Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Почему нужно восстановить Спасо-Преображенский собор

Восстановлению Спасо-Преображенского собора в Твери в последнее время дан дополнительный импульс. Однако процесс по активизации возвращения городу его главного духовного символа был начат гораздо раньше, когда по инициативе губернатора Игоря Рудени в Верхневолжье начался благотворительный марафон «Народный Спас» по сбору средств на строительство кафедрального собора областного центра.

Земля святая есть

На этой неделе это мощное движение, которое теперь в самом деле приобрело исключительное значение, вошло в очередную, весьма существенную по своему характеру стадию: на совещании, проведенном главой региона, обсудили изготовление важнейшей части будущего храма – иконостаса.

Первый белокаменный

Известный художник и путешественник XIX века Илья Тюменев в своих записках отмечал: «Главное место в городе принадлежало, конечно, собору св. Спаса. За алтарем собора находился Афанасьевский монастырь, в котором окончил свои дни утомленный борьбой с москвичами князь Михаил Александрович (1399 г.)». Тюменев, очень внимательно относившийся к историческим фактам, восклицает: «О месте, на котором он (собор) построен, можно смело сказать, что оно «земля святая есть». Искони на этом месте находилась главная духовная твердыня города». Другой путешественник, Иван Дмитриев, в 1839 году писал: «Ныне собор, хранитель памяти венчанных князей Твери, достоин своего стольного града». Екатерина II, побывав в храме в 1775 году, сказала архиепископу Тверскому Платону: «Вы так украсили собор, что я подобно красивого мало видывала». Дмитриев отмечает также, что алтарь соборной теплой церкви во имя великомученицы Екатерины «богатейший», «лучшей архитектуры наподобие церкви Императорского кабинета в С.-Петербурге».

Уже решено: иконостас воссоздадут в историческом виде. На общей площади около 200 квадратных метров будет размещено более 80 икон. «Мы относимся очень серьезно к вопросу восстановления Спасо-Преображенского собора в Твери. Работы необходимо выполнить максимально качественно. Проект изготовления иконостаса должен быть синхронизирован с проектом восстановления всего храма», – подчеркнул на совещании Игорь Руденя. Собственно, горожане относятся к идее восстановления храма более чем серьезно. Впрочем, изредка и сейчас можно услышать, что после его возведения он закроет фасад отреставрированного Императорского дворца. Однако напомним: собор стоял на этом месте еще до того, как велением Екатерины Великой после пожара 1763 года Петр Никитин начал строительство дворца. Более того, парадный вход в него раньше располагался со стороны Волги, то есть все русские императоры и члены их семей, приезжавшие в Тверь, другие гости, среди которых было немало знаменитостей, видных государственных и общественных деятелей, художников, писателей, заходили во дворец не с нынешней улицы Советской.

Проект иконостаса будущего храма

Пожалуй, нелишним будет еще раз сказать: Спас появился в городе благодаря князю Михаилу Тверскому и первому тверскому епископу Симеону и на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом нашей земли. Он находился в сердце города — центре Тверского кремля. Примерно на том месте, где стоит сейчас Императорский дворец, раньше располагался владычный двор, резиденция тверских владык. Тверская епархия была учреждена в 1271 году и относилась к наиболее уважаемым. Строительство Спаса, начатое в 1285 году, завершилось через пять лет, и он – внимание! – стал первым белокаменным храмом на Руси, появившимся после монголо-татарского нашествия. Это тоже произошло не случайно: во второй половине XIII – XIV веках Тверь пережила период своего максимального расцвета. После упадка, вызванного монгольским нашествием, лидерами стали молодые Тверь, а позднее Москва, а не Владимир, Суздаль и Ростов. В XIV веке в соборе установили позолоченные медные врата, а полы выстлали цветными майоликовыми плитками.

Инициаторами проекта возрождения храма стали сами жители Твери. Они не только писали письма, но и активно продвигали эту очень важную идею. Ведь собор был не только архитектурной доминантой города, он являлся его центром, а звук колоколов, установленных на колокольне Тверского Спаса, слышала вся Тверь.

Спас Златоверхий

В 1382 году великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего он часто именуется в летописях как «Святой Спас Златоверхий». С 1289 года храм становится усыпальницей, первым находит в нем упокоение епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и великого князя Михаила Александровича, почитавшиеся в Твери как местночтимые святые, и поклониться к ним приходили многие поколения тверитян. В храме были погребены также и 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык. В начале XX века собор, величественный снаружи, представлял собой великолепное зрелище и внутри – в нем был старинный иконостас XVII века, многочисленные иконы тверского письма, старинные богослужебные книги и церковная утварь, картины, фрески и иконы художников Орлова, Мягкова, Колокольникова. В 1902 году в соборе была установлена новая рака с мощами благоверного князя Михаила Тверского.

Однако и это еще далеко не все причины, почему мы должны осознать: храм должен быть восстановлен. Его воссозданию сопутствовали масштабные археологические раскопки, которые принесли неожиданные, а лучше сказать, уникальные результаты. Открытия оказались настолько значительными, что издание очередного тома «Истории русской культуры» пришлось отложить, пока находки не будут досконально изучены. Что же обнаружили археологи? Почему мы теперь можем смело говорить о том, что раскопки позволили исторической науке существенно продвинуться вперед?

Артефакты памяти

Во-первых, археологические исследования показали: Спасо-Преображенский собор – это собор-мученик. А во-вторых, они ответили на вопрос, что было с русской культурой после татаро-монгольского ига. Ученые сделали тысячи находок: огромную коллекцию археологических предметов, связанных как с предысторией «Спасского» холма, в центре которого в XII–XIII веках стоял деревянный храм, а склоны занимало кладбище, так и со строительством двух каменных соборов XIII и XVII веков. Были найдены предметы из металла, кости, керамики, стекла, камня, фрески, предметы личного благочестия и быта, украшения, монеты, остаток колонны и множество других артефактов. И все это показывает послемонгольский период совершенно в ином свете. Принято считать, что в то время было не до искусства, но сам факт строительства белокаменного собора в столь сложный период истории говорит об обратном. Более того, ученым удалось найти уникальный фрагмент фрески с ликом святого, а это означает, что духовная жизнь не остановилась, это значит, что даже в самое сложное время в Твери сохраняли духовность на самом высоком уровне. Датируется фрагмент 1293 годом, исполнена роспись профессионально, виртуозно, он показывает не только, как выглядел собор внутри, но и то, что работал над убранством большой мастер. Храм был построен в традициях владимиро-суздальского зодчества домонгольского периода, таким образом, можно сделать вывод, что во время нашествия каменное строительство в северо-восточной Руси не прекращалось. И Тверской Спасо-Преображенский собор – самое яркое и едва ли не единственное тому свидетельство. Огромный материал для изучения дали работы на месте некрополя, который предшествовал первому собору. И это ли не напоминание нам о святости самого места, о том, что собор – это и есть Тверь, о ее особой роли, о том, что это не мрачная провинция и глубинка, а наследница богатейших традиций русской культуры, которую она же во многом и создавала.

Фрагмент уникальной фрески с ликом святого, найденный во время раскопок

Сегодня сформирован план-график основных строительных работ. В следующем году планируется завершить кирпичную кладку стен, возведение монолитных сводов, обустройство кровли, строительство цокольного этажа колокольни. В график включены работы по монтажу окон и дверей собора, внутренней и внешней отделке, подключению к инженерным сетям, установке церковной утвари и иконостаса. При проведении строительных и отделочных работ будет использован опыт восстановления Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы.

Завершение основных работ планируется приурочить к торжественным мероприятиям, посвященным 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Михаила Тверского, которые пройдут в декабре 2018 года. Ожидается, что это событие станет не менее масштабным по охвату гостей и паломников, чем 350-летие обретения мощей святого преподобного Нила Столобенского. К этой дате Игорь Руденя поручил переиздать книги об истории собора и судьбе великого князя Михаила Тверского. Кроме того, глава региона обратил внимание на необходимость создания музейной экспозиции с сохранившейся церковной утварью собора.

Автор: Сергей Бойцов, tverlife.ru


Навигация

Система Orphus