По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Борисоглебский собор


Уникальный архитектурный ансамбль левобережной стороны города, в настоящее время более известной как ленинградской, исторически сложился в первой половине XIX века.

С волжского моста открывается вид на главные городские святыни — Борисоглебский собор и Спасскую колокольню. Стоящие на высоком берегу, они притягивают взоры путешественников красотой и завершенностью форм.

Дополняет картину прислонившаяся к подножью горы Богородице-Рождественская церковь с приделами. В начале прошлого века градообразующую панораму завершали торговые ряды, расположившиеся у воды, дом купца 1-й гильдии Д.А.Филиппова, в котором на ночлег останавливался русский император Александр I, и Никольская (Преображенская) церковь. Центром этого архитектурного ансамбля является Борисоглебский собор.

Древний собор во имя святых покровителей русского воинства Бориса и Глеба располагался на Старом городище. Его высокие восьмигранные башни, крытые шатрами, перекликались с шатровым верхом Введенской церкви Успенского монастыря, что на противоположном берегу Волги.

К середине XVIII века храм находился в таком состоянии, что опасно было проводить богослужения, и в 1804 году собор был разобран за ветхостью.

Новый Борисоглебский собор на Новом городище строился на высочайше пожалованные суммы и, как предполагается, из материала разобранного старого Борисоглебского собора. Из казны было отпущено 7 тысяч рублей, а после раздачи их местными властями под проценты накопилось 14 тысяч. Часть денег ушло на разборку ветхого древнего храма, а недостающую сумму, по преданию, пожертвовала богатая помещица Агафоклея Александровна Полторацкая.

Новый собор решен в виде огромного куба, к которому с юга, запада и севера примыкают классические портики. Четкий массив здания увенчан пятью куполами, центральный из которых — световой, а четыре угловых выполняют декоративную роль. Собор снаружи и внутри отличается простотой убранства. Обычная для того времени декоративная лепнина отсутствует. Единственная деталь — красивый по профилю аттик, завершающий карниз, а на его фоне — фронтоны портиков тосканского ордера. Строгие и лаконичные формы храма оживлялись изразцовыми иконами-панно середины XVI века «Спас Нерукотворный» и «Распятие», перенесенными с разобранного собора, с 1980 года они находятся в Москве.

Строил собор Матвей Алексеевич Чернятин. Вся его строительная деятельность была направлена на благоустройство города. Вдохновлялся он творчеством известнейшего архитектора Н.А.Львова, что позволило некоторым исследователям стиль и творческий метод Чернятина определить как «цитирование» великого новоторжца.

Внутреннее убранство собора, как и полагалось главному соборному храму города, выглядело богато — во многом благодаря церковным ценностям, перенесенным из старого храма. Хранились также книги XVII-XVIII веков, среди которых Большое Евангелие 1703 г., обложенное позолоченным серебром 72 пробы.

Внутри собор расписывал местный художник Жуков со своими учениками. И наибольший интерес представляет точная копия картины Иванова «Явление Христа народу».

О фресках собора можно прочитать в воспоминаниях Федора Глинки, который путешествовал по Тверской губернии в 1820 году. «Мы вошли в новую церковь, которую назавтра собирались освящать. Архитектура в ней очень хорошая, резьба прекрасная, но живопись не соответствует прочему украшению. Если бы не блеск свежих красок, можно подумать, что иконостас писан за несколько сот лет. Ласковый архитектор, случившийся тут, объяснил нам загадку, сказав, что иконы писаны нарочно старинною кистью для того, что прихожане-старообрядцы отчурались бы от церкви, увидев святых, написанных по нынешним образцам».

Из Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год известно, что в Борисоглебском соборе было три престола. Центральный — Борисоглебский, южный посвящен Пресвятой Богородице, а северный — святителю Митрофану Воронежскому.

Строительство нового Борисоглебского собора было завершено в 1817 году, а освящение состоялось в 1820 году при участии архиепископа Филарета, в будущем митрополита (в миру Василий Михайлович Дроздов), который с 15.03.1819 по 26.09.1820 гг. возглавлял Тверскую епархию. Будущий митрополит часто совершал богослужения, как в тверском соборном храме, так и в приходских церквях.

Борисоглебский собор изначально строился как летний храм без отопления. К тому же при храме не было колокольни. Поэтому протоиерей собора Алексей Трифильев в 1817 году просил Тверскую духовную консисторию разрешить «…для благолетия выстроить… каменную колокольню, а под нею теплую церковь во имя нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, на наличную и впредь имеющую поступить кошельковую церковную сумму, а в случае недостатка, обязуемая дополнить собственностию».

15 июня 1817 года губернский архитектор Н.Легранд утвердил план Чернятина на построение при новом Борисоглебском соборе каменной колокольни и теплой церкви под ней.

Колокольня была возведена в 1827 году и в настоящее время является самой высокой точкой города. В противоположность простым и ясным формам собора она более сложна и дробна, небольшая дорическая колоннада, соединяющая второй и третий ярусы, придает ей оригинальность, создает впечатление нарядности и легкости.

В первом массивном ярусе колокольни была устроена теплая церковь Спаса с купольным сводом, построенная по древнейшему типу «иже под колоколы». Внутри церкви частично сохранилась роспись. В 1878 году на средства купца И.П.Клушанцева к колокольне с западной стороны была сделана пристройка.

Главной достопримечательностью колокольни был большой колокол XVII века, который был пожалован самим царем Федором Алексеевичем в 1679 году из столицы в «город Старицу к соборной церкви Великаго Чудотворца Николая».

По данным Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год известно, что в нижнем этаже теплой церкви было устроено два престола: Нерукотворного образа (нижний) и святых бессребреников Космы и Дамиана (верхний на хорах).

Трудная судьба выпала Борисоглебскому храму, впрочем, как и всем культовым постройкам, после 1917 года. Воинствующие атеисты с усердием иванов, не помнящих родства, уничтожали все, что напоминало о православии, бесследно исчезали намоленные святыни. Борисоглебский собор был приспособлен под бытовые нужды новой власти. В 60-е годы прошлого века здесь разместили колхозный рынок. На площадке между колокольней и собором построили крытые деревянные прилавки, где продавались овощи и фрукты, а в самом соборе устроили мясные и молочные ряды. В 70-е годы в Борисоглебском соборе разместилась реставрационная контора со своими станками.

С наступлением XXI века собор, благодаря безвозмездным пожертвованиям, постепенно возвращается к своему предназначению. Благодаря помощи неравнодушных людей ведутся восстановительные работы. В 2018 году в соборе впервые за многие десятилетия запустения священник Дмитрий Каспаров провел первую службу. 

Ольга Александрова, краевед

http://st-vestnik.ru


Навигация

Система Orphus