По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Святитель Арсений 1-й, епископ Тверской


Этот святитель, знаменитейший из Тверских архипастырей, за святую жизнь прославленный Богом даром чудес и нетлением мощей по смерти. Он занимал епископскую кафедру в Твери с 15 августа 1390 года по 2 марта 1409 г. К сожалению, жизнь сего святителя до возведения во епископа мало известна. Позднейшие составители жития его считают родиною святителя Арсения г. Тверь, - но это неверно. Нужно предполагать, что св. Арсений происходил из южной России, но где именно он родился и кто были его родители, неизвестно. Вероятно, он с юных лет стремился к уединенной монастырской жизни и был пострижен в монашество в знаменитой Киево-Печерской Лавре, в которой, проходя разные послушания, был среди братии иноком, выдающимся по своему благочестию, образованию и знанию церковного Устава, по своей энергичной деятельности. Он сумел обратить на себя особенное внимание проживавшего в Киеве митрополита Киприана (серба), который приблизив его к себе, возвел в сан архидиакона, как ближайшего сотрудника в управлении епархиальными делами.

В Твери были сильные разногласия между Тверским князем Михаилом Александровичем и епископом Евфимием I. Тверской князь умолил митрополита Киприана прибыть в Тверь для суда над Владыкою. В 1390 г. Киприан прибыл в Тверь с большою свитою, в которой находился и св. Арсений. Митрополит и бывшие с ним святители (два греческих митрополита Матвей и Никанор, Михаил, епископ Смоленский, Даниил Звенигородский, Иеремия Рязанский и св. Стефан Пермский) долго убеждали князя Михаила Александровича примириться, но тот не пожелал иметь в своем княжестве епископа Евфимия. И Владыка Тверской, по определению собора святителей, сведен был с Твери в Москву, где в Пудовом монастыре скончался 1392 г.

На место Евфимия Тверской князь и граждане Твери пожелали иметь своим архипастырем архидиакона (в Лицевом житии "протодиакона") Арсения, но он "боялся владычество прияти в Твери, виде бо тамо вражду и брань многу и смутися и ужасеся", (вероятно, Арсения более всего устрашало сильное влияние Тверского князя на епархиальные дела и несправедливое лишение епископской кафедры Евфимия) и "едва умолиша протодиакона Арсения быти епископом во Тверь". Хиротония его была совершена в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (15 авг. 1391 г.). "Святитель Арсений скоро показал себя достойным святительского сана. Он любил мир и тишину и при нем все было умиротворено в Твери. Князь Михаил Александрович глубоко уважал святителя Арсения, и, по благословению его, много добра делал для своих подчиненных. Тверской князь особенно любил строить храмы, которые освящал св. Арсений. В 1398 г. святитель Арсений освятил величественный храм в честь св. Архистратига Михаила в бывшем городе Микулине (резиденция Микулинских князей). В 1399 г. в честь того же св. Архистратига освятил храм в г. Старице; оба эти храмы были построены князем Михаилом Александровичем. В том же году (1399) скончался этот князь, пред смертью постриженный святителем Арсением в монашество с именем Матфия и похороненный им же в Тверском княжеском (Афанасиевском) монастыре.

Святитель Арсений принимал близкое участие во всех и радостных и печальных событиях в княжеской семье. Так, он совершил в кафедральном соборе брак правнука Михаила Александровича Юрия Всеволодовича князя Холмского (в 1391 г.). Он же венчал в том же соборе сына Михаила Александровича Феодора с Анною, дочерью Московского боярина Андрея Собакина и др. Святитель Арсений совершил в соборе отпевание тела князя Бориса Михайловича (в 1395 г.), в нем же отпевал тело супруги Кашинского князя Василия Михайловича (в 1396 г.); в 1402 г. он отпевал Марию, супругу Тверского князя Ивана Михайловича, в 1405 г. Евдокию, супругу великого князя Михаила Александровича; все они были отпеты и погребены в Тверском кафедральном соборе.

