По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа

Прииди, благочестивое собрание, составим ныне празднество, прииди, восторжествуем ныне с вышними Силами. Приидите послушные зову пророка Давида, воспоем «Богу нашему», воспоем «Цареви нашему», воспоем: «яко Царь всея земли Бог», воспоем «разумно» (Пс.46:7–8). Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, — тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, — ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно «Сына Бога живаго», взойдем на гору добродетелей — и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину «блаженны очи, которые видят, и уши, которые слышат... то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать», но не получили желаемого (Мф.13:16–17). Итак, приидите и мы, объяснив по возможности слова Божественного Писания, предложим вечерю вам, добрым гостям, приправленную благодатию Того, Кто косноязычным даровал легко и ясно говорящий язык.

Подробнее...

Святитель Григорій Нисскій. Противъ Аполлинарія, къ Ѳеофилу епископу Александрійскому.

Не одною мірскою мудростію обилуетъ великое гражданство александрійское; и потоки истинной и подлинной мудрости также изливаются отъ васъ изначала. Посему мнѣ кажется справедливымъ, чтобы тѣ, которымъ дано больше силъ къ добру, больше оказывали помощи въ защищеніи таинства истины: ибо и само высокое Евангеліе говоритъ нѣгдѣ: ему же дано много, болѣе и взыщется съ Того (Лук. 12, 40). Итакъ ты поступишь справедливо, если всю присущую по благодати Божіей тебѣ и твоей церкви силу, противупоставишь лжеименному знанію тѣхъ, которые всегда измышляютъ нѣчто новое противъ истины, которые разрываютъ союзъ по Богѣ, великое и почтенное имя христіанъ предаютъ молчанію, а раздѣляютъ церковь по именованіямъ человѣческимъ; и, что всего хуже, люди радуются, что называются по именамъ своихъ руководителей въ заблужденіи. Если бы повсюду и до конца исполнилось пророческое желаніе, изчезли бы грѣшницы отъ земли и беззаконницы, яко не быти имъ (Псал. 103, 35): это очевидно было бы всего лучше. Поелику же слова беззаконниковъ превозмогаютъ, пріобрѣтая силу противъ истины въ содѣйствіи противника: то желательно было бы уменьшить зло и воспрепятствовать болѣе и болѣе распространяющемуся возрастанію нечестія. О чемъ я говорю? Послѣдователи мнѣній Аполлинарія, при помощи порицаній (направленныхъ) противъ насъ, стараются дать (бóльшую) силу своимъ заблужденіямъ, утверждая, что Слово плотяно (σάρϰινος), что Сынъ человѣческій есть Творецъ вѣковъ и что Божество Сына смертно. Разглашаютъ, будто бы въ каѳолической Церкви нѣкоторые признаютъ въ (своемъ) ученіи двухъ сыновъ: одного по естеству, а другаго по усыновленію, послѣ привзошедшаго. Не знаю, отъ кого они это слышали, и на какое лицо направляютъ удары; ибо я доселѣ не знаю, кто бы говорилъ это. 

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Святыя Евѳимія и Ольга.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994Обычно слыша церковныя пѣснопѣнія, въ которыхъ прославляются угодники Божіи, воспоминаемые Церковью, мы слышимъ мужскія имена. Но вотъ сегодня празднуется память двухъ угодниковъ Божіихъ, вѣрнѣе, угодницъ — оба святыя имена прославляемыя сегодня суть женскія.

Подробнее...

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»

Кондак 1

Избранной от всех родов За­ступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покры­вающей страну нашу православ­ную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о яв­лении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех при­текающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.). Царь Николай Многострадальный.

Прообразомъ страдавшаго и воскресшаго Христа былъ праведный Іовъ Многострадальный, память котораго совершается нынѣ, и книга о которомъ читается на Страстной седмицѣ, потому что праведный Іовъ былъ первымъ прообразомъ великаго страдальца за наши грѣхи, Спасителя міра. Подобно Іову, изъ обладавшаго большимъ богатствомъ сдѣлавшемуся нищимъ, Сынъ Божій, оставя небесный Престолъ Свой, «обнищалъ», сдѣлавшись подобнымъ намъ Человѣкомъ, терпѣвшимъ всѣ нужды человѣческія и не имѣвшимъ гдѣ главу преклонить. Какъ праведный Іовъ терпѣлъ укоризны отъ своихъ ближайшихъ друзей, такъ и Христосъ претерпѣлъ поношенія и клеветы отъ Своихъ соплеменниковъ и предательство Іуды. Но какъ послѣ страданій св. Іовъ вновь увѣнчался славой и богатствомъ, такъ и Сынъ Божій воскресъ изъ мертвыхъ, возшелъ на Свой небесный Престолъ, воспѣваемый ангелами и пріемлющій поклоненіе отъ всего міра. Какъ были прообразы Христовы до Его пришествія на землю, такъ послѣ пришествія Его, образами Его должны быть вѣрующіе въ Него. Самъ Христосъ сказалъ на Тайной вечери «образъ (примѣръ) вамъ далъ, да якоже Азъ сотворихъ и вы сотворите» (Іоан. 13, 15). А святой апостолъ Павелъ говоритъ: «подобны мнѣ бывайте, якоже азъ Христу». Человѣкъ созданъ по образу и подобію Божіему, и всякій человѣкъ долженъ въ себѣ являть то подобіе своими добрыми качествами, отражающими въ насъ подобіе Божіе. Грѣхъ осквернилъ природу и человѣкъ сталъ неспособенъ къ истинному добру, потерявъ живое общеніе съ Богомъ.

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.). Страстотерпецъ Николай II.

Голосъ крови брата твоего вопіетъ ко Мнѣ отъ земли; и нынѣ проклятъ ты отъ земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего отъ руки твоей (Быт. 4, 10-11).

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994Такъ изрекъ Богъ Каину послѣ убійства имъ Авеля. Незлобивый, кроткій Авель бездыханный и безгласный лежалъ на землѣ. Но кровь его вопіяла къ небу. О чемъ вопіяла она? Вопила земля, вопила природа, взывая къ Богу о правосудіи. Вопила, ибо не могла молчать, потрясенная совершившимся преступленіемъ. Есть событія, которыя потрясаютъ даже бездушныя стихіи. Самъ Господь творитъ тогда судъ надъ ними. Таково было первое убійство, убійство Каиново. Таковы многія другія тягчайшія преступленія. Къ нимъ относится страшное цареубійство въ Екатеринбургѣ. За что былъ преслѣдуемъ, оклеветанъ и убитъ Царь Николай II? За то, что онъ былъ Царь, Царь Милостью Божіей. Онъ былъ носителемъ и воплощеніемъ православнаго міровоззрѣнія, что Царь есть слуга Божій, Помазанникъ Божій, ему должный дать отчетъ за судьбы ввѣреннаго ему народа, за всѣ свои дѣянія и поступки, не только личные, но и какъ Правителя.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus