По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Гадалова Галина Сергеевна. Рукописные литературные памятники тверских хранилищ о событиях Смутного времени

В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области (ГАТО) сохранились списки ряда литературных памятников по истории Смутного времени (1606-1612 гг.), большая часть из которых не введена в научный оборот.

Прежде всего, следует назвать списки летописей. Так, в Тверском архиве выявлено три списка Нового летописца разной сохранности: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 66. Л. 1-81 об. (с утратами) (3-я четверть XVII в.; рукопись кратко описана, см.: Сперанский М. Н. Описание рукописной коллекции Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 74); Там же. Д. 133. Л. 174-180 об., 211-345 (2-я четверть XVII в.; фрагмент, текст со слов: «да д(ь)яка Ивана Болотникова, а с ним государь велел послать столников и стражников...» (Сперанский М. Н. Описание... Вып. 1. С. 168-172)); Там же. Д. 685. Л. 1-125 об. (40-50-е гг. XVIII в.; список атрибутирован в конце XIX в. как «Хронограф. История. Начало Смутного времени»). Кроме того, выявлен один из поздних памятников — список Морозовского летописца: Там же. Д. 729. Л. 1-22 (середина XVIII в.).

В ГАТО также находятся списки житийной литературы, созданной в период Смутного времени, среди них: 1) Житие царевича Димитрия Угличского: Там же. Д. 398. Л. 1-21 (начало XIX в.); Там же. Д. 427. Л. 30-89 (Житие, Проложное житие; Слово на перенесение мощей; конец XVII в. (Сперанский М. Н. Описание рукописной коллекции Тверского музея. Тверь, 1903. Вып. 2. С. 57-60)); Там же. Д. 682. Л. 76-92 об. (80-е гг. XVIII в.); 2) Житие Иринарха, затворника Ростовского: Там же. Д. 21. Л. 1-40 об. (1794 г.; Сперанский М. Н. Описание... Вып. 1. С. 11-12).

Помимо этого выявлены списки памятников, сюжеты которых непосредственно связаны с Верхневолжьем. Например, сохранился список документа, составленного в 1774 г. архимандритом Феоктистом (1769-1775) под заглавием: «Описания Новоторжскому Борисоглебскому монастырю на присланные пункты от отрочевскаго архимандрита Стефана и семинарии от префекта иеромонаха Макария по резолюции его преосвященства». В Описании кратко изложены события 1609 г. под Торжком, когда «литвяне, опустошившия в то время наиплачевнеишими несчастиями отягощенную Россию, не позабыли из Твери приити и в Торжок» (Там же. Д. 580).

Часть из агиографических памятников Верхневолжья введена в научный оборот и изучена как видения, трансформировавшиеся в ходе боевых действий Смутного времени от героических до «анекдотических», когда наказанию подвергались не враги, а светские лица или служители культа (Кузнецов Г. В. События Смутного времени в массовых представлениях современников: Видения и знамения, их значение в этот период. М., 2010).

Прежде всего, следует назвать списки памятников, которые зафиксировали в чудесах от мощей святых сведения о защите Тверской земли от нахождения иноплеменников в 1606 г., что дало повод первому историку Твери Диомиду Карманову посчитать эту дату временем появления польско-литовских войск на Тверской земле (Карманов Д. И. Исторические известия Тверскаго княжества, почерпнутые из общих российских летописцев с приобщением новейших онаго приключений. 1775 года // Карманов Д. И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края / Изд. В. Колосовым. Тверь, 1893. С. 99). Так, в Слове об обретении в 1634 г. мощей св. благоверного князя Михаила Тверского (ум. 1318 г.) приведен ряд посмертных чудес, среди которых — чудо 1606 г., когда великий князь Михаил Тверской с мечом в руках на белом коне защищал город. Однако, как заметил В. А. Кучкин, чудо о князе Михаиле на белом коне, стоящее после рассказа 1634 г., является поздней вставкой. На составление предания, по мнению ученого, повлияло аналогичное чудо из Жития Александра Невского в редакции Ионы Думина (см. публикации: Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913. Приложение. С. 105 (ОЛДП. Вып. 280); ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 569). Согласно исследованию В. А. Кучкина, самый ранний сборник, включающий статью об обретении мощей Михаила Тверского, написан между 26 июля 1657 г и 10 июля 1658 г. (РГБ. Ф. 310. № 341; КучкинВ. А. Повести о Михаиле Тверском. С. 194-198). В тверских хранилищах списки статьи вместе с Житием князя Михаила Ярославича второй редакции конца 50-х гг. XVII в. сохранились в трех сборниках:

ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 504. Л. 95-227 (листы перепутаны) (1685-1690-е гг.);

Там же. Д. 1307. Л. 212-329 об. (1732 г. + конец XVIII в.);

ТГОМ. ТвМ. КП-17489. Л. 1-30 об., 33-110 (1-я треть XVIII в.).

