Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Не умолкшие колокола: символ непотопляемости России

Близится один из самых «зимних» и самых почитаемых во всем христианском мире праздников. Его народное название – «Никола зимний», а полное церковное – память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Храмы, посвященные Николаю Чудотворцу, существуют во всех частях света. Всезнающий интернет утверждает, что их более 6000.

Подробнее...

По следам Петра Великого: тверская составляющая

Когда–нибудь тверскими краеведами будет произведен точный подсчет дням, проведенным Петром Первым на Тверской земле. Сегодня же мы остановимся лишь на самых значительных эпизодах в жизни Петра I, связанных с Тверским краем. И первое, куда мы должны отправиться, будет Вышний Волочек, потому что именно здесь, еще задолго до получения статуса города, по инициативе Петра I была начата работа по созданию первой искусственной водной системы России – Вышневолоцкой.

Подробнее...

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии. Среди предков будущего святителя был знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726-1809), исследователь Северного Ледовитого океана.

Окончив в 1875 году Пажеский корпус, Леонид Чичагов был произведен в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде.

Подробнее...

Монастырь на святом месте: к дню памяти великомученицы Екатерины

На нынешней неделе Рождественского поста весьма значимые для тверитян празднества следуют одно за другим.

Введение во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемое 4 декабря, для всех особенный праздник, из числа двунадесятых. Во вторник, 5 декабря, мы обращались за помощью и поддержкой к нашему небесному заступнику – благоверному князю Михаилу Тверскому, в среду, 6-го, – к его дяде Александру Невскому, а сегодня пришло время поклониться великомученице Екатерине. 

Подробнее...

«Неведомый никем...»

Участник Отечественной войны 1812 года, поэт и историк партизанских войн, наш земляк Николай Неведомский оставил свой след в истории

Всякий, заинтересовавшийся  биографией этого человека, неизбежно придет к мысли о том, насколько она отражена в его фамилии: о нем, тесно общавшемся с П.А. Плетнёвым, А. Фигнером, возможно,  А.С. Пушкиным,  известны только самые общие факты. Неизвестно и место его захоронения на кладбище у Казанской церкви в Сонковском районе, через которое в советское время была проложена дорога.

Подробнее...

«…за рекою за Теркою, под великими горами…»

Место, где закончил свои дни Михаил Ярославич Тверской, находится в современной Ингушетии

Летопись

Михаил Ярославич считается небесным покровителем города Твери. В этом году, как и прежде, в день его памяти 5 декабря (по новому стилю) в храмах города, в часовне у строящегося Спасо­-Преображенского собора, в городском саду у поклонного креста пройдут торжественные церемонии. Люди придут сюда, чтобы почтить память великого князя, отдавшего жизнь «за други своя», за родную Тверь.

Подробнее...

«Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды

Тема, заявленная в названии этой главы, может быть рассмотрена с двух точек зрения. С одной стороны, всю жанрово-тематическую группу повестей об основании монастырей можно отнести к роду местных легенд (учитывая при этом письменный характер такого рода повестей); в этом случае есть основание рассмотреть некоторые мотивы «Повести…» с точки зрения использования их в легендах, имеющих местный характер. С другой стороны, необходимо поставить вопрос о возможности существования устной легенды и ее отношении к «Повести…».

Подробнее...

Леонтьева Т. Г. Женщины из духовного сословия в самодержавной России

“Женская тема” в отечественной науке существует не одно десятилетие. Возникнув в скромной формулировке “женский вопрос”, она прошла несколько фаз в своем развитии и в настоящее время является одним из компонентов гендерных исследований. Однако, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, историков и философов, социологов и политологов, вряд ли можно утверждать, что “женский мир” представлен в современной историографии обстоятельно и полно. В какое бы время ни возникал этот естественный интерес к роли женщины в семье, обществе, государстве, неизменно в тени остается значительная категория женщин из духовного сословия – жены, дочери и сестры священников, дьяконов, псаломщиков, а также “профессионалки” – насельницы монастырей, монашеских общин и пустыней. Представительницам последней категории повезло в большей степени: сейчас хорошо известно, что смиренные служительницы Бога отважно проявили себя на полях сражений в качестве сестер милосердия, что они были первыми учительницами для тысяч крестьянских детей, заботливо помогали сиротам, инвалидам и всем нуждающимся без различия званий и сословий. Совсем незаметными на этом фоне оказываются те, для кого главным в жизни было быть женой, матерью. Эти женщины составляли незначительный по численности, но особый по значимости контингент, как в сельском, так и городском сообществе. Некоторые аспекты историко-социологического исследования именно этой категории женщин из духовного сословия в дореволюционной России представлены в данной публикации.

Подробнее...

Абуков С. Н. Брак Константина Михайловича и Софьи Юрьевны и его место в политических отношениях Москвы и Твери в xiv веке

Первая треть XIV в. - период длительной и жестокой борьбы в Северо-восточной Руси между двумя крупнейшими политическими центрами: Москвой и Тверью за титул великого князя владимирского, а фактически – за лидерство среди русских земель. Долгое время именно в споре Москвы и Твери происходила основная линия противостояния за гегемонию. Это был сложный процесс взаимодействия двух княжеств, где периоды смертельной вражды сменялись поисками компромисса и примирения. Браки представителей обоих княжеских линий являлись важнейшим индикатором колебания маятника политических отношений потомков Даниила Московского и Михаила Тверского. С другой стороны, они становились элементом продолжения политики, только другими методами, не менее действенными, чем меч или договор.

Подробнее...

"Повесть о Тверском Отроче монастыре" и древнерусский свадебный обряд

«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» И ДРЕВНЕРУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

От традиционных повестей об основании монастырей «Повесть о Тверском Отроче монастыре» отличает рассказ о женитьбе князя Ярослава Ярославича, собственно являющийся предысторией основания монастыря. В одной из первых и одной из главных работ, посвященных Повести, в статье В. Ф. Ржиги этот рассказ был прочно связан с фольклорной традицией, а именно, с традицией свадебных лирических песен. Исследователь отметил: «Этот эпизод с соколом, ведущим князя к браку и радующимся венчанию, вплетен в ткань мотива охоты несомненно под влиянием некнижного источника. Он явно навеян устно поэтической свадебной символикой, в которой сокол является излюбленным символом жениха, невеста же мыслится в образе лебеди, а смысл свадебного обряда символизируется погоней сокола за лебедиными стадами и успешным преследованием одной лебедушки»[1]. В подтверждение своей мысли исследователь привел пример такой свадебной песни.[2]

Подробнее...

Навигация

Система Orphus