Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Дореволюционное обновленчество: историческая оценка

Большинство авторов совершенно негативно оценивают послереволюционное «обновленческое» движение (сама «обновленческая» церковь не просуществовала и полстолетия, поэтому не оставила своих апологетов), выявляя всю «пошлость и фальшь политического приспособленчества живоцерковников и других групп советских обновленцев, которых не приняло большинство церковного народа». Находят многие глубокие различия, которые существовали между дореволюционным движением за церковное обновление и «советскими» обновленцами. До революции виден протест против государственного пленения Церкви и засилья светского чиновничества в синодальном руководстве. Советские «обновленцы», напротив, желали государственной опеки и соглашались на контроль безбожного большевистского «обер-прокурора» из ГПУ[1]. Но не все исследователи одинаково положительно относились к дореволюционному обновленческому движению, есть и отрицательные оценочные суждения. Можно даже вывести причинно-следственную цепочку: чем консервативнее исследователь, тем критичнее его отношение к дореволюционным обновленцам, например, к «группе 32-х священников». Например, по мнению В. Цыпина, появившиеся в Церкви в годы Гражданской войны модернистские группировки «подхватили идейное наследие «группы 32-х священников»[2]. На последних же лежит «часть вины» за то, что император Николай Второй не допустил созыва Поместного Собора, опасаясь, «как бы Собор ни приобрел направления, параллельного тому, который был выбран Государственной Думой двух первых созывов». Причиной появления дореволюционных обновленческих тенденций мнением большинства исследователей считается необходимость исправления нарушений канонического строя церкви, утвердившихся в результате реформ Петра.

Подробнее...

Критика Н. О. Лосским основных гносеологических направлений

Критика Н.О. Лосским основных гносеологических направлений

Как отмечают исследователи Дж. П. Скенлен и Н. Н. Старченко, Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности, после длительной духовной эволюции, придя к твердому убеждению в истинности христианского вероучения, и стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами[1]. Систематическое философское учение Н. О. Лосского было высоко оценено его современниками. С. А. Левицкий относит его труды, наряду с его западными аналогами (Этикой Гартмана и Двумя источниками морали и религии Бергсона) к числу лучших систем, созданных в ХХ веке[2].

Подробнее...

Седьмой Вселенский Собор и богословское влияние преп. Иоанна Дамаскина

В 787 г. Седьмой вселенский собор в Никее сформулировал православное вероучение о священных изображениях и иконопочитании, исходя из учения св. Иоанна Дамаскина. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение, а на последних заседаниях было составлено определение о почитании икон, где говорилось: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и не письменно. 

Подробнее...

Шатровые храмы в православном зодчестве

Введение

Большинство древнерусских храмов построены в византийском стиле (в Киеве Десятинная церковь, Софийский собор, Киево-Печерская лавра, Михайловский монастырь; в Новгороде Софийский собор, в Пскове Собор св. Троицы, во Владимире Успенский собор, в Ростове Успенский собор и другие). Но в русских храмах существовало множество отличий в сравнении с византийскими образцами. Так, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было; между прочим, количество каменных храмов было небольшим. Стены храма украшались изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху. В постройке деревянных церквей, которых, вследствие обилия древесного материала, особенно много было на севере, русские мастера проявили много своего вкуса и самостоятельности. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу. Первый вид чисто русского стиля носит название «шатрового», или столбового. Об этом архитектурном стиле и пойдет речь в данном сочинении.[1]

Подробнее...

Положение Православной Церкви и Османская империя

С падением Византийской империи (1453 г.) под оружием турок мусульман и образованием на ее территории турецкого государства, характер церковной жизни на Востоке сильно изменился. Ранее, в течение 11 с лишним веков, православная Церковь была господствующей на Востоке. Теперь ее место заняло мусульманство. В результате, положение Церкви стало крайне стеснено мусульманским правительством и потеряло прежние права и преимущества, которые она имела при господстве христианства. Наступил упадок церковной жизни. Но, несмотря на свое бедственное положение под игом мусульман, Восточная Церковь продолжала хранить в целостности и чистоте как православное учение, так и древнее церковное устройство.[1]

Подробнее...

Протоиерей Александр Шабанов. «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».

Наш современник, поэт Михаил Никитин посвятил Празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы такие простые и искренние строки:

Пятнадцать ступеней, ведущие в Храм,
До Вести Благой пятнадцать ступеней.
Их вместе с Марией пройти бы и нам –
До храма дойти и вступить в его сени.

В одной из самых уютных, тёплых книг русской литературы – повести Ивана Шмелёва «Лето Господне» – есть эпизод, посвящённый Введению Пресвятой Богородицы во Храм:

Подробнее...

Творческий путь Анри Бергсона

Нам сейчас не так легко понять, что означал Анри Бергсон для тех времен – первой четверти XX века.[1] «Имя Бергсона сегодня так громко и навязчиво повторяется на все лады в мире культуры, что те, кто наделен более тонким слухом, могли бы, пожалуй, с сомнением спросить себя, а стоит ли вообще читать такого философа». Его не только стоит, но необходимо читать, продолжает прославленный Макс Шелер, ибо в философии Бергсона выражено совершенно новое «отношение человека к миру и душе».[2] Русский биолог И. И. Мечников так описывает атмосферу в лекционном зале Коллеж де Франс во время преподавания А. Бергсона: «с приходом профессора все умолкали, и все слушатели усиленно напрягали внимание»[3]. Мечников считал, что бергсонизм отвечал потребностям аудитории, надеющейся на возрождение метафизики, воодушевлял молодых интеллектуалов, утверждая независимое существование души, бросал вызов церковности и сциентизму, собственно говоря, мэтр предлагал паллиатив, способный подсластить горькую пилюлю существования.[4]

Подробнее...

Прощальная речь патриарха Иакова и обетованный Мессия.

49-я глава книги Бытия представляет собой одно из замечательнейших мест во всем Ветхом Завете. Здесь содержится прощальная речь патриарха Иакова, обращенная к его сыновьям. Она также является благословением сыновьям и пророчеством о будущей судьбе их потомства. В ней весьма ясно указано время пришествия обетованного Мессии, равно как и колено, из которого Он должен был произойти. Этим коленом является потомство Иуды. Благословение ему содержится в 8 – 12 стихах, но собственно мессианский смысл, по общему признанию толкователей, имеет его средняя часть. По устроению, Христос имел произойти из колена Иудова, и Иаков, движимый Духом Святым, в словах, обращенных к Иуде, предвозвестил не только пришествие Господа к людям, но и таинственное воплощение, и крест, и погребение, и, словом сказать, – все. «Благословение, данное Иуде таинственно, – пишет святитель Иоанн Златоуст. – Оно предзнаменовало все то, что относится к Христу».[1]

Подробнее...

Этика и эстетика Климента Александрийского.

Биография и сочинения Климента Александрийского.

К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои разнообразные идеи он воплотил в не менее замысловатую форму. Избегая устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей – загадка для читателя. Однако благодаря подобным качествам Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.[1]

Подробнее...

Интуиция в теории познания Н. О. Лосского

«Смысл кризиса всей современной философии, - пишет Николай Бердяев, - в возврате к бытию и к живому опыту, в преодолении всех искусственных и болезненных перегородок между субъектом и объектом. Должна быть создана новая философия тождества, по духу родственная шеллинговской, но обогащенная всеми новыми завоеваниями»[1]

Подробнее...

Навигация

Система Orphus