Святитель Арсений был "любитель монахов” и с особенною ревностью он заботился об открытии монастырей, об их улучшении, особенно в религиозно-нравственном отношении; при нем в Тверской епархии процветало монашество: благочестивые старцы, основатели и настоятели обителей (как то: Савватий и Евфросин Савватьевские, Савва и Варсонофий Саввинские и др.) были ближайшими его сотрудниками и советниками. Под конец своей жизни Св. Арсений на свои средства, недалеко от Твери, устроил Желтиков монастырь. В устроении этой обители видно было, что святитель своею душою постоянно стремился к Киево-Печерской Лавре, так им любимой. Главный собор в обители, по примеру Лавры, посвятил он в честь Успения Пресвятой Богородицы; теплую церковь посвятил незабвенным для него Киево-Печерским преподобным Антонию и Феодосию. С Киевом св. Арсений имел постоянное общение. По его просьбе иноки Киево-Печерской Лавры списали Киево-Печерский Патерик, который святитель передал братии своего любимого Желтикова монастыря для назидательного чтения. Предчувствуя приближение смерти, св. Арсений приготовил себе гроб (из самородного белого камня).

Скончался святитель Арсений 2 марта 1409 года. Составители жития его (особенно А. Н. Муравьев) подробно описывают кончину святителя и его предсмертный беседы и наставления Тверскому князю, его свите, духовенству, братии обители и др. Между тем, в Царственном Летописце в конце жития помещена Повесть о представлении блаженного Арсения епископа Тверского, из которой видно, что св. Арсений, совершив богослужение "в неделю сборную святого поста, такожде и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверток тоя жде сборные недели, поболе главою и в полунощи словесному органу умолкшу и затворися и слово изгасе. И наставшу месяцу марту по книжному день первый, а по лунному февраль в 15 день, по заутрении прииде к нему великий князь Иван Михайлович Тверской, и со своею братиею и с детьми и с бояры, и повело архимандритом, и игуменом, и священником, свящати его святым маслом; и сему бывщу и мнозем приходящим к нему благословения ради и прощения, и не бе гласа от него... Той же нощи-за полтретья часа, месяца марта во 2-й день, светающей субботе, от жития изыде и дух предаде Господеви, и бысть плач и вопль мног”... Отпевание тела св. Арсения было совершено в кафедральном соборе и "проводи ша его (тело) честно в созданный его монастырь, к Церкви Пречистые Богородицы, на Желтиков, на репе Тмаце". (Святый Арсений, епископ Тверские. Выпись из Лицевого Царственного Летописца. Град св. Петра. 1903 г. 54-56 г.).

В Иконописном Подлиннике (под 2 ч. Марта) так описывается св. Арсений: "Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи, кольцами наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие" (Филимонов, стр. 282. – На иконе Тверских Святых-святитель Арсений был изображен в митре, в облачении (саккос, белый омофор с крестами, панагия), правою рукою благословляет, а в левой держит пяти купольный храм, брада у святителя длинная, широкая, седая.

Житие св. Арсения составлено иноком Желтикова монастыря Феодосием в 1483 г. По благословению патриарха Никона в 1665 г. установлено (кроме 2 марта) праздновать обретение (перенесение) его мощей; тогда же была составлена и служба. Мощи св. Арсения открыто почивали в Успенском соборе Желтиковой обители. Празднование св. Арсению 2 марта установлено в 1542 г.; но в Твери праздновали еще с 1483 г. по благословению Тверского епископа Вассиана. Служба св. Арсению печатается в служебной Минее под 2 (15) марта. Есть сему святителю акафист. Празднование св. Арсению отправляется 2 марта и в первый воскресный день после 29 июня, когда бывал из Твери крестный ход в Желтиков монастырь.

Тропарь св. Арсению глас 8-й: «Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, о храме Пречистые вельми подвизался и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже, яко апостольского престола наместника и святителя великого чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов, Арсение, отче наш».

 


Навигация

Система Orphus