По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Святитель Кирилл Туровский. Сказание о черноризском чине от Ветхого и Нового Завета, из коих первый представляет прообраз иночества, а вторый являет оное самым делом

 


 

 

Содержание

  • Толкование о пострижении монахов в малый образ от ветхого закона и ина мера
  • Начало
  • Нравоучение
  • В первую меру о самоволии чернцев от Ветхого Завета
  • В ту же меру от нового закона о чернцах
  • От первой меры
  • Об одеждах Аарона, о схимном образе, о стихаре, поясе, подире, ободах, ефуде, четыресоставной ризе, об омете и кидаре
  • Смысл из сопоставления обоих законов – Христова и иерейского со схимническим образом
  • Сказание об ангельском и монашеском образе

Сначала скажем о тех, которые еще только исходят из мира в монастырь и берут на себя ризы монашеского образа ради искуса, чтó имеет основание в постановлениях того и другого завета. И подлинно нужно быть в первое время под искусом. Итак, монах, внимай своему образу и житию; смотри на облекающие тебя ризы и познай себя имеющего сочетать в себе свойства двух заветов. Согласно прообразу ветхого завета, ты принес себя в жертву Богу подобно ветхозаветным агнцам, какие закалались в пустыне на пасху. Не будь же покрыт коростою – ни хром, ни слеп, ни ранен; ибо все сии, ради порока, повергаемы бывают на съедение псам и птицам; ты же принес себя сюда не чрез уродство. Тщательно остерегайся, дабы не быть здесь покоищем для бесов и не повергнуть свою душу геенским птицам если окажешься покрыт грехами, как коростою, или же хром – от приверженности к житейским вещам, или слеп, живя безплодно, заботясь только о чреве. По ветхому закону вольный обет, великий и малый, должен быть приносим Богу от чистого сердца. Да не будет порочного колебания и в твоих мыслях, дабы не услышал ты, подобно Каину: «к тебе обращение твое, ты им обладаеши» (Быт.4:7). Ты, как свеча, волен в себе до церковных дверей, а потом не смотри, как и что из тебя сделают. Ты, как одежда, знай себя до тех пор пока не возмут тебя в руки; а потом не размышляй, если разорвут тебя и на тряпки. Имей свою волю только до вступления в монастырь; по принятии же монашеского образа всего себя отдай в послушание, не таи в сердце своем даже малого своевольства, дабы не умереть душею, услышавши, подобно Анании, Петра, говорящего тебе: «почему захотел солгать Духу Святому? – не человекам солгал, но Богу» (Деян.5:3–4). Не будь нерадив к своему обету, дабы не сбылось на тебе слово Писания: «лучше бы... не познать пути правды, нежели познав уклониться от него» и проч., псу и свинье будешь ты подобиться, если не пользуешь своей души, но опять возвратишься в мир (2Пет.2:21–22).

Толкование о пострижении монахов в малый образ от ветхого закона и ина мера

Бог сказал Моисею: «изведи из Египта моих людей Израиля дабы, вошедши, они наследовали землю, которую Я обещал Аврааму». Услышав об этом от Аарона, люди старались поспешно выйти – один, будучи обрадован Божиим обещанием, другой, не снося изнурительных работ фараона, иной не в состоянии будучи делать кирпичей и городских зданий, а иной, не перенося насилия приставников. И взявши с собою и кости Иосифовы, вышли. Несли же с собою замешенное тесто, потому что, по причине быстрого выхода, не удалось им испечь его; положили опресноки на свои головы и, таким образом, оне испеклись от лучей солнца, от чего волосы евреев вылезли и все они стали плешивы: по образу этого и у чернцов бывает гуменце. Прошедши через Чермное море, они без труда питались манною, а одежда на них не ветшала, пока не пришли они к Синайской горе. Тоже видим и в новом законе. Бог послал Сына Своего избавить человеческий род от плена диавола, и привести из тьмы в свет, и подражающих ему терпением вселит в небесное царство.

Начало

Акилла и Прискилла услышавши от Павла, что войти в царство небесное можно чрез чистоту и смирение, первее всего постригли свои волосы на главе и сделали себе черные одежды. А ты, брат, желая последовать Христу, ведущему тебя на небо, держи в уме своем – для чего удаляешься ты из мира, мысленного Египта? желая ли обещанного тебе царства, избегая ли от греховной работы диаволу, или по нелюбви к житейским заботам, от которых нет пользы, а только погибель для души, или же будучи смущаем женою и детями? Если пожелает и старец и больной, близкий к смерти, надлежит постричь его в иночество: это кости Иосифовы. Носи же мысленное тесто до тех пор, пока будет у тебя на главе плешь, и верою перейди море, т. е. забудь дела житейские и как манну, принимай от руки келаря даровой хлеб; не люби богатой и мягкой одежды, но старую, починяя ее многими заплатами, сохраняй, пока не дойдешь до горы боголюбезных добродетелей. Но и тогда не разслабляй себя, но потерпи, пока не сойдет с горы Моисей, неся скрижали с заповедями.

Нравоучение

И не подражай мужам, живущим в монастыре без страха Божия, думающим только о чреве и одежде, велеречиво гордящимся, безчинно заводящим со всеми ссоры и укоризны, восхищающим земную честь и власть; они по Писанию, имеют многих христов, дающих им иные наставления и заповеди, – такие, какие они сами желают. Ты же, монах, внимай заповеди и житию единого Христа, который от Своего рождества до распятия ради тебя претерпел досаждения, и клеветы, и понониения, и раны, и приготовь себя к терпению скорбей; подвизайся, не нарушай своего обета, мужайся, когда подвергаешься укоризнам, не предавайся упорному сопротивлению, подобно безчестным сосудам, испуская смрад. Но вспомяни о себе и о пострижении своей головы, вспомяни, что ты носишь образ тернового венца Христова, и понеси вместе с Ним (Христом) свой крест злостраданием, распни себя вольным терпением и, таким образом, победишь врага. – Не смущайся же, по подожди, пока Христос изведет Адама из ада.

В первую меру о самоволии чернцев от Ветхого Завета

Моисей, заповедав всем пребывать в чистоте, взошел на гору, куда сошел Бог. Огонь окружил гору. Бог, написавши Своим перстом скрижали, дал закон Моисею, а потом, взявши часть от его духа, вложил оную в избранных старцев, и, кого восхотел, ущедрил и помиловал. Но смотри, чтó случилось: чудеса не спасли слабых от погибели; пришедши к Аарону, они настоятельно требовали от него дать им бога. И когда сбылась воля их, они, севши, ели и пили до тех пор, когда не низшел на них огонь, и многие погибли от гнева Божия; погибли бы и все, если бы Моисей не стал с сокрушением просить Бога, дабы отвратил гнев Свой и не погубил их, пока не будет сделана скиния.

В ту же меру от нового закона о чернцах

Ты же, монах если веруешь, что получишь на небесах мир, согласно сказанному; «наше житие на небесах», – храни заповедь, которую Христос изрек ученикам, входя в Иерусалим: «кто из вас желает быть большим, да будет менее всех и всем слуга». Помни, чтó ты слышал при своем пострижении: се здесь Христос невидимо стоит. Подумай, не более ли чем на горе Синайской окружил тебя тогда огонь Божьего страха? И произнесенный тобою обет не глубже ли чем на (каменных) скрижалях вписан был Божиим словом в телесные скрижали твоего сердца? Не нарушай же его худою верою. Если ты не сияешь подобно Моисею, то, по крайней мере, воздыханиями о грехах курися подобно горе. Блажены были тогда единомыслящие с Иисусом Навином; и ты, брат, постарайся найти мужа, имеющего дух Христов, украшенного добродетелями, представляющего свидетельство своим житием, более всего имеющего любовь к Господу, послушание к игумену и незлобие к братии, разумеющего божественные писания и чрез то наставляющего идущих на небеса к Богу. Отдай такому мужу самого себя, подобно тому как Халев Иисусу, уничтожив всю свою волю, – и будешь как чистый сосуд, сохраняющий вливаемое в него доброе, и соделаешься скиниею Святой Троицы, согласно сказанному Господом: «Я и Отец придем и обитель в тебе сотворим».

От первой меры

Не присоединяйся, как к Авиронскому сонму, к монахам, которые заботятся о своем теле, меняют одежды, под предлогом праздника делают особую трапезу с питием, устрояют сборища и остаются на них до позднего времени, стараются подчинить старейших своей воле, делают совещания не ради Бога, не ради пользы, но составляют яростный союз с целию безстыдного нападения на эконома и келаря, подобно Корею, Дафану и другим, вооружившимся против Моисея и Аарона. Для них, по Апостолу, «бог чрево и слава в студе их» (Флп.3:19). Ради их приходит гнев Божий на противящихся сынов, то есть монахов, нарушающих свой обет и устрояющих мятеж в монастыре. Они не видят написанного о них: «Я сказал: боги будете и сыны Вышнего все; вы же как человеки умираете» (Пс.81:6–7); ибо таковые мертвы душами; но они умерли бы и телами, (А се за Моисея Христос) если бы Христос не приносил повседневно Собою жертву Богу Отцу за грешников, ожидая нашего покаяния. – Однако, если обещанного нам царствия небесного не наследуем по своей слабости, лучше для нас, чтобы наши тела пали вместе с падшими в пустыне, нежели чрез привязанность к греховной жизни нам возвращаться к египетским страстям. Ибо если мы и будем чувствовать стыд, повседневно каясь в частых согрешениях, – за то избегнем мучений от адских приставников.

Об одеждах Аарона, о схимном образе, о стихаре, поясе, подире, ободах1), ефуде, четыресоставной ризе, об омете и кидаре

Когда устроена была скиния, приготовлена была жертва, принесена князьями пшеничная мука с деревянным маслом и чистым туком по сиклу святому, т. е. по весу правды Божией, – Бог повелевает Аарону со всем племенем чистых левитов облечься в священные ризы: здесь, двояко знаменуя и Адамово преступление и Христово вочеловечение, указует на монашеский чин. Итак стихарь устроен из багряниц по образу смоковных листьев, которые Адам сшил для прикрытия себя. Пояс кожаный по образу кожаных риз обозначал смертность; подир – преступный Адамов грех; золотые ободы (повязки?) знаменовали принужденное изгнание из рая грешника, подобного скоту, ведомому уздою; положенный на персях ефуд с двумя камнями, с изображением на оных двенадцати колен израильских – пророчество; четыресоставная же риза – распростертое над израильтянами в пустыне облако, из которого сходила для них манна; «ибо – сказано – распростер облако покровом для них». Смотри, монах, твоя мантия получила название от манны, поэтому не возлагай на себе мятля (мирскую одежду); кидар – головной покров, – это осенение Святаго Духа; омете же (подол) – это Адам, который с высоты райской жизни сошел в преисподний мрак ада. – Иереям и левитам взявшим на себя его образ, Бог повелел вымолить его, сущего в аде. Но поелику сами патриархи и пророки не сохранили до конца Божьего повеления, не захотели жить по закону, то всех живших в ветхом завете Писание заключило под грех. Об этом Господь сказал в притче о впадшем к разбойникам, который был обнажен, получил язвы, и полумертвый брошен при дороге; иерей и левит – сказано, – проходя по дороге, и видя больного от ран, не могли его изцелить и прошли мимо. Поэтому надлежало явиться тому Иерею, всецело имеющему образ Аарона, но не по его чину называющемуся, Который извлек из ада падшего от ран и, положивши его на Свой скот, принес в гостиницу.

Смысл из сопоставления обоих законов – Христова и иерейского со схимническим образом

Послушай апостола Павла, говорящего к галатам: «послал Бог Сына Своего..., раждающагося от жены, бывающего под законом» (Гал.4:4). Смотри, как для тебя по первому образу сотворил Себе скинию из небесного злата и потом приготовляет Себя в жертву. Ибо – сказано – «князи людстии собрашася... на Господа и на Христа Его» (Пс.2:2). Вместо принесения крупичной муки, они говорили на Него хулу; вместо масла – они плевали на Его святое лице; вместо тука – били по ланитам; купили же Его от Иуды ценою сребра, по образу оного сикла. Подобным образом и монах соблюдением закона и добрыми делами, соделывает свое тело скиниею для Святаго Духа и чистым умом посвящает себя Господу, как живую жертву, – принося вместо муки – молитву Господу, вместо масла – слезы, вместо тука – сердечные воздыхания. После сего смотри на одеяние Христа, имевшего быть иереем по повелению Божию, согласно с пророческими предсказаниями. Совлекли с Него ризы Его и облекли в ризу червленую, т. е. стихарь Ааронов, – взамен смоковного листа, одеяния Адамова. Тоже знаменует и чернеческая власяница – символ отречения от собственной воли; ибо пишется о сем: «се красен в одежди своей невольной». Пояс же означает осуждение на крестную смерть, которою Христос обоготворил Адама; поелику связанный был водим, по писанию: «опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим»; по сему образу схимнический пояс с праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображает совершенное Христом в обоих заветах. Ободы же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет Себя царем». И это было согласно с пророчеством: «связати цари их путы» (Пс.149:8); а носил Христос сии узы для того, чтобы поношение Адамово дать царям вместо узды, ибо они, нося такие путы при своем сане, чрез сие спасаются. Посему и монахам заповедано носить аналавы т. е. плетенные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания. А ефуд означает то событие, когда Христос стал пред архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он, смотря в ефуд; тогда иудеи, закрыв платом лице Его, говорили: «прорцы нам, Христе, кто есть ударяй Тя?» (Мф.26:68) – ибо они прорицали, смотря в ефуд. По сему образу у чернца малая мантия, не на персях и не на лице, но за спиною, чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон. – Кидарь же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на Него терновый венец, – почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос. Четыресоставная же риза Аарона – означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира; воины же Христовы – это монахи, которые носят четыресоставную мантию: ибо мантия называется покровом Божиим, по образу распростертого над Израилем облака в пустыне, монахи же суть новый Божий отрок – Израиль. Подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их кресту; это – монашеский куколь, который в отношении к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а в отношении к новому – образ Христова смирения. Вместо вкушения иерейского новоплодья, сообразно вкушению Адама от запрещенного древа, Он вкушает жолчь с уксусом. Посему чернцу надлежит соблюдать повседневный пост и иметь от всего воздержание – в память всесожигаемого иереями по закону агнца, который по образу Адамовой смерти, прободается в ребро, потребляемый Духом Святым, чрез излитие крови и воды. Итак, монах, уничтожь свою волю и потреби грехи излитием теплых слез. Омет же – это Адам, которого Христос взял на Свои рамена и из ада возвел на небеса. Смотри, как Он тебя, – попадшего к разбойникам взимает на Себя, – тебя, которого не могли изцелить закон и пророки. По сему образу епископы носят омофор на плечах и полагают душу свою за людей, чрез учение извлекая их из ада греховного. Если будет монах епископом, то он должен снимать мантию, когда служит с палицею; поелику один ефуд, а не два, как Аарон так и Христос приняли: ибо невозможно при служении для спасения падшего Адама носить вместе с тем бремя ветхого завета, который не мог поднять лежащего, но оставил его долу, как бы во свидетельство своего безсилия. Также и игуменам, служащим с палицею, следует снимать с плечь мантию. Игумену же, как в большом так и в малом монастыре находящемуся, следует служить с палицею, и не должно просить о сем (разрешения) у епископа; ибо палица есть принадлежность монаха; епископу она чужда, а игумену свойственна: ибо ефуд держится на чистом плате, а не за власть сана достается; да вы и сами знаете, что не епископ возлагает на плечи всех иноков мантию.

Сказание об ангельском и монашеском образе

И об этом надлежит сказать тебе: почему монахи называются носящими ангельский образ? Ибо хотя и все знают о сем, но я пишу ради молодых и неразумных. Здесь под ангелами разумеются не небесные ангелы, не безплотные существа: ибо они светообразны, по существу невидимы, неизмеримы по качеству, – но земные ангелы, то есть преподобные мужи, законодатели, в ветхом и новом завете, в телесной чистоте благоугодно послужившие Богу. Слушай Давида, говорящего: «персты мои составили псалтирь, и кто возвестит Господу моему? – Он Сам услышит; Он послал ангела Своего и я взят был от овец отца моего – и помазал меня милостию помазания Своего» (Пс.151:2–4). Не думай, что послал с небес: ибо здесь Давид ангелом называет Самуила, помазавшего его. Также и Павел в послании к евреям говорит: «глаголанное ангелы слово бысть известно» (Евр.2:2), – и он называет ангелами законодателей и пророков. Также и Стефан говорил фарисеям, что они, принявши законоповеления ангельские, не сохранили их; причем он разумеет Моисея, закон которого не сохранили евреи. И опять Павел, находящимся в новом законе, говорит: «должна жена, молясь во храме, иметь покров на голове ради ангелов» (1Кор.11:10). Смотри, как Писание называет ангелами священников, живущих в телесной чистоте и непорочно служащих Богу в ветхом и новом законе. Вот и ты, инок, избрал для себя ангельское, священное и чистое житие: держись же его не на словах только, но укрась и добродетелью. Хотя ты и покрыт грехами преступления Адамова, но носишь на себе весь образ священных риз Аароновых; постарайся же чрез терпение Христово соделаться сыном Божиим, чтобы не только себя спасти, но изцелить и впадшего к греховным разбойникам. Будь славен не светлыми одеждами, но добрыми делами. Терпеливо подвизайся, переноси мужественно всякие скорби, ревнуя мученикам, пролившим кровь свою за Христа. Ты, если не внешним образом, то внутренне изсуши кровь свою, угождай телу только по необходимой нужде, дабы и тебе быть наследником части преподобных, ангельского венца и небесного царства. – Обо всем этом я говорил тебе не от себя, но от святых книг. Если кто мудрый иначе истолкует сие, мы не станем противоречить: мы не жнецы, а класособиратели и не хитры в деле книжном. Мы, грубые, всего более от вашего старейшинства требуем святой молитвы о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава с Отцем и со Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

1) повязках?

Источник: Творения святого отца нашего Кирилла, епископа Туровского с предварительным очерком истории Турова и туровской иерархии до XIII века. – Издание Преосвященного Евгения, епископа Минского и Туровского. – Киев: В Типографии Киево-Печерской Лавры, 1880. – С. 90–102.


Навигация

Система Orphus