По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

НОВЫЙ УСТАВ


Тверские монастыри в XIV-XV веках (продолжение)

Протоиерей Андрей Егоров, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» д. Савватьево (Калининский район), автор написанной в соавторстве с П.С. Ивановым книги «Тверской монастырь "Савватиева пустынь" XIV–XXI вв.: святыни, тексты, исследования» продолжает рассказывать об истории тверского монашества.

Савватьева пустынь была основана преподобным Савватием, пустынником тверским, игуменом Оршинским, чудотворцем. По своему устройству эта обитель точно копирует лавры-пустыни преподобного Григория Синаита. Преподобный Савватий не жил в основанной им обители, оставаясь в своей лесной пещере, которую ископал себе в небольшом холме в лесу на берегу реки Орши.

По преданию преподобный Савватий пришел в Тверь из Иерусалима около 1390 года. С собой у него был Животворящий Крест Господень. Святыня хранилась в Савватьево до разрушения храмов в 1936 году. Это был небольшой деревянный крест с частицей Древа Креста Господня, и на нём была соответствующая надпись.

Первый храм своей обители преподобный Савватий посвятил иконе Богородицы «Неопалимая Купина». Это был первый и единственный в России храм с таким посвящением вплоть до 1680 года, т.е. на протяжении почти трёх веков. Дело в том, что икону «Неопалимая Купина» принесли в Москву с Синая некие «палестинские иноки» вместе со святителем Киприаном. На Руси эту икону ещё не знали, и почитание её начинается у нас лишь с XVI века, когда возникает известный у нас иконописный тип. Для православных же на Востоке эта икона стоит в ряду самых почитаемых с древнейших времён.

Все эти данные позволяют нам утверждать, что преподобный Савватий пришел в Тверь именно со святителем Киприаном в числе его спутников. Святитель Киприан осуществил переход Русской Церкви на новый устав. На Руси тогда всё ещё придерживались Студийского устава, принятого в X веке, в то время как весь православный восток уже перешел на устав Иерусалимский. Студийский устав – это устав расположенного в самом сердце православной византийской империи в Константинополе Студийского монастыря. Иерусалимский устав – устав отдалённой от мирской суеты обители преподобного Саввы Освященного – устав более строгий и аскетический. Богослужебная реформа, безусловно, была для святителя Киприана приоритетной задачей. Этим и объясняется то весьма многочисленное его сопровождение, состоявшее из греческих монахов и иерархов, которые и прибыли с Киприаном в Москву в 1390 году.

Наиболее яркой иллюстрацией реформаторской программы Киприана был Саввин монастырь под Тверью. Это был, как бы мы сказали сегодня, пилотный проект по введению Иерусалимского устава у нас. Само посвящение соборного храма обители преподобному Савве Освященному говорит за себя. Монастырь был основан преподобными Саввой Бороздиным, Саввой и Варсонофием Тверскими (+XV в.) при непосредственном участии князя Михаила Александровича в 1397 году в 20 верстах к западу от Твери на реке Тьме. Это был духовный центр общерусского масштаба, к тому же напрямую связанный с Афоном. В Повести о Михаиле Александровиче Тверском (1363–1399) упомянут некто Колоян (в переводе с греческого «добрый Иоанн», имя это встречается в южнославянской среде) – участник тверского посольства в Константинополь в 1398–1399 годах. Нe исключено, что он приехал в Тверь с Афона, вспомним, что и митрополит Киприан в начале своего иноческого пути подвизался на Афоне. Отношения его с Тверью, столь важные в свое время, продолжают сохраняться. Любопытно в этой связи и указание Повести о преставлении Михаила Александровича (+1399) на то, что тело князя готовили к погребению по афонскому «лаврьскому» обычаю два монаха с Афона – Савва и Спиридон. Под «лаврьским» здесь, несомненно, подразумевается обычай (обряд) Лавры преподобного Афанасия Афонского. Не исключено, что один из монахов Повести – Савва – был первым игуменом Саввина монастыря, этот Савва происходил из кашинского боярского рода Бороздиных. В дальнейшем он известен под именем преподобного Саввы Вишерского, чудотворца (+1460).

Савва действительно неоднократно бывал на Афоне, где трудился над списанием богослужебных книг. После основания монастыря под Тверью удалился на Афон, затем вернулся в Тверь и где-то после 1399 года вновь появляется на Афоне. Это свое второе путешествие преподобный Савва совершает уже с неким Варсонофием, скорее всего, преподобным Вapсонофием Тверским, чудотворцем (+1467), преемником Саввы на игуменстве в его монастыре. По расчетам В.О. Ключевского, преподобный Савва Бороздин покидает окончательно Тверь в 1411 году. В 1418 – он уже обосновывается на р. Вишере близ Новгорода, но не порывает с Тверью, что видно по его Житию.

Известен список Иерусалимского устава, сделанный в Саввине монастыре в начале XV века. Трудно в этой связи не вспомнить о греческом списке Иерусалимского устава, сделанном в тверском Федоровском монастыре в 1316/17 годах.

Решающее значение в ориентации Саввина монастыря, очевидно, сыграла близость тверского епископа Арсения к митрополиту Киприану. Связи с Афоном также определяются этой близостью. Не случайно контакты Саввина монастыря с Афоном выделяются не только на фоне остальных монастырей Твери, но и большинства русских обителей на протяжении конца ХІV – первой трети ХV века. В лавре преподобного Афанасия Афонского находилась едва ли не колония тверских книжников, пользовавшихся услугами афонских переводчиков и писцов и поддерживавших прямой контакт преимущественно с этой обителью.

В результате Саввин Тверской монастырь в начале ХV века имел весьма значительную и полную библиотеку. Без преувеличения, это был тогда центр книжности общецерковного масштаба. Сюда «Божественных Писаний неведомыя глаголы разрешить» обращался сменивший Киприана на русской митрополичьей кафедре святитель Фотий (1406–1431). Интересом к книжным сокровищам объясняются и позднейшие связи с этой тверской обителью Иосифо-Волоколамского монастыря.

Преподобный Варсонофий, второй после основателя Саввы Бороздина игумен, правил обителью 5 лет с 1411 по 1416 годы. Из писаний преподобного Иосифа Волоцкого известно, что преподобный Варсонофий Тверской так хорошо изучил Священное Писание, что знал многое наизусть. К старцу Варсонофию обращался сам митрополит Фотий (родом грек) для разрешения спорных вопросов касательно толкования Библии (экзегетики). По 5-летнем своём игуменстве он удалился в уединенную пустынную келию, где прожил 40 лет «и во все эти годы другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги». На игуменстве в Саввине монастыре преподобного Варсонофия сменил его брат, преподобный Савва Тверской, чудотворец (+1467), который управлял этой обителью «в течение 50 лет непрерывно», – т.е. с 1417 по 1467 годы. По свидетельству преподобного Иосифа Волоцкого, посетившего Саввин Тверской монастырь в середине ХV века, преподобные Савва и Варсонофий Тверские проводили высокую духовную жизнь и за святость свою удостоены были от Бога дара чудотворений. Мощи их находились под спудом в монастырском соборе преподобного Саввы Освященного.

http://vprav.ru


Навигация

Система Orphus