По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Преподобный Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди

 


[1] Ты повелел нашему ничтожеству, отец и брат, ответить на твой вопрос: “Позволительно ли исповедовать грехи некоторым монахам, не имеющим священства?”, прибавив также и сие: “потому что мы слышим, что власть вязать и решить дана одним священникам”. Эти слова и душеполезные вопрошания [свидетельствуют о] твоей боголюбивой душе, пламенном желании [узнать истину] и страхе [перед Богом]. Одобряя твое стремление к добру и желание узнать о божественных и священных предметах, мы, тем не менее, не способны рассуждать и писать об этом, почему и хотели бы молчать; ведь соображать духовное с духовным (1 Кор. 2:13) — дело бесстрастных и святых мужей, от которых мы отстоим далеко и жизнью, и словом, и добродетелями. [2] Но поскольку, как написано, близок Господь ко всем, призывающим Его в истине (Пс. 144:18), то и я, недостойный, призвав Его в истине, скажу тебе следующее не своими словами, но от самого божественного и богодухновенного Писания, не поучая [от себя], но предлагая тебе из него свидетельство о том, о чем ты спрашивал [меня]; дабы мне от обеих пропастей по благодати Божией сохранить самого себя и слушателей своих: и от сокрытия таланта, и от того, чтобы недостойно и тщеславно — более того, [находясь] в помрачении, — изъяснять догматы.

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила Слово третье. Какое содействие доставляет жизни во Христе Божественное миро

 


Тем, кои так духовно созданы и таким образом рождены, следует получить и действование, которое бы соответствовало таковому рождению, и сообразное тому движение. И это доставляет нам таинство Божественного мира, ибо деятельными соделывает духовные действования, то одно, то другое, то многие, судя по тому, какую имеет кто приемлемость к таинству. И ныне с омывшимися совершается то же, что в прежние времена соделывали руки апостолов с крещеными от них, ибо когда апостолы возлагали руки на принявших таинство, сказано, подавался им Дух Святый, и теперь Утешитель нисходит на помазуемых. Доказательства сего следующие. Первое: в Ветхом завете одинаково помазывались цари и священники, закон же церкви первых воцаряя миром, на священника возлагает руки и молится о благодати Духа, показывая сим, что то и другое считаем за одно и то же, и что то и другое имеет одну и ту же силу. Потом они имеют общее между собою в именах: оное называется помазанием, сие - сообщением Духа. Ибо рукоположение священников Божественнейшие из иереев называют помазанием, и наоборот, о тех, коих совершают таинством мира, и молятся, и веруют, что они общники Святого Духа, и когда приступающим к таинству объясняют, что оно такое, называют его печатью духовного дара.

Подробнее...

Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое.


1. Прежде всего, чадо, расстанься с миром. Расстанься с землей твоей, со сродниками твоими [1]. Расстанься с призрачным веществом, то есть с заботой века сего, да узришь прекрасное Царствие Небесное.

2. Сними покрывало с сердца твоего, чтобы стать зрячим. Расстанься с видимым, чтобы узреть невидимое.

Подробнее...

Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон.


Из сборника «Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология».

Подобает ти ведати, возлюбленный и духовный мой брате, яко сказание от божественных писаний, еже послах иже по Бозе твоей любви того ради, понеже множицею глагола ми о сем, и от многа времени требуеши от мене худого слышати слово, в душевную тебе поспевающее ползу, и памяти ради моего недостоинства, яко да и по смерти моей поминаеши мое окаанство. Но не яко же ты мниши, възлюбленне, мы силни есмы в делех и словесех; веси убо немощь мою, и удобна тебе худость моа; но яко не просиши от мене успокоевающее плоть, но к спасению душевного устроенна, сего ради забых свою худость и неразумие, поминая твою веру и усръдие и еже о блазем тъщание, и повеленнаа тобою съверших. Дръзнух написати и послати твоему боголюбию твоего чаяниа недостойно, нашея же крепости не хужьдши.

Подробнее...

Преподобный Антоний Оптинский Наука о преданности воле Божией


Предисловие к письмам преподобного Антония, старца Оптинского

Отец Игумен Антоний, коего письма к разным лицам предлагаются здесь, происходил из благочестиваго купеческаго семейства. На 21-м году своей жизни (в 1816 г.) он удалился из мира, и более пяти лет провел в Рославских лесах, в трудах и подвигах суроваго пустынножительства вместе с старшим братом своим О. Моисеем. Потом, опять вместе с ним же, был одним из первых основателей и тружеников Предтечева скита при Оптиной пустыни, в котором 14 лет был и начальником, прожив в нем всего лет 18. Здесь постигла его страшная, мучительная болезнь в ногах, утружденных многолетним подвижничеством, болезнь продолжавшаяся около 30 лет, т. е. до самой его кончины, и причинявшая ему жестокия страдания, которыя он переносил с изумительным терпением и благодушием, не оставляя притом и добровольных, монашеских подвигов и трудов, и занятий по должности. В 1839 году, не смотря на болезненное его состояние, он, к великому своему прискорбию, был назначен Игуменом Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря, и лет 13 нес весьма тягостное для него бремя настоятельства. Последния 12 лет своей жизни он провел на покое в Оптиной пустыни, где и почил о Господе в 1865 году в ночь на 8-Августа.

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.). Слова и бесѣды на праздники Богородичные. Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы.


Для совершающихъ торжественно память чудеснаго явленія покрова Матери Божіей, не можетъ быть ничего радостнѣе, какъ если бы кто возвѣстилъ имъ, что сей благодатный покровъ простертъ и надъ ними. Но кто можетъ быть такимъ вѣстникомъ? — Чье око способно видѣть святѣйшую Ходатаицу, на воздусѣ за ны Христу молящуюся? — Среди насъ нѣтъ явныхъ тайнозрителей, подобныхъ блаженному Андрею и Епифанію; а сокровенные довѣдомы единому Господу и блюдутъ духовныя созерцанія свои для вѣчности.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Слова и поученія на праздники Божіей Матери. Слово на день Покрова Пресвятыя Богородицы.


Яко сотвори Мнѣ величіе Сильный (Лук. 1, 49).

Мы празднуемъ нынѣ, возлюбленные братія, Покровъ Божіей Матери. Праздникъ этотъ установленъ святою Церковію Россійскою для торжественнаго, благодарнаго воспоминанія и прославленія благодѣяній Божіей Матери, чудесно оказанныхъ православнымъ христіанамъ константинопольскимъ въ началѣ X-го столѣтія по Рождествѣ Христовѣ, въ 910 году, при императорѣ греческомъ Львѣ Премудромъ. 

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.). Слово на праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы. Объ особенномъ заступленіи Пречистой Божіей Матери въ нашихъ великихъ бѣдствіяхъ.


Пречистая Божія Матерь всегда простираетъ Свой молитвенный покровъ надъ нами. Она всегда умоляетъ Сына Своего, Господа нашего Іисуса Христа, объ избавленіи насъ отъ всѣхъ бѣдъ и напастей и о дарованіи намъ вѣчнаго спасенія. Вотъ почему св. Церковь ублажаетъ Ее, какъ «въ молитвахъ неусыпающую».

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.). Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери.


Радостенъ для вѣрующаго сердца праздникъ Покрова Божьей Матери! Такъ явно, такъ наглядно напоминающій намъ и укрѣпляющій насъ въ надеждѣ на то, что мы съ вами не забыты у Пренепорочной Матери рода христіанскаго, Преблагословенной Дѣвы Маріи, Которая Своимъ спасающимъ и милующимъ покровомъ покрываетъ родъ христіанскій. Великій Первосвятитель Зарубежной Церкви и ея основатель Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній любилъ подчеркивать, что въ празднованіи этого праздника выразилась душа русскаго народа и его благоговѣйная вѣра и любовь къ Божьей Матери.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus