По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Св. Филипп 2-й, митрополит Московский


Святитель Филипп, в мире Феодор, родился в 1507 г. от знатных и богатых бояр Стефана и Варвары Колычевых, отличался с юных лет строгим благочестием и начитанностью в божественных книгах, на 30 году тайно скрылся из Москвы и в Соловецкой обители принял монашество, затем там же был игуменом. По настоянию царя Иоанна Грозного, Московским Собором 1556 г. был (против желания) возведен в сан Московского митрополита; но за строгие обличения царя, жестоко казнившего невинных, по интригам развратной опричнины, с бесчестием лишен был кафедры, и, по несправедливому суду, сослан был в Тверь, в Отрочь Успенский монастырь, (см. подробнее в -Истории Карамзина, Соловьева, в житиях святых под 9 числом января, у архим. Леонида, архиеп. Димитрия, Месяцеслов русских святых 9 янв. и др.).

Приведем, по краткой редакции жития святителя Филиппа (по рукописи Моск. Румянцевского Музея № 380) по пересказу г. Колосова (см. Митрополит Филипп и место его заточения в м. Отроче, Тверь, 1902) сведения о пребывании святителя в Отроче и его кончине: "В Отроче монастыре приставили к митр. Филиппу самых лютых надзирателей. Много святитель Филипп испытал здесь бед, лишений и всяческих надругательств, но все переносил он с христианским долготерпением..." Когда я был, говори л впоследствии старец Симеон, в мире Стефан Кобылий, приставом в монастыре у преосвященного митрополита Филиппа, я видел крепкое терпение его во всех скорбях, и от нас он принял не мало напастей, которые мы причиняли ему по особому повелению. Пробыл он в заточении (в Отроче) без малого год. За три дня до своей кончины он стал нам говорить: "приходит время моей кончины". Мы ничего не понимали, а он причастился Тела и Крови Христовой. На 8-й день после этого приехал в Отрочь монастырь первый во всех злых замыслах, свирепый мучитель, Малюта Скуратов. Суровый он вошел в келью святителя, и сначала стал ему говорить с лестью, чтобы митрополит благословил Государя Царя ехать в Великий Новгород. Святитель же сказал ему: "говори правду, говори, чего тебе приказано; за три дня до твоего прихода открыл мне Господь время моей кончины". Малюта быстро предал его страстотерпческой смерти (удавил). Одна горсть крови, замечает повествователь, была во святителе и та была пролита за благочестие. И выйдя из кельи Малюта сказал игумену (Феодосию) и мне: "по вашему нерадению умер митрополит Филипп от чаду келейного". После сего он приказал при себе погребсти тело святителя в том же монастыре за алтарем соборного храма, глубоко закопав тело его в землю. Совершив это, Малюта отправился к царю, бывшему на пути в Новгород.

Святитель Филипп скончался мучеником 28 дек. 1559 г. Через 20 лет братия Соловецкой обители, во главе с игуменом Иаковом, испросили у благочестивого царя Феодора Ивановича, разрешение перенести в их монастырь тело митрополита Филиппа незабвенного для их обители"... Царь благосклонно отнесся к этому ходатайству и послан был особый приказ Тверскому епископу Захарии. Епископ Захария без замедления приказал настоятелю Отроча Монастыря (игумену Феодосию 8-му) указать место погребения святителя Филиппа. Со скорбью исполнил это игумен, не желая разстаться с телом святого... Открыв гроб, обрели в нем мощи святителя нетленными. Тление не коснулось даже его риз. Епископ Захария и весь народ со слезами прикладывались к мощам св. Филиппа, которые Соловецкий игумен Иаков с братиею взял в свою обитель. Это было в 1590 г. В 1652 г. мощи святителя Филиппа, с разрешения царя Алексея Михайловича, по настойчивому желанию митрополита Никона (впоследствии патриарха) были перенесены в Москву (3 июля) и в настоящее время открыто почивают в большом Успенском соборе.

Память о заточении митрополита Филиппа в Отроче монастыре издавна сохраняется в этой обители. В стене арки соборного Успенского монастырского храма сохранилась следующая надпись, вырезанная на камне вделанном в стену: "Лета 7026 (1698) августа в 24 день преставися раб Божий сея обители архимандрит-схимник Иона Болотников и погребен в сей часовне Филиппа митрополита... против сея летописи", Из этого видно, что в XVII в. над местом погребения м. Филиппа в Отроче была сооружена особая часовня. На северном столбе этого храма в сороковых годах XIX века находилась медная вызолоченая доска с надписью: "на сем месте погребен был иже во святых отец наш Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, от сотворения мира 7078 г., а от Рождества Христова 1570 г. декабря в 28 день; его же мощи в Отроче монастыре были 21 год, потом взяты в Соловки". Рака, в которой мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского в Соловецкий монастырь, в настоящее время находится в Отроче монастыре. По местному преданию, эту раку прислал из Москвы патриарх Никон для переложения в нее мощей св. Арсения, епископа Тверского, а затем, по устройстве серебряной раки для мощей сего святителя, рака эта, по распоряжению Тверского архиепископа Павла (Зернова), была передана в Отроч монастырь, в память того, что святитель Филипп, бывши в Отроче монастыре в изгнании, принял страдальческую кончину, и что в этой же раке мощи его были отправлены из Огроча Монастыря в Соловки" — Вопрос о месте заключения святителя Филиппа в Отроче монастыре и доселе остается неразрешимым. Одни (и большинство) признают, что митрополит Филипп заключен был в келии, под теплою церковью, где ныне устроена церковь во имя св. Великомученицы Варвары; в воспоминание чего на алтарной стене этого храма написана (художницею Жировой) картина кончины святителя, задушенного Малютою, — который, зверски озираясь на святителя, выходит по лестнице вверх из келии. — По мнению других келия св. Филиппа была внизу сей церкви, в подвале темном, в котором Тверская ученая архивная комиссия в 1889 г. не нашла никаких признаков человеческого жилья. Но это помещение некоторыми, (особенно случайными корреспондентами), признано было за место кончины святителя Филиппа и в 1901-м году на средства разных почитателей его памяти (особенно г. В-Мокнова) приведена была в возможно приличный вид и на стенах оного написаны картины из жизни святителя, как то: Последнее служение его в Успенском Московском соборе (копия с картины Пукирева), "Последние минуты жизни митрополита Филиппа", (копия с картины Новооскольцева), "Посмертное явление его Грозному царю Иоанну" и "Перенесете мощей святителя из Отроча монастыря в Соловецкую обитель" и икона св. Филиппа (в рост), пред коею по четвергам еженедельно отправляется молебен святителю с прочтением акафиста — Пред входом в подвальную келию устроен тамбур, в виде часовни, в коей написаны изображения святых, особо чтимых в Отроче монастыре (святителей Московских, Филиппа и Петра, св. Великомученицы Варвары, св. Тихона Задонского, Максима Грека и др.).-От времен святителя Филиппа сохраняется древняя икона св. Великомученицы Варвары, по преданию, его келейная икона. В Отроче при настоятельские келиях — в верхней церкви устроен теплый храм в честь св. Московских митрополитов Петра и Филиппа; до 1895 г. было два отдельных престола (в ряд), посвященных один святителю Петру, а другой святителю Филиппу.

Изображается святитель Филипп, согласно Иконописному Подлиннику (Филимонов под 9 ч. января): "иже во святых отец наш Филипп, митрополит Московский и всея России; подобием исчерна надсед, власы с ушей кратки, брада аки Николина, покороче, надсед мало, на главе шапка святительская, риза святительская, саккос, в омофоре, в руках евангелие". (И. Барсуков. Источники русской Агиографии) *).

Святителю Филиппу первоначально (в Москве)' праздновали в день его кончины-28 декабря (в Декабрьской Минее 1636 г. помещается ему служба). Но затем, по случаю предпразднества Рождества Христова (вероятно, во 2 и половине 17 в.) было перенесено празднование ему на 9 января. — В "Выходах Царей" за 1661 г. (стр. 367) под 23 числом декабря замечено: "праздник митрополита Филиппа праздновать Государь не изволил, а праздновал после Рождества, Генваря 9". В Уставе (1682) и Месяч. Минее (1699 г.) память св. Филиппу показана 9-го января и под этим числом помещена та же служба, что прежде помещалась в Декабр. Минее (1636 г.). Празднуется в честь его 3 июля в воспоминание перенесения его мощей из Соловецкого монастыря в Москву, где впрочем праздновали ему и в другие дни (см. Месяцеслов русских святых, 9 янв.).

Тропарь святителю Филиппу (под 9 числом января), глас 8-й: "Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою, тем же яко имея дерзновение ко Христу, моли за Императора Православного, за град же и люди, чтущие достойно память твою". Под 3-м числом июля помещается другая служба св. Филиппу (на перенесение его мощей), но тропарь тот же, что и 9 января.

В Твери, в Отроче монастыре, совершается архиерейская служба во дни памяти св. Филиппа (9 января и 3 июля); в с. Покровском-Знаменском, Корчев. уезда, Тверской губернии старинная церковь (каменная) посвящена св. митрополиту Филиппу-помещиком Колычевым (отдаленным его родственником); в этом храме особенным почитанием пользуется местная (в иконостасе) икона святителя.


Навигация

Система Orphus