По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

О Таинствах Церкви


«Таинства – вот путь, который начертал нам Господь, дверь, которую Он нам открыл. Вновь проходя по этому пути и через эту дверь, Он возвращается к людям» (Высказывание св. Николая Кавасилы «О жизни во Христе»). Слово «таинство», или точнее «тайна» (еврейское слово «сод»; арамейское слово «раза»), употребляется еще в Ветхом Завете для обозначения промыслительных деяний Божьих, которые открыты пророкам (Ам. 3:7; Дан. 2:28). В аналогичном значении слово «тайна» (греческое слово «misterion») встречается и в Евангелии, когда Христос Спаситель говорит о «тайне Царства» (Мк. 4:11). Апостол Павел прибегал к слову «тайна», благовествуя о спасении язычников (см., например, 1 Кор. 2:7).

В соответствии с таким библейским сотериологическим смыслом слова «misterion», оно стало обозначать и священнодействия Церкви, теснейшим образом связанные с Божественным Домостроительством. Истоки Церковных таинств коренятся в Ветхом Завете, где еще до Боговоплощения являла себя сила Духа Божьего. Но если в Ветхом Завете священнодействия имели характер прообразов, то в христианских Церковных таинствах силою Духа Божьего Церковь реально приобщается к благодати Иисуса Христа.[1] Природные, тварные элементы таинств (сам человек, вода, хлеб, вино, миро, елей) освящаются, предваряя конечное преображение мира. Церковные таинства включают важнейшие аспекты человеческой жизни, знаменуют «материализацию духа и одухотворение материи» (Вл. Соловьев).

Таинство («misterion»), по употреблению сего слова в Священном Писании, означает предмет сокровенный и столько высокий, что нелегко может быть понят человеком, или и совсем не может быть понят: таковы тайны – сокровенные пути Божьи, тайны царствия Божья, которые дано было разуметь апостолам и которых не понимал народ (Мф. 8:11), учение о Христе, возвещенное апостолами и неведомое для мира. Понятие о таинствах – как внешних богоустановленных действиях, заключающих в себе знамение и силу благодатного освящения – есть понятие откровенное.[2]

Таинств Церкви не менее и не более, как семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение (Послание восточных патриархов о православной вере, член 15).[3] Седмеричное число Церковных таинств определяется библейским числом 7, символизирующим полноту. Впервые ограничение числа Церковных таинств семью было принято в 12 веке на Западе, а затем и на Востоке. По толкованию священника Павла Флоренского, седмеричность таинств не только указывает на полноту, но и отражает онтологическую диалектику и глубины самой природы человека. Существует также большое число священнодействий («сакраменталиа»): освящение храма, крестов и икон, воды, плодов земных, отпевание и монашеский постриг, благословение священников вне и во время богослужения, крестное знамение, молитва. Все эти обряды также сообщают благодать Святого Духа.[4]

Христос возвращается в таинственном домостроительстве Святого Духа, которое продолжает Его видимое присутствие в истории. Но к тому же таинства Церкви занимают место чудес, совершенных во время воплощения. Более классическим является определение, данное в «Исповедании православной веры»: «Таинство есть священнодействие, в котором под видимым знаком верующему сообщается невидимая благодать Божья». Единство видимого и невидимого свойственно самой природе Церкви. Будучи непрестанной Пятидесятницей, Церковь изливает преизбыток благодати через все формы своей жизни. Но установление таинств (их «законной» стороны с канонической правильностью, как «действительную» и как «действенную» стороны освящающей благодати) устанавливает порядок, который ставит пределы всякому сектантскому беспорядочному «пятидесятничеству», и в то же время предлагает незыблемое, объективное и всеобщее основание благодатной жизни. Дух веет, где хочет, но в таинствах, при наличии условий, предлагаемых Церковью, и по обетованию Господа, дары Святого Духа безусловно сообщаются, и Церковь удостоверяет это.[5]


[1] См.: Мень А., протоиерей. «Словарь по библиологии». «Фонд имени Александра Меня», М., 2002. Том 3-й. Стр. 193. www.alexandrmen.ru (alexandrmen.libfl.ru)
[2] Филарет (Гумилевский), архиепископ. «Православное догматическое богословие». Создание электронного варианта: издание «Аксион эстин», СПб, 2006. Том 2-й. Стр. 201-203.
[3] См.: «Исповедание Восточных патриархов о православной вере». Электронная версия; Антоний (Амфитеатров). «Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви». Создание электронного варианта: издание «Аксион эстин», СПб, 2006. Стр. 217-218.
[4] Евдокимов П. «Православие». ББИ, М., 2002. Стр. 372.
[5] Евдокимов П. «Православие». ББИ, М., 2002. Стр. 371.

 


Навигация

Система Orphus