По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Памяти Б. Н. Ротермеля. Храм во имя святых Жен-Мироносиц в Твери

mironosickaia


Нечасто встретишь в Российских городах храмы, построенные в честь Жен-Мироносиц. В нашем городе, например, было построено два храма в честь Воскресения Господня, два в честь Вознесения, несколько храмов в честь Божией Матери (Рождества Богородицы, Успения, Покрова, «Всех скорбящих Радость») и т.д. Но была и такая уникальная церковь - церковь свв. Жен-Мироносиц. Располагалась она между улицей Новоторжской и бульваром Радищева, на пересечении их Тверским проспектом - на месте построенного при Сталине четырехэтажного дома, в котором позже находился магазин «Молоко», а теперь магазин бытовой техники.

Святые жены-мироносицы - это те женщины, которые, любя Спасителя, везде сопровождали Его и служили Ему своим имением.

«Ради возлюбленного Учителя своего охотно оставляют они свои дома, своих присных и знаемых, забывают слабость своего пола, не стра­шатся жестокости многочисленных врагов Гос­пода, всюду неуклонно следуют за ним, терпе­ливо проходят с Ним грады и веси и служат Ему от имений своих. Не оставляют они возлюблен­ного Учителя своего и во время страданий и смер­ти Его. Влекомые любовью, они сопровождают Господа и на Голгофу, взирают на Распинаемого, измеряя сострадательным чувством безмерные страдания Его. Презрев все опасности со стороны неистовых врагов Христовых, они приближают­ся наконец к самому Кресту Его и своим учас­тием облегчают неутомимую скорбь и болезнь Пречистой Матери Его. Служив усердно Господу от имений своих при жизни Его, они не перестают служить Ему и по смерти. По внушению пламенной любви своей к Божественному Учи­телю они усердствуют оказать Ему последнюю погребальную почесть: помазание ароматами Его тела (Мк. 15, 40, 47; 16, 1-2; Мф. 27, 55; Лк. 13.28-31,24, 1; Ин. 19,25).

В святом порыве видеть и посетить гроб Госпо­день они забывают о себе, о необходимом покое для себя, не помнят препятствий и опасностей, и даже самая немощь их пола не останавливает их. Такова истинная любовь святых жен ко Господу. Она по­стоянна, чиста и проста, глубока и крепка. Пламен­ная, постоянная любовь, вседушевное, ничем неуга­симое усердие святых жен были достойно вознаг­раждены Самим Господом. Святых жены-мироно­сицы, предварившие всех у гроба Господня, предварили всех и в радости о Воскресшем (Мф. 28, 1-10; Мк. 16,6; Лк. 24,1-11). С того времени святых жены сделались неложными свидетельницами Вос­кресения Христова для всех людей наравне со свя­тыми апостолами. Пламенность и постоянство люб­ви святых жен-мироносиц ко Господу служит об­разцом и для нашей любви к Нему».

Пример святых жен-мироносиц современным женщинам-христианкам призывает их также слу­жить немощным и неимущим, больным и скорбя­щим, заботиться «не о красоте тела, не о внешнем плетении волос, не о золотых уборах и нарядности в одежде, но о сокровенном сердца человека в нетлен­ной красоте кроткого и молчаливого духа, что дра­гоценно пред Богом» (1 Петр. 3,3-4; 1 Тим. 2,9-12), т.е. о развитии и усовершенствовании в духе христианском внутренних душевных качеств, особенно же доброго и любвеобильного сердца».

В числе мироносиц в Евангелии упоминаются: Мария Магдалина, Мария Клеопова или Иакова, Саломия - мать сыновей Заведеевых, Иоанна, Марфа и Мария - сестры Лазаря, Сусанна «...и многие другие, которые служили Ему имением своим», как рассказывает евангелист Лука (Мф. 27, 61, 28, 1; Мк. 15,40-41,16,1-8; Лк. 8,1-3; 24,10; 10,38-42; Ин. 11, 1-45; 19, 19,25).

Точной даты первого построения церкви во имя святых Жен-Мироносиц не установлено. Но то, что она существовала еще до 1712 года, подтверж­дает надпись на «животворящем напрестольном серебряном кресте», хранившемся в церкви. На разных малых клеймах креста на его обратной сто­роне была высечена надпись: «Сей честный и жи­вотворящий крест Господень города Твери церк­ви святых Жен-Мироносиц, 1712 года месяца но­ября 8 день, а весу в нем 138 золот, а построили прихожане тоя же церкви лета 7220 г. Денег дано за него 27 руб. 35 алтын». По другим сведениям, «церковь построена теплая в 1802 г., колокольня в 1811 г., каменная, трехпрестольная: в холодной - престол в честь святых Жен-Мироносиц, в теп­лой: южный - Иоанна Богослова, северный - преп. Саввы Освященного.

Церковь каменная крестообразная с полукруг­лым алтарем и с двумя широкими фронтонами, поддерживающимися каждый четырьмя белого камня колоннами и с круглым под куполом фо­нарем осьмериком.

Единственная глава церкви была покрыта жес­тью, окрашенной голубой краской, с позолочен­ными медными яблоками на ней. На главе распо­лагался сияюший позолоченный железный четы­рехконечный крест. Железная крыша была окра­шена ярью.

Из 29 окон в церкви: 12 были в фонаре, 5 в алтаре, остальные в среднем и нижнем ярусах. С трех сто­рон были входные двойные створчатые двери - по­парно железные и деревянные со стеклом вверху. С запада же были третьи двери без стекол, но обитые войлоком.

Церковь-красавица, своею архитектурой укра­шавшая Тверь, находилась в восточной части квар­тала между улицами косой Новоторжской и Мироносицкой (ныне бульвар Радищева) и переулком Ильинским (теперь Тверской проспект) имела раз­меры: по высоте до главы 23 м, внутри алтарь 8 м, в ширину 8,5 м, средняя часть в длину 13,5 м, а в ширину 15,6 м. Стены снаружи и внутри оштукатуре­ны и побелены. Кроме этого, внутри и снаружи фронтоны «расписаны священными изображения­ми с приличной уборкою».

Оба клироса - деревянные, окрашены голубою краскою с позлащенной с трех сторон резьбой. Ам­вон пред царскими вратами деревянный круглый с резьбой, двухступенчатый, верхняя площадка по­лированная.

 

ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ

Престол и жертвенник деревянные. На горнем ме­сте в окне живописная картина на холсте, изобра­жающая Господа Иисуса Христа, сидящего на пре­столе как Вечного Архиерея, окруженного херуви­мами в крашенной голубой краской раме с позоло­ченной на полилянте резьбой. Запрестольный святой четырехконечный крест деревянный резной, окрашенный голубой краской и местами позолочен­ный, с малыми круглыми клеймами на лицевой сто­роне Распятия Господня, с предстоящими: вверху - Господом Саваофом, по сторонам - святыми епис­копом Арсением и князем Михаилом Тверским, преподобным отцом Саввой Освященным. На об­ратной стороне в средине - Вознесения Христова, а по сторонам - святых Жен-Мироносиц, евангелис­та Матфея, св. Петра Александрийского и велико­мученика Никиты.

Запрестольный образ Знамения Божией Матери иконописный в серебряных и позолоченных оплечье и венцах (весу 2 фунта 57 золотника). Риза на Божией Матери с Предвечным Младенцем сплошь вышита средним и мелким жемчугом, половинча­тыми зернами и разноцветными простыми в сереб­ряной оправе камешками. Все жемчуга 40 зол. Об­раз в деревянном с резьбой позолоченном киоте, на верху которого позолоченное сияние.

Перед жертвенником образ Спасителя, благо­словляющего хлеб и чашу, с малыми ликами двух святых. Венец Спасителя и ризы на святых серебря­ные, а потир и два венчика также серебряные и по­золоченные. Этот образ в аналогичном киоте, но на верху его резное позолоченное изображение лежа­щего на книге агнца, окруженного позолоченным сиянием с посеребренными облаками, а внизу та­кой же позолоченный подвес.

На западной правой стороне алтаря живопис­ная картина на холсте с изображением св. Иоанна Златоуста в деревянной резной местами позоло­ченной раме.

На левой стороне такая же картина с изображе­нием св. Василия Великого.

Над Царскими вратами образ Тайной Вечери ико­нописный в позолоченной раме. Над ним образ господа Саваофа с позолоченным изображением Святого Духа в виде голубя с посеребренным сиянием, с позолоченными звездочками.

 

ПРЕДАЛТАРНЫЙ ИКОНОСТАС

При главном престоле церкви иконостас деревян­ный резной, поддерживаемый 10-ю желобчатыми колоннами с капителями смешанного ордена (ор­дера), позолочен, а по гладким местам окрашен го­лубой краской в один ярус с фронтоном.

Царские врата деревянные резные позолоченные с 4-мя живописными клеймами. Из них: два оваль­ных вверху с изображением Благовещения Пресвя­той Богородицы и два круглых внизу с изображением четырех евангелистов. Над вратами изображение Святого Духа в виде голубя, резное, посеребренное с по­золоченным вокруг него сиянием и с такою же вни­зу короною. Нижняя часть врат ограждена медной отлитой решеткой со словами «В память купца Ни­колая Курова. 1824 года».