Следует отметить, что, несмотря на разность сюжетов, текстологический анализ показывает лексическую близость повествования о чуде св. князя Михаила на белом коне к рассказу о чуде от мощей свт. Арсения Тверского (ум. 1409 г.), произошедшего в том же 7114 (1606) г. («Чудо св. Арсения о св. покрове и о пришествии безбожных поляков в обитель его»; см.: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1122. Л. 80-82). На сегодняшний день в тверских хранилищах выявлено 14 списков Жития еп. Арсения редакции XVII в., сопровождаемого 28 чудесами (первое совершено в 1566 г., последнее — в 1664 г.; см. списки: Гадалова Г. С. Каталог агиографических, литургических и исторических памятников, посвященных тверским святым, в хранилищах Твери: Предварительные материалы. Тверь, 2006; см. также списки, выявленные в хранилищах страны: Гадалова Г. С. Рукописная традиция Жития епископа Арсения Тверского: Проблемы изучения // Тверские святые и святыни: Материалы конференций... Тверь, 2010. С. 11-25).

Содержание обоих преданий пересказаны «безбожными поляками» тверским жителям (чудо свт. Арсения) или тверскому владыке (чудо о Михаиле). И исповедальные рассказы, и обещания «не вредити ничимже» не соответствуют действительности, поскольку, по данным писцовых книг, в Твери еще в 1626-1629 гг. пустовало 11 церквей и 1450 дворов (см.: Карманов Д. И. Исторические известия Тверскаго княжества... С. 101; ср.: Выпись из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева. С. 140-146).

Помимо рассказа о покрове, автор Жития свт. Арсения сообщает еще об одном чуде от мощей святого в период интервенции. Это недатированное чудо о белянине, бежавшем в тверские пределы «от страны западныя от града Белыя от нашествия безбожных поляков». В чуде рассказано о помощи святителя Арсения Тверского человеку, пострадавшему от «иноплеменник» (см., например: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1122. Л. 81 об.-83 об.).

Вместе с тем, возле Твери осенью 1606 г. могли быть только отряды И. Болотникова (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском: Историко-текстологическое исследование. М., 1974. С. 195). Польско-литовские войска появились на Тверской земле значительно позже. Нашествие интервентов воспринималось русичами как кара Божия за грехи, среди которых в литературных памятниках Смутного времени нередко называется пьянство. В связи с этим, были созданы памятники, в которых наказанию подвергались не только иноплеменники, но и русские люди, если они вели неправедный образ жизни. Среди таких памятников — чудо от иконы Богородицы, свидетелем и участником которого был некий пресвитер в селе Пречистая каменка в Новоторжском уезде «во время разорения Московскаго от безбожных ляхов» (чудо не датировано; по мнению Малыгина, события могли иметь место в 1612 г., по мнению Кузнецова — в 1617 г., см.: Малыгин П. Д. Судьбы Торжка и Твери в Смутное время: К 400-летию событий 1609 года. Тверь, 2009. С. 26; Кузнецов Г. В. События Смутного времени в массовых представлениях современников). Рассказ переписывался самостоятельно или в сборниках «Звезда Пресветлая» в составе 15 главы (см. публикацию: Легенда о ляхе и пресвитере // Памятники старинной русской литературы. СПб., 1860. Вып. 1. С. 149; см. также: Романова А. А. Сказание о нашествии ляхов на Каменную пустынь // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 3. СПб., 1998. С. 424-425). В Тверском архиве выявлен новый список памятника в рукописном сборнике XVIII в. (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 658. Л. 22-22 об.).

