По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю двадцать девятую по Пятьдесятницѣ.

Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ (Лук. 14, 24).

Нынѣ читано евангеліе о званныхъ Домовладыкою рабахъ Своихъ на уготованную Имъ великую вечерю, о безразсудномъ пренебреженіи къ этой вечери званными, о приглашеніи на мѣсто отказавшихся — нищихъ, убогихъ, слѣпыхъ и хромыхъ, и всякаго рода и званія людей, — и о грозномъ приговорѣ Домовладыки, что ни одинъ изъ приглашенныхъ не вкуситъ Его вечери (Лук. 14, 16-24).

Приложимъ это евангеліе къ себѣ. Званные на вечерю велію хозяиномъ дома — это всѣ мы: чрезъ крещеніе, помазаніе святымъ мѵромъ, воцерковленіе и причащеніе тѣла и крови Христовой, мы всѣ самымъ дѣломъ призваны къ наслѣдію вѣчныхъ благъ, вписаны въ число гражданъ неба; слѣдовательно, и для насъ съ вами несомнѣнно, непреложно уготована вечеря Божія. Намъ остается только идти на нее, не отказываться упорно и тѣмъ не оскорблять великодаровитаго и преблагаго Господа, Владыку живота нашего, уготовавшаго намъ, по безконечной любви Своей, вѣчныя блага. Но вотъ тутъ-то мы и начинаемъ упираться, отрицаться подъ разными предлогами. Правда, прямо на словахъ никто изъ насъ не отказывается идти на вечерю; но за то многіе изъ христіанъ отказываются отъ ней дѣлами своими, именно: своимъ маловѣріемъ, своею нераскаянностію, своимъ пребываніемъ и коснѣніемъ во грѣхахъ, своею дружбою съ многострастною плотію, своимъ пристрастіемъ къ тлѣннымъ благамъ земнымъ и столь скоро преходящимъ удовольствіямъ, не допускающимъ иногда и минуту подумать о Богѣ и душѣ, тѣмъ менѣе — возлюбить всѣмъ сердцемъ Бога, безмѣрно насъ возлюбившаго и для нашего спасенія Сына Своего не пощадившаго. А безъ покаянія, безъ исправленія сердца и житія невозможно войти на вечерю Божію. Ибо покаяніе есть единственное средство очищенія оскверненной совѣсти и души грѣшника, оно же даетъ и брачную одежду, въ которой можно быть на вечери, — только покаяніе искреннее сообщаетъ душѣ расположеніе и охоту къ благамъ небесной вечери. Безъ покаянія же и очищенія отъ скверны грѣха у грѣшника нѣтъ ни охоты, ни желанія вѣчныхъ благъ, какъ у тяжко больнаго нѣтъ желанія и стремленія къ пищѣ. Какъ ты вошелъ сюда, не имѣя брачной одежды, т. е. чистоты душевной, сказано будетъ всякому нераскаянному; и, связавъ руки и ноги, выбросятъ его вонъ, во тьму кромѣшнюю (Матѳ. 22, 12-13).

Вечеря Божія есть достояніе, удѣлъ только избранныхъ, искренно возненавидѣвшихъ грѣхи и по мѣрѣ силъ возлюбившихъ правду и Бога. Вопреки словамъ Спасителя иные отворяютъ входъ на вечерю царства небеснаго всѣмъ безъ изъятія, утверждая, что Богъ милостивъ и всѣхъ помилуетъ, и такимъ образомъ населяютъ небо, конечно, въ своемъ воображеніи только, и нераскаянными пьяницами, и блудниками, и татями и досадителями, и общественными злодѣями и убійцами, мздоимцами и лихоимцами и корыстолюбцами, думая, что Богъ спасетъ насъ и противъ воли нашей и что Онъ можетъ сдѣлать яснымъ солнышкомъ, безъ собственнаго со стороны каждаго участія и искренняго покаянія, и богохульника и злодѣя, татя и любодѣя, и жестокосердаго сребролюбца и наглаго обидчика, и похитителя общественнаго достоянія, пустившаго по міру многія, разоренныя имъ семейства или отдѣльныя лица. Нѣтъ, братія, Богъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7); не приселится къ Нему лукавнуяй, ниже пребудутъ беззаконницы предъ очами Божіими (Псал. 5, 5-6). Вѣсть Господь путь праведныхъ, и путь нечестивыхъ погибнетъ (Псал. 1, 6) вмѣстѣ со своими путниками или распутниками. Да возмется, сказано, нечестивый, да не видитъ славы Господни. Другіе совсѣмъ отвергаютъ и рай и адъ и проповѣдуютъ совершенное уничтоженіе личности и самосознанія человѣка, хотя сами же видятъ и знаютъ по наукѣ, что въ природѣ собственно нѣтъ смерти и уничтоженія, а въ ней все почти возраждается, измѣняется, претворяется, переходя изъ одного вида бытія въ другой, и значитъ, тѣмъ болѣе — не можетъ уничтожиться человѣкъ, царь твари, наилучшее твореніе Божіе на землѣ. Очевидно, и тѣ и другіе произносятъ дерзкую хулу на Бога, отвергая истинность Божію, безконечную правду и святость Его, вѣрность Господа Самому Себѣ и вѣрность и неизмѣняемость всѣхъ глаголовъ Его. Іота едина, или черта едина не прейдетъ отъ закона, дондеже вся будутъ (Матѳ. 5, 18), т. е. до іоты все исполнится. И здѣсь, на землѣ, порядочные, честные люди не допускаютъ къ себѣ въ домъ людей мало-мальски безчестныхъ, а предъ лице Божіе, которое тьмами темъ кратъ свѣтлѣе солнца, они вводятъ всякихъ, и нераскаянныхъ грѣшниковъ, и, кажется, совсѣмъ забываютъ о святыхъ Божіихъ угодникахъ, преданнѣйшихъ друзьяхъ Божіихъ, претерпѣвшихъ изъ любви и вѣрности къ Нему и закону Его всякіе труды, боренія, искушенія или безчисленныя муки отъ нечестивцевъ, — друзей Божіихъ, перенесшихъ величайшіе, неимовѣрные подвиги самоочищенія, самоисправленія и освященія благодатію Божіею; они поселяютъ вмѣстѣ и безбожныхъ Нероновъ и святыхъ апостоловъ Петра и Павла, не говорю о другихъ безбожныхъ мучителяхъ, поправшихъ всякую добродѣтель, всякія права человѣчества. Они, кажется, готовы были бы помѣстить вмѣстѣ и цареубійцъ, этихъ изверговъ, и — преданнѣйшихъ, до готовности положить жизнь свою, слугъ царя. Но кое общеніе правды къ беззаконію, свѣту ко тьмѣ, вѣрному съ невѣрнымъ, Христу и веліару (2 Кор. 6, 15)? Ни малѣйшаго; пропасть непроходимая, преграда несокрушимая между тѣмъ и другимъ. Человѣкъ добровольно уподобился скоту несмысленному, будучи почтенъ образомъ и подобіемъ Божіимъ, да въ такомъ скотскомъ состояніи и умеръ; или человѣкъ окалялъ себя безчисленными мерзкими дѣяніями, да такъ и умеръ: и ему отворяютъ райскія двери. Какая тутъ сообразность? Нѣтъ, все написанное въ словѣ Божіемъ, совершится. Не льстите себе: ни блудники, ни прелюбодѣи, ни сквернители, ни лихоимцы, ни татіе, ни пьянщы, ни досадители, ни хищники, царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9-10). Аминь. 

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 668-671. 


Навигация

Система Orphus