С правой стороны Царских врат в иконостасе местная икона Спасителя благословляющего, жи­вописная на деке овально-выпуклой формы в овальной же резной из одного дерева с доской по­золоченной раме с короной вверху, венец на Спа­сителе серебряный позолоченный с тремя литера­ми «сущий» из страз (украшение, представ­ляющее собой разноцветное свинцовое стекло).

На южной двери икона благоверного князя Ми­хаила Тверского живописная овальной формы в рез­ной позолоченной с драпировкой раме. Внизу жи­вописная икона с изображением убиения св. кн. Михаила в позолоченной узкой раме.

 

ИКОНОСТАСНАЯ ХРАМОВАЯ ИКОНА СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ (1,5 М X 0,73 М)

Риза иконы серебряная позолоченная с такими же венцами. Весу в ней 28 фунтов. На одной из ми­роносиц риза, шитая золотыми блесками, жемчу­гом, серебряной капителью и разноцветными простыми камешками, запястье на ее рукаве и звезда на плече из страз и простых камешков обведены жемчугом; в руке сосуд из сплошного жемчуга; урус из сплошного жемчуга с малою короною обведен стразами; корона на венце украшена стразами, про­стыми камушками и жемчугом, а самый венец только стразами. Вверху иконы под позолоченной ризой образ Воскресения Христова с пятью малыми венчиками. На этой иконе жемчуга разного око­ло одного фунта. Серебряная риза пожертвована купцом Дорофеем Назаровым.

Местная икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, стоящего на орлеце иконопис­ная. Риза и три венца на ней серебряные весом 18 ф. 26 1/2 зол. На омофоре три креста, панагия и на цепочке крест, палица, меч в правой руке, церковь в левой и три венца накладные позолоченные.

С левой стороны Царских врат местная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, сто­ящей на луне, живописная, на доске овально-вы­пуклой в позолоченной резной раме с короной вверху. На Спасителе и Божией Матери серебря­ные позолоченные венцы, соединенные с короной, украшенной стразами и простыми камешками.

Над северной дверью икона святителя Арсения, епископа Тверского, также живописная на оваль­но-выпуклой доске в резной позолоченной раме. Внизу изображение чуда воскресения им умерше­го человека в позолоченной раме.

Далее местная икона Сошествие Святого Духа на апостолов иконописная. Риза серебряная - 20 фунтов 10 золотников. Икона св. Иоанна Крес­тителя с предстоящими святыми, так же как и на всех иконах серебряные венцы, а сама икона в по­золоченной деревянной раме. На южной стороне под аркой вне иконостаса образ Преображения Господня, ана северной - Богоявление Господня.

На иконостасе над южной дверью образ Входа в Иерусалим Господа Иисуса Христа.

Над храмовым образом святых Жен- Мироносиц - образ Сретенья Господня, над образом св. Нико­лая Чудотворца - образ Рождества Христова, над северной дверью - образ Успения Божией Матери, над образом Сошествия Духа Святого - образ Вве­дения во Храм Божией Матери, над образом Иоан­на Крестителя - образ Рождества Божией Матери.

Во фронтоне над Царскими вратами образ Вос­кресения Христова. По правую сторону образ двух Жен-Мироносиц.

На карнизе над южной дверью образ св. проро­ка Илии, над северной дверью образ св. пророкаМоисея Боговидца. Вверху на фронтоне Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.

 

ИКОНОСТАСЫ И ИКОНЫ В ПРОСТЕНКАХ И ПРОЧИХ МЕСТАХ ХРАМА

Образ Спасителя сидящего на престоле с нахо­дящимися в молитвенном положении святыми Митрополитом Петром и Арсением, епископом Тверским, образ Святителя и Чудотворца Николая с предстоящими святыми. Над святыми во славе изображение Софии Божией Премудрости.

Образ Всех Святых греческого письма с посре­дине врезанным позолоченным серебряным кре­стом. «В кресте хранятся частицы святых мощей без обозначения их имен, залитые по-приличию в воскомастику».

Печерский образ Божией Матери с находящим­ся в молитве преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

Образ святителей московских митрополитов Пет­ра, Алексия и Филиппа с предстоящими святыми, над которыми врезан во Славе серебряный крест в таком же сиянии с частицами мощей святых: вмц. Варвары, архимандрита Игнатия, преп. Вениамина, препп. Тита и Павла и диакона Мартина, коих и лики изображены в этом образе.

Образ Триипостасного Божества в одном лице.Хоругви живописные на холсте с изображения­ми на одной Воскресения Христова и Благовеще­ния Пресвятой Богородицы, а другой - Живоначальной Троицы и Богоявления Господня. Обе хоругви украшены подвесками и обложены вокруг золотой бахромой и двумя золотыми кистями каждая.

Паникадила в алтаре и в церкви медные посереб­ренные с 24 шандалами, но в первом с такими же подвесками, ветвями и бусами, а в церкви паника­дило местами позолоченное.

Перед иконами лампады медные посеребренные, а перед образами Спасителя и Божией Матери лам­падки серебряные.

Теплая часть церкви отделяется от холодной ка­менной стеной и дубовой двойной дверью. Внутри церковь расписана священными изображениями, а снаружи на стенах в нишах изображениями св. апо­стола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Арсе­ния Тверского с южной стороны, с северной сторо­ны - преп. Саввы Освященного и вел. кн. Михаила Тверского. В церкви четыре клироса и два придела.

 

ПРИДЕЛ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ ВО ИМЯ СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА. АЛТАРЬ

На горнем месте Тихвинский образ Божией Ма­тери, серебряные венцы. На венце Спасителя три звезды и три литеры позолоченные. На жертвенни­ке икона Знамения Божией Матери. Оба образа в золоченых деревянные рамках под стеклом.

В предалтарном иконостасе образа: Спасителя, св. Архистратига Михаила, св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Казанской Божией Матери, препп. отцов Алексия Человека Божия и Нила Столобенского, святых великомучениц Екатерины и Варвары, святых мучеников Кизеческих, 3-х Свя­тителей Вселенских, Воскресения Христова и Со­шествия Его в ад и другие.

 

ПРИДЕЛ В ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО БОГОНОСНОГО ОТЦА САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО

На горнем месте образ Знамения Божией Матери с четырьмя ликами Святых.

На жертвеннике Федоровский образ Божией Матери.

В предалтарном иконостасе образа: Спасителя с двумя вверху ангелами и двумя внизу Сергием Ра­донежским и Варлаамом Хутынским в молитвенном положении, храмовый образ преподобного и Богоносного отца Саввы Освященного, святителя Митрофана Воронежского с предстоящими Антипою и Тихоном, Благовещения Пресвятой Богородицы, Тверских чудотворцев святителя епископа Арсения и благоверного князя Михаила, святых Жен-Миро­носиц в серебряной позолоченной ризе, на трех мироносицах ризы низаны по барха­ту крупным жемчугом, блестками и стразами, венцы, украшенные стразами, позолочены. У одной из мироносиц в руке сосуд из сплош­ного жемчуга со стразами. На Ан­геле, сидящем на злате, риза из сплошного жемчуга со стразами, с крыльями, шитыми золотом и с по­золоченным венцом, украшенным стразами. Гроб Господень шит се­ребряной нитью, обведен жемчу­гом, стразами и зернами с серебря­ными по золочению скобками. Вверху под одной ризой изображе­но Сретенье Иисуса Христа с мироносицами и апостолами. На Спа­сителе риза сплошь жемчужная со стразами. На од­ной из мироносиц венец украшен стразами.

 

КОЛОКОЛЬНЯ КАМЕННАЯ С ПРИДЕЛАМИ В ДВА ЯРУСА

Высота до главы более 26 м. Крыша железная, кра­шенная арью. Крест восьмиконечный, деревянный, обитый железом, позолоченный по гульфабре. Крест прикреплен к главе четырьмя железными цепями.

На колокольне шесть колоколов: 1)отлит в 1829г., весом 185 п. 13 ф. (2965, 3 кг), 2) отлит в 1807 г., ве­сом 48 п. 24 ф. (778 кг), 3) 9 п. (144 кг), 4) 2 п. (32 кг), 5) 32 ф. (13 кг), 6) 20 ф. (8,18 кг).

 

СТРОЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ ЦЕРКВИ

Каменная сторожка, дом причта, каменная огра­да от сторожки с трех сторон (южной, восточной и северной) с деревянным полисадом. С двух сторон большие ворота над каменными арками.

Богатая библиотека с церковно-служебными и духовного содержания книгами. Древнейшие Еванге­лия издания 1698,1703,1722,1796,1802,1841 годов. Древние художественно исполненные из серебра позолоченные кресты напрестольные, священные со­суды, дарохранительницы и другие предметы, в том числе ризы. Церковь приходская, но ее посещали крестьяне близлежащих деревень, гости Твери.

К сожалению, в 30-х годах прошлого столетия церковь была разрушена, и вместе с ней красота и уникальность ее утрачены нами навсегда.

 

Б.Н. РОТЕРМЕЛЬ,
председатель Тверского клуба краеведов

 

Фотография автора

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

ГАТО, ф.160, оп. 1, д. 18429.

Булгаков СВ. Настольная книга священно-церковнослужителя (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности оте­чественного духовенства). - Издательский отдел Московского Патриархата. 1993.


Навигация

Система Orphus