В период Смутного времени, как верно заметил П. Д. Малыгин, были расширены пантеоны российских святых (Малыгин П. Д. Судьбы Торжка и Твери в Смутное время. С. 32). Среди них — тверской владыка Феоктист, активно выступавший против отрядов И. И. Болотникова (Письмо митрополита Филарета Ростовского к Устюжскому протоиерею от 30 ноября 1606 г. // Акты археографической экспедиции. СПб., 1836. Т. 2. № 58; о датировке документа см.: Сорина X. Д. Роль Верхневолжья в образовании и развитии русского централизованного государства в Х^Х\Т1 вв. С. 57-59), а затем и польских интервентов. В 1609 г. архиепископ Феоктист был арестован поляками, отвезен в тушинский лагерь, откуда бежал, но был схвачен и убит, о чем поведал Авраамий Палицын (Сказание АвраамияПалицына. М.; Л., 1955. С. 123; см. также: Димитрий (Самбикин Д. И.), архиеп. Тверский патерик: Краткие сведения о тверских местно-чтимых святых. Казань, 1907. С. 92-94 (далее — Тверской патерик)).

В том же 1609 г. в Введенском храме Новоторжского Борисоглебского монастыря поляками был сожжен архимандрит Константин с братией и частью городских жителей. Панихида по архимандриту Константину совершалась в Введенской церкви 25 января (Тверской патерик. С. 164-165).

В 1610 г. пали защитники Калязинского монастыря во главе с воеводой Д. Жеребцовым, чья память отмечена в синодике Костромского Богоявленского монастыря под № 322 (см.: История Костромского Богоявленского монастыря. Кострома, 1837. С. 45; см. также: Андроник (Трубачев), игумен. Святая Русь // Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 10-11. Кн. 6. С. 730).

Как известно, в 1605 г. Лже-Димитрием I был свергнут с патриаршего престола и отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь патриарх Иов (1586-1605/7), который умер в Старице 19 июня 1607 г. (Тверской патерик. С. 42-47). Вероятно, в годы польской интервенции погибла и схимонахиня Пелагия, мать или сестра патриарха Иова (Шитков А. В. Пелагия. Старица, 2011).

В «Истории» о первом патриархе московском есть чудо о явлении 4 июня 1609 г. Богородицы, Николая Чудотворца и патриарха Иова некоему Иоанну Тулупову, когда он «в зелной болезни изступи ума» (см. публикации: История о первом Иове, патриархе Московском и всея России // РИБ. СПб., 1891. Т. 13. Стб. 923-950; История о первом патриархе Иове Московском и всея России (по старицкому списку) / Под ред. А. Н. Вершинского. Старица, 1911; То же // Тверская старина. 1911. № 3-6). Вместе с тем, когда город был разорен иноплеменниками, лишь один Иоанн Тулупов осмелился поносить погромщиков, за что был иссечен мечами. Однако ночью он проснулся невредимым, только рубаха была в крови.

Наконец, в Кашине произошло проявление мощей благоверной княгини Анны Кашинской, которая в 1611 г. явилась к болящему пономарю Герасиму с укором за невнимание к ее гробнице, попросила привести гробницу в порядок и повесить над ней образ Спасителя и лампаду. Исцелившийся Герасим поведал всем о произошедшем с ним чуде (в Тверском архиве выявлено пять списков Жития св. благоверной княгини Анны Кашинской в сборниках ХУ1П-Х1Х вв., см.: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1634. Л. 1-118 об.; Там же. Д. 951. Л. 1-144 об.; Там же. Д. 611. JI. 1-19, 19 а.-100 (с утратами); Там же. Ф. 103. On. 1. Д. 2390. JI. 20-59 об.; Там же. Д. 2983. JI. 1-49). В 1650 г. благоверная княгиня Анна Кашинская была причислена к лику святых, и сам царь Алексей Михайлович принял участие в прославлении новоявленной святой.

Кроме того, в 1618 г. заступничеством прп. Ефрема Новоторжского под Торжком, как сообщает летописец, была одержана Победа: «И Бог избавил молитвами преподобного отца нашего Ефрема архимандрита, новоторжского чудотворца, месяца октября во 2 день» (Станиславский A. JI. Краткий летописец Торжка XVII в. // Летописи и хроники. 1984. М., 1984. С. 235-236).

Этот ряд святых — общерусских, местночтимых или новоявленных, можно продолжить по памятникам, созданным в разных регионах страны. Однако следует отметить, что у побед М. В. Скопина-Шуйского под Троицким Макариевским Калязинским монастырем и Троице Сергиевой лаврой в 1609 г. было три святых защитника: благословлял войска Скопина-Шуйского прп. Иринарх, затворник Ростовский, а победный венец держали преподобные Макарий Калязинский и Сергий Радонежский.


Навигация

Система Orphus