По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.) «НА НИВѢ ХРИСТОВОЙ». (СЛОВА И БЕСѢДЫ). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. (Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1985).


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

Слава Господу, еще и въ этомъ году привелъ насъ Промыслитель поклониться съ небесъ снизшедшей Любви Его къ человѣку, къ намъ, дорогія братья и сестры. Чтобы возвысить торжество и радость нашу, учредила Церковь постъ передъ Рождествомъ. Пройдя черезъ тѣснины поста, мы чувствуемъ себя въ день праздника свѣтлаго, какъ бы исходящими на свободу.

Однако, чтобы не забылся кто, веселясь въ святые дни и вечера Рождества-Богоявленія, чтобы не осквернилъ кто-либо святости прославляемаго событія, Церковь вложила въ уста наши краткую пѣснь и этой пѣснью остепеняетъ плоть нашу, возвышаетъ духъ нашъ, указывая въ этой пѣснѣ достойный способъ прославленія праздника. Какая же это пѣснь? — «Христосъ раждается, славите! Христосъ съ небесъ — срящите! Христосъ на земли — возноситеся! Пойте Господеви вся земля»...

Прославляютъ Христа, какъ съ небесъ снизшедшую Любовь къ намъ, — дѣти; прославляютъ Его — юноши и дѣвы; воспѣваемъ съ небесъ сошедшую Любовь и мы, убѣленные сѣдиной и умудренные опытомъ жизни, отцы и матери.

Дружнымъ хоромъ сердецъ должны мы славить Его, славить такъ, чтобы этимъ славословіемъ усладились сердца наши, чтобы заглушился въ нихъ позывъ — соблазнъ слѣдовать за растлѣннымъ духомъ вѣка сего.

Дорогіе мои, если вы, размышляя о Рождествѣ Христовомъ, невольно воскликните изъ глубины сердецъ вашихъ: слава Тебѣ, Господи, что сошелъ Ты къ намъ! Тебя ищущимъ и по истинѣ и правдѣ тоскующимъ, — это будетъ тихая пѣснь сердца вашего, которая соединитъ васъ съ Богомъ, говоритъ святитель Ѳеофанъ Затворникъ.

Встрѣчаясь, въ дни Рождества-Богоявленія другъ съ другомъ, мы бы должны были привѣтствовать другъ друга словами: «Радуйся, ибо пришелъ Тотъ, въ общеніи съ Которымъ мы получаемъ подлинную свободу, миръ душевный, въ Комъ обрѣтаемъ мы смыслъ нашей жизни, нашихъ земныхъ усилій и борьбы. Радуйтесь, дорогіе братья и сестры, радуйтесь — дорогіе дѣтки! — ибо Свѣтъ въ міръ пришелъ!»

/с. 21/ Но знаемъ мы, что человѣкъ, по рукамъ и ногамъ связанный плотскимъ мудрованіемъ, почитающій свое грѣховное состояніе природнымъ, не можетъ, не въ силахъ возрадоваться съ нами, ибо онъ въ плѣну у тьмы и мрака, которые являются для него привычнымъ состояніемъ. Болѣе того — такой человѣкъ не терпитъ отъ яслей Христовыхъ исходящаго свѣта. Объ этихъ жалкихъ людяхъ должны мы непрестанно совершать молитву, да не останутся они «во тьмѣ и сѣни смертной».

Какъ хотѣлось бы всѣхъ васъ, братія, видѣть радующимися именно этой свѣтлой радостью, радостью о любящемъ насъ Богѣ-Отцѣ, пославшемъ Сына Своего единороднаго, Іисуса Христа, чтобы всякій вѣрующій въ Него не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную. Это радость, осоляющая всѣ наши дѣла, всю жизнь нашу, и съ нею, какъ со знаменемъ побѣды, да шествуетъ каждый изъ насъ чрезъ тѣснины жизни, побѣждая тоску и уныніе, ибо съ нами Богъ. Аминь. 


Источникъ: Прот. Митрофанъ Зноско-Боровскій. На нивѣ Христовой. (Слова и бесѣды). Изъ миссіонерско-пастырской дѣятельности въ эмиграціи. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 20-21. 


Навигация

Система Orphus