиепископ Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни», — вот предмет постоянной деятельности владыки Саввы на Тверской кафедре» (Ук. соч. М., 2016. С. 13).

На новом назначении владыка Савва остался верен своей любви к книгам и древним рукописям. Посещая монастыри и храмы Тверской епархии, преосвященный обращает внимание на церковно-монастырские библиотеки и архивы. И уже с декабрьским 24 номером «ТЕВ» за 1879 г. выходит первый том приложения «Историческая библиотека Тверской епархии» с отдельной нумерацией листов, в котором предполагалось печатать старинные рукописные памятники церквей и монастырей Тверской епархии. Издание «ИБТЕ» было открыто публикацией описных книг Старицкого Успенского монастыря (ТЕВ. №№24 за 1879 и 1880 гг.), продолжено «Сказанием» о Выдропусской иконе Богоматери и изданием описей и монастырского «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (ТЕВ. 1880. №24).

Неустанные епархиальные и научные труды владыки Саввы не остались незамеченными. В 1880 г. он возведен в сан архиепископа, а в 1883 г. пожалован орденом Св. Александра Невского, получив к нему 1887 г. бриллиантовые знаки. В мае 1882 г. Владыка в очередной свой объезд епархии посетил Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, находившийся с 1803 г. в составе Весьегонского уезда.

В 1893 г. архиепископом Саввой в Тверской типографии Губернского правления публикуется «Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому». В 1894 г. Владыка за свои многолетние просветительские труды (издано около 10 крупных научных публикаций) удостаивается степени доктора церковной истории.

В августе 1895 г. архиеп. Савва освящал Благовещенский собор Бежецкого Благовещенского женского монастыря в сослужении отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и краснохолмского архимандрита Анатолия (Смирнова). В 1896 г. он удостаивается высокой награды — бриллиантового креста для ношения на клобуке.

 
Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Автотипия из журнала «Нива», сделанная с фотографии Здобнова.

В конце жизни Владыка стал необычайно слаб глазами, появились проблемы с сердцем и ногами. К осени состояние его здоровья ухудшилось и 13 октября 1896 года земные труды Владыки окончились. При бесчисленном стечении народа он был погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Захоронение его не сохранилось, поскольку в 1935 г. собор был взорван.

В неофициальной части «Тверских епархиальных ведомостей» за 1896 г. были напечатаны сведения о последних днях жизни и погребении высокопреосвященнейшего Саввы (Тихомирова) (ТЕВ. 1896. Неоф. ч. №20, с. 567–577; №21, с. 603–608; №22, с. 635–655; №23, с. 668–674; №24, с. 705–710). С 1897 г. «Богословский Вестник» (журнал МДА) приступил к публикации автобиографических записок высокопреосвященного Саввы (велись с 1876 по 1892 год) под заглавием «Хроника моей жизни» (до 1911 г. вышло 12 тт.). Затем издание этих записок в 1898–1911 гг. было осуществлено Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и 2-м Сергиево-Посадским издательством А.И. Снегиревой (вышло 9 тт.), а к 120-летию со дня блаженной кончины в 2016 г. — издательством Московского Сретенского монастыря (1 т.).

Наталья Тарасова, 
историк, Санкт-Петербург

Опубликовано: в печати

 


Навигация

Система Orphus