Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Богоявленіе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994Празднуя Богоявленіе, мы вспоминаемъ, и что Богъ открылся людямъ, какъ Троица, и что Іисусъ явился людямъ, какъ Христосъ. Гдѣ явился Христосъ? Гдѣ началъ Свое дѣло? Пошелъ ли въ великій градъ и тамъ явился въ Своей Славѣ? Или взошелъ на высокую гору, а многотысячная толпа стояла внизу и смотрѣла на Него, какъ на нѣкое диво? Нѣтъ! Христосъ пошелъ въ пустыню, на рѣку Іорданъ, гдѣ Іоаннъ крестилъ народъ. Проповѣдывалъ Іоаннъ покаяніе и звалъ грѣшниковъ, въ знакъ покаянія, креститься въ Іорданѣ. А вотъ, какъ грѣшникъ, приходитъ и Христосъ и проситъ крещенія. Онъ, не имѣющій грѣха. Убоялся Іоаннъ. «Ты долженъ меня крестить». — «Оставь теперь, — отвѣчаетъ Іисусъ, — ибо такъ намъ подобаетъ исполнить всякую правду». Адамъ согрѣшилъ гордостью, хотѣлъ возвыситься, сдѣлаться такимъ, какъ Богъ. А Христосъ пришелъ исполнить правду Божію, грѣхъ Адамовой гордости загладить смиреніемъ. Адамъ хотѣлъ возвыситься передъ Богомъ, а Богъ смиряется предъ человѣкомъ. Христосъ сошелъ въ воду и принялъ крещеніе отъ Своего раба. Трепеща, Іоаннъ положилъ руку на своего Владыку и Бога, а Христосъ смиренно преклонилъ передъ нимъ Свою главу. Это смиреніе Христово отверзло небо. Разверзлись тогда небеса, и послышался голосъ Бога Отца: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. Сей есть Сынъ Мой, Который смирилъ Себя, чтобы исполнить Мою волю, истинный Мой Сынъ, Который унижается, чтобы возвысить человѣка». А Духъ Святый сошелъ съ неба на Іисуса, подтверждая слова Отца. Такъ смиреніемъ Христосъ отверзъ небо и открылъ людямъ тайну троичности Божества.

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Слово на Богоявленіе.

Въ день праздника Богоявленія — Крещенія Господня, всякому православному христіанину не лишне вспомнить о другомъ крещеніи, о томъ крещеніи, которое совершено было надъ каждымъ изъ насъ, православныхъ христіанъ, крещенія, въ которомъ каждый изъ насъ далъ устами своихъ крестныхъ родителей обѣщаніе Богу въ томъ, что онъ будетъ всегда отрекаться отъ сатаны и дѣлъ его и будетъ всегда соединяться, «сочетаваться» со Христомъ.

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово въ день Богоявленія Господня.

Богъ — вездѣприсущъ. Онъ Духъ, и все наполняетъ собою. Въ этомъ согласны и вѣра и разумъ. Что же такое значитъ, что вѣра такъ часто говоритъ намъ о богоявленіяхъ? Что такое значитъ, что Церковь христіанская назвала нынѣшній день преимущественно днемъ Богоявленія?

Богъ — вездѣприсущъ. Тѣмъ не менѣе Онъ можетъ являть особенную свою силу, въ извѣстномъ мѣстѣ, для извѣстныхъ людей. Онъ есть Духъ; дышетъ, идѣже хощетъ; и такъ, какъ хощетъ, дышетъ: то въ громахъ и молніяхъ — въ грозномъ могуществѣ силы; то въ кроткомъ вѣяніи вѣтра — въ силѣ благости своей. На небѣ — престолъ Его, градъ Его — Іерусалимъ небесный; на небѣ — обители многія многихъ слугъ, говоритъ намъ откровеніе: это значитъ, что намъ указывается на то положеніе, въ которомъ яснѣе, нежели намъ земнымъ жителямъ, является Богъ, и творитъ блаженными святыхъ слугъ своихъ; это значитъ, что Духъ — ревнитель святыни, наполняя все собою, особенно близокъ къ духамъ чистымъ. И на землѣ открывается Онъ съ особенною своею благостію для благихъ, и съ грознымъ величіемъ для грѣшныхъ; и на землѣ Онъ являетъ крѣность свою великую и дивную тамъ, гдѣ хощетъ, по премудрому и благому хотѣнію своему. Богъ нашъ есть Богъ самосущій, всевластный, — Онъ непокоренъ неизбѣжной неподвижности, или неподвижной необходимости. И духъ сотворенный, властвуя надъ соединеннымъ съ нимъ тѣломъ, обнаруживаетъ особенное присутствіе свое, — то въ томъ, то въ другомъ членѣ повелѣваетъ — то тою, то другою частію ввѣреннаго ему состава тѣлеснаго. Тѣмъ болѣе Духъ всевластный и высше-свободный можетъ выполнять мысль свою тамъ, гдѣ восхощетъ, и какъ восхощетъ.

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.) Слова къ владимірской паствѣ. 31. На Крещеніе Господне.

Празднуя св. Богоявленіе, перенесемся мыслію на самое мѣсто событія, и будемъ разумно внимать происходившему тамъ! — Вотъ Виѳавара! Вы видите на берегу св. Іоанна, въ одеждѣ изъ верблюжьяго волоса, съ поясомъ усменнымъ о чреслѣхъ своихъ. Его окружаетъ безчисленное множество народа изъ Іерусалима, Іудеи и всей страны Іорданской. Крещеніе Спасителя только что кончено; и очи всѣхъ обращены на восходящаго отъ воды Сына человѣческаго. — Они больше ничего и не видятъ. — Но изострите вѣрою око ума вашего и въ слѣдъ за Іоанномъ, минуя сіе видимое всѣмъ, установите внимательный взоръ на то, что не всѣмъ видимо — на небо отверзтое, голубя сходяшаго и гласъ слышанный: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ! Установите взоръ вашъ и не отрывайте вниманія вашего отъ сего дивнаго видѣнія! О! кто дастъ слову нашему силу, чтобъ достойно воспѣть славу Бога, въ трехъ ѵпостасѣхъ на Іорданѣ явившагося! —

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.) Слова къ владимірской паствѣ. 103. На Богоявленіе.

Воспѣвать бы нынѣ только славу Бога, троично явившагося на Іорданѣ, — славу, великолѣпіе коей восхищаетъ и Ангельскіе умы и Ангельскіе языки возбуждаетъ на пѣніе и пѣсни духовныя. — Но гожи ли мы съ вами къ тому, чтобъ взяться за сіе святое и пренебесное дѣло?! Подготовились ли, — стяжалиль запасъ Богомысленныхъ созерцаній и благогласныхъ рѣченій, и душу свою настроилиль, какъ Давидскую арфу, чтобъ на ней Давидски издать Богодвижный псаломъ — Сыну крещаемому, Святому Духу осѣняющему Его и Отцу свидѣтельствующему о Немъ? — Кто готовъ, тотъ пусть поетъ, услаждаясь утѣшительными движеніями сердца и многообъятными созерцаніями ума. А я понуждаюсь на другое обратить слово мое.

Въ праздникъ крещенія благовременно спросить крещенныхъ: такъ ли вы держите себя, крещенные, какъ подобаетъ крещеннымъ? Тому ли Богу служите, какому служить обѣщались въ крещеніи? — Смотря на васъ, скажетъ ли всякій: — это крещенные? — Это тѣ, кои отреклись отъ сатаны, и всѣхъ дѣлъ его, и всего служенія его, и всея гордыни его.

Подробнее...

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) Слово въ день Богоявленія передъ освященіемъ водъ.

Отверзеся небо, и сниде Духъ Святый тѣлеснымъ образомъ яко голубь на стоящаго во Іорданѣ Сына Божія. Гласъ съ небесе Бога Отца слышится: Ты еси Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Лук. 3, 22; Марк. 1, 2; Матѳ. 3, 17).

Разверсто и нынѣ небо, опять Духъ Святый сходитъ на воды, и Богъ свидѣтельствуетъ о Своемъ Сынѣ.

О, если бы разверзлись наши душевныя очи! О, если бы ушеса наши могли воспринимать небесные глаголы! Мы бы увидѣли, что отверсты небеса надъ нами. Мы бы узрѣли Сына Божіяго стоящаго среди насъ и Духа Святаго, парящаго надъ нами, и слышали гласъ Божій, вѣщающій о божествѣ Спасителя міра.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа.

Слово въ день святаго Богоявленія Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.

Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 1-й. Издание 2-е. СПб., 1893Сегодня, братія возлюбленные, св. Церковь предложила намъ весьма назидательное чтеніе изъ Апостола, именно — изъ посланія св. апостола Павла къ Титу. Вотъ это чтеніе: «Братіе! явиласъ благодать Божія, спасительная для свѣхъ человѣковъ, научающая насъ, чтобы мы, отвергнувъ нечестіе и мірскія похоти, цѣломудренно, праведно и благочестиво жили въ нынѣшнемъ вѣкѣ, ожидая блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, Который далъ Себя за насъ, чтобъ избавить насъ отъ всякаго беззаконія, и очистить Себѣ народъ особенный, ревностный къ добрымъ дѣламъ. Сіе говори, увѣщавай, и обличай со всякою властію, чтобы никто не пренебрегалъ тебя. Напоминай имъ повиноваться и покоряться начальству и властямъ, быть готовыми на всякое доброе дѣло, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всѣмъ человѣкамъ. Ибо и мы были нѣкогда несмысленны, непокорны, заблуждшіе, были рабы похотей и различныхъ удовольствій, жили въ злобѣ и зависти, были гнусны, ненавидѣли другъ друга. Когда же явилась благодать и человѣколюбіе Спасителя нашего, Бога, Онъ спасъ насъ не по дѣламъ праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрожденія и обновленія Святымъ Духомъ, Котораго излилъ на насъ обильно чрезъ Іисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатію, мы по упованію содѣлались наслѣдниками вѣчной жизни (Тит. 2, 11-15; 3, 1-7). Вотъ сегоднишнее чтеніе изъ Апостола. Апостолъ говоритъ о благодати или милости и силѣ Божіей, т. е. Христовой, спасительной для всѣхъ человѣковъ, не исключая никого, кто бы только ни принялъ эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать чрезъ Іисуса Христа и только въ Немъ, — то не спасся бы никто, ни одинъ человѣкъ, и всѣ погибли бы на вѣки во грѣхахъ, ибо грѣхъ естественно раждаетъ смерть — временную и вѣчную. Но теперь явилась спасительная благодать всѣмъ человѣкамъ, — и всѣ вѣрующіе и покорные ей могутъ спастись; никто не можетъ отговариваться невозможностію или неспособностію. Эта спасительная благодать находится въ Церкви Христовой; держись ея, исполняй ей предписанія и заповѣди, участвуй въ ея таинствахъ и Богослуженіи, — и ты непремѣнно спасешься.

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово въ навечеріе Богоявленія Господня. Предъ освященіемъ воды.

Сейчасъ, изъ устъ св. Церкви, вы услышите, братіе, гласъ Господень на водахъ, призывающій всѣхъ и каждаго къ принятію духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа. Поелику гласъ сей гремитъ не для одного приличія, и, къ чему такъ торжественно всѣ призываются, то, безъ сомнѣнія, и подается неоскудно каждому, кто благорасположенъ къ принятію: то надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божія, не будемъ имѣть нужды въ указаніи, какъ вести себя при наступающемъ священнодѣйствіи, и какъ употреблять освященную воду. Но печальный гласъ опыта говоритъ другое: ни въ какой день въ году не происходитъ столько неприличнаго замѣшательства въ нашихъ храмахъ, какъ нынѣ. Посему, прежде нежели изыдемъ для освященія воды, мы почли за долгъ изыти предъ васъ для показанія ея важности и для защищенія ея отъ злоупотребленій.

Подробнее...

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.) Слово въ навечеріе Богоявленія Господня.

И крестився Іисусъ взыде абіе отъ воды: и се, отверзошася Ему небеса (Матѳ. 3, 16).

Духовные поучения протоиерея В. Н. Амфитеатрова. М., 1911Въ одинъ день великія дѣла Божіи совершились на землѣ: Крещеніе Сына Божія въ водахъ Іордана, «схожденіе» Духа Божія на Іисуса и свидѣтельство съ небесъ Бога Отца о Единородномъ Сынѣ Его, Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ.

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Рождественскій сочельникъ.

Почти 2000 лѣтъ прошло съ той благословенной ночи, въ которую небесный благовѣстникъ возвѣстилъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ (Лук. 2, 10). И почти въ теченіе 2000 лѣтъ святая Церковь ежегодно возобновляя торжество этой Виѳфлеемской ночи, снова и снова говоритъ намъ о томъ, чтó совершилось тогда, и о томъ, что это дѣйствительно великая радость